Re: Расстановка пальцев самостоятельно.

Jan 08, 2011 18:53


Вопрос: «… и что касается вопроса аппликатуры - я могу расставить пальцы для фразы, но остаюсь не уверенным, насколько наилучшим образом эта расстановка подходит по музыкальности (или насколько она технически эффективна). И я слышал, что занятия с учителем сэкономило бы много времени в таком случае, но есть ли иной путь?»


Попробуйте следовать этому:

Принципы расстановки пальцев:

1.     Будьте осторожны с некоторыми вариантами аппликатуры в старых изданиях. Например, в 30-х и 40-х годах по некоторым причинам существовала догма, что вы должны менять пальцы на повторяющихся нотах. В некоторых случаях это помогает, в других случаях это просто не является необходимым. Среди других догм, которые можно проигнорировать, является запрет на использование большого пальца на черных клавишах. В общем случае не испытывайте колебаний при изменении аппликатуры, обозначенной в печатных нотах. Расстановка пальцев сугубо персональная (и должна быть таковой).

2.     Как только вы приняли решение по аппликатуре, придерживайтесь его. Ничто так не приводит в замешательство моторные центры, как проигрывание пассажа каждый раз с иной расстановкой пальцев.

3.     Аппликатура должна выбираться согласно двум приоритетам:

i.              Звук, который требуется произвести.

ii.             Комфорт.

4.     Любая фраза, которую можно сыграть без изменения позиции руки, должна быть сыграна с именно такой аппликатурой (например, мотив в 2-х голосой инвенции Баха № 1 в C: CDEFDEC для пальцев правой руки 1234231). Для того, чтобы найти лучшую аппликатуру для набора нот, попадающих в диапазон руки, сыграйте ноты как аккорд. Та аппликатура, которая производит наилучший аккорд, будет лучшей.

5.     Когда вы хотите сменить положение руки, подумайте о смещении руки в следующую позицию. Наилучшая аппликатура следующей позиции определить наилучшую расстановку пальцев для смещения.

6.     Всегда используйте ближайший палец для следующей клавиши, если нет причины сделать иное.

7.     Быстрые пассажи, которые состоят из гамм, хроматических гамм или арпеджио, должны следовать аппликатурным принципам, относящимся к этим гаммам/арпеджио.

8.     Разложенные аккорды должны подчиняться аккордовому принципу из п.4.

9.     Всегда отталкивайтесь от движения, не от пальцев. Представьте общее движение, которое проделают кисти/предплечья/руки при проигрывании пассажа, и пробуйте это движение без особой привязки к правильным нотам. При выполнении этого движения отмечайте какие пальцы на какие ноты попадают. Правильное движение подразумевает правильные пальцы. Между прочим, иногда некоторые расстановки пальцев (подобно оригинальной аппликатуре Шопена) могут показать вам правильное движение, потому что эти пальцы сработают только при правильном движении. Если таковое имеет место, вы должны пренебречь тем, что я сказал в п.1 и добиваться аппликатуры в нотном издании, пока вы не представите себе движение. Но как узнать об этом? Вы не сможете. Вот здесь проявляется преимущество занятий с учителем (предполагая, что учитель знает этот вопрос).

10. Некоторые музыкальные пьесы требуют специфической аппликатуры: в фугах Баха часто 3-му пальцу необходимо перешагивать через 4-ый палец. У Шопена использование большого пальца и мизинца на черных клавишах часто необходимо. Сначала это может показаться неудобным. Но привыкайте, иногда нет никакого другого способа играть эти произведения.

11. При исполнении легато двойных нот (например, терций или секст) хорошо бы помнить, что хорошее легато будет выполнено, если именно верхние ноты исполняются легато. Для того, чтобы осуществить это вам придется одним пальцем перешагивать через другой.

12. Смена пальцев на одной и той же клавише может оказаться необходимой для сохранения легато, особенно в медленных фразах. При быстрой игре вы можете скользнуть одним пальцем с черной клавиши на белую, и все еще сохраняя легато. А в очень быстрых гаммообразных  пассажах скорость молоточков будет превышать скорость демпферов, так что легато будет получаться само по себе.

Вот что приходит мне на ум на данный момент.

Бернар.
(по материалам форума www.pianostreet.com)

обучение игре на фортепиано, аппликатура

Previous post Next post
Up