Поменять ли мне учителя или вовсе отказаться от учителей?

Jan 09, 2011 14:58



Это трудный вопрос.

Учитель необходим на ранних стадиях по следующим причинам:

1.     Он будет корректировать плохие привычки и обеспечивать, чтобы правильные движения закреплялись как можно раньше.

Когда начинающий садится за инструмент в первый раз, его движения будут неловкими и неудобными. Это подразумевает все виды движений: правильные и неправильные. Если начинающий по счастливой случайности будет придерживаться правильных движений, он, в конце концов, к ним привыкнет и разовьет превосходную технику. Однако, если начинающий предпринимает неправильные движения, они также скоро станут удобными для него, и их почти уже будет невозможно заменить на правильные движения, так как человеческая натура цепляется за то, что удобно.


Рассмотрим печатающего на клавиатуре двумя пальцами. Он может печатать удивительно быстро, но никогда не сможет превзойти наученного печатать десятью пальцами. Он может даже осознать этот факт и решить выучиться правильному способу печати. Однако, это означает, что на какое-то время ему придется отказаться от относительной эффективности, которую он достиг при печати, и вернуться на начальную стадию неловкости, пытаясь учиться пользоваться всеми десятью пальцами. Как вы можете себе это представить, достигнутая эффективность двухпальцевой печати станет основным блокиратором на пути к десятипальцевой печати.

То же самое с игрой на фортепиано. В начале, с легкими пьесами, неправильные движения будут вполне адекватны для исполнения, ученик сможет ими пользоваться, не замечая неудобств. Однако, по мере возрастания технических трудностей ученик будет сталкиваться с непреодолимой стеной. Он застрянет в развитии и единственным путем для продолжения будет возвращение к самому началу обучения и переучиванию моделей движения. Нет необходимости говорить, что все это граничит с невозможностью, так как кажущуюся эффективность неправильных движений, которые он приобрел, будет очень трудно оставить.

Именно на начальных стадиях, когда все движения (правильные и неправильные) одинаково неловкие и неудобные, легче всего освоить правильную технику игры. Конечно, это предполагает, что учитель знает обо всем этом (вы удивитесь как мало таких вокруг).

2.     Учитель представляет модель игры для ученика. Игра на фортепиано не является интеллектуальным предметом. На самом деле она гораздо ближе к физическим достижениям наподобие жонглирования, спортивной гимнастики и танцев. Способ заучивания такой физической деятельности лежит через подражание и повторение. В этом смысле учитель предоставляет модель для копирования. Опять же, предполагая, что учитель «знает», и ему можно безопасно подражать.

3.     Учитель представляет собой средство экономии времени. Большинство из того, что сегодня известно об игре на фортепиано, мучительно собиралось на протяжении 400 лет экспериментов, проб и ошибок. Возможно учиться на фортепиано самостоятельно, но на это потребуется очень большое время. И велики шансы, что столкнешься с разными видами проблем, которые уже получили свое решение. И еще раз, учитель сэкономит время только тогда, когда он знает что делает.

Найти хорошего учителя трудно. Фактически я удивляюсь, что люди находят их! Кажется, что все настроено против этого. Мне кажется, что ваша проблема сводится где-то к моменту доверия. Верите ли вы учителю? Если да, то вы должны следовать его методам. Если нет, тогда нет смысла следовать советам того человека, которому вы не доверяете.

Если вы решите самому обучать свою дочь, я бы посоветовал вам стать полностью информируемым. Это чрезвычайная ответственность. Получив всю информацию, вы также сможете легче ориентироваться при поиске соответствующего учителя и оценивать имеющегося.

Я предлагаю вам ознакомиться со следующими книгами:

Gyorgy Sandor - On playing the piano.
Seymour Fink - Mastering piano technique (Amadeus Press).
Abby Whiteside - On piano playing (Amadeus Press).

Хотя эти книги обсуждают продвинутую технику игры, вы должны представлять себе продвинутый материал, если вы хотите заложить хороший фундамент. Если вы попросите инженера рассчитать фундамент для здания, ему потребуется знать сколько планируется этажей и каков тип здания. Подобным образом, вам следует ориентироваться на финальную цель, чтобы наилучшим образом подготовить путь.

Надеюсь, что это поможет.

Бернар.
(по материалам форума www.pianostreet.com)


фортепиано, учитель музыки, обучение музыке

Previous post Next post
Up