Дороманское искусство. Раннехристианское искусство

Nov 01, 2012 13:00

     Мостом между искусством Средневековья и античным явилось раннехристианское искусство. Оно возникло в период, когда христианство еще нелегально бытовало в языческой Римской империи и просуществовало вплоть до формирования романского стиля. Раннехристианское искусство начали изучать еще в эпоху Высокого Возрождения, когда в XVI в. случайно обнаружили подземные христианские кладбища II-IV вв., которые служили также убежищем и местом сбора христианской общины: их стали условно называть катакомбами, потому что, одно из найденных кладбищ находилось в местности Катакумб под Римом. Катакомбы представляли собой галереи и прямоугольные помещения - кубикулы. В росписях катакомб использовались античные мотивы, но уже в соответствии с жухом новой религии. Это была система иносказаний и символов, связанная на первых порах лишь с поминальным культом. Птицы и животные, по христианским понятиям, населяли райские поля Элизиума; Орфей отждествлялся с библейским царем Давидом-псалмопевцем, Персей - со Святым Георгием, Одиссей - с христианином, стойким перед мирскими соблазнами. В Евангелии Бог сравнивается с виноградарем, Христос уподобляется пастырю, а его ученики  - пастве, и на стенах подземных камер появляются изображения сцен сбора винограда иди фигура юноши-пастуха с ягненком на плече - Добрый пастырь - наиболее распространенное в раннехристианском искусстве олицетворение Христа. Особенно часты изображения, с символами спасения души.
  Душа усопшего изображалась в виде оранты -  женской фигуры в молитвенной позе с воздетыми руками. Сюжеты не имели связного повествования. Фигуры все еще объемны, как в поздней Античности, но в орантах, например, символизирующих победу духа над плотью, все более подчеркивается уплощенный силуэт, рисунок намечается контуром, тело исчезает под хитоном, главное внимание на лицо и большие глаза. Так, от образов наивно-искренних, робких по исполнению, но полных, по выражению одного исследователя, "трепетности перед таинствами веры", раннехристианское искусство переходит к образам напряженно-экстатическим, в которых форма подвергается дематериализации во имя усиления духовного начала.
    С признанием христианства, появляютмя первые христиански храмы - базилики (от греч. basilike - царский дом). Базилика - вытянутое по оси восток - запад прямоугольное в плане здание со входом с западной стороны и алтарным помещением с восточной, разделенное рядом колонн на три или пять частей - нефы, или карабли (франц. nef, от лат. navis  - кораль), ведь церковь суть корабль, спасающий души. Перед западной частью храма иногда размещался атрий (атриум), т.е. двор с водоемом. В раннехристианский период апсиды (алтарные помещения, ориентированные преимущественно на восток) могли быть и с западной сороны, чего не встречается в зрелом Средневековье, после крестовых походов в Святую землю, когда алтарь уже всегда был ориентирован  на "Гроб Господень". Войдя в храм, прихожане попадали сначала в поперечное по отношению к нефам помещение - нартекс, первоначально предназначавшийся для оглашенных - тех, кто еще готовился приять христианство. В самой базилике ритм колонн направлял взор верующего к алтарю, к апсиде. Центральный неф был выше боковых и чаще всего вдвое шире. Он завершался триумфальной аркой пере главным абтарем и освещался окнами, расположенными близко к кровле. С развитие богослужения по центру храма ближе к алтарной части появился поперечный неф - трансепт, в некоторых случаях даже два. Возле церкви строилась колокольня. Епископские церкви - соборы имели здания для крещения - баптистерии.
    Примером древних базилик могут служить не сохранившаяся, но, обмеренная при сносе базилика Святого Петра в Риме (ок.330), на месте которой сейчас стоит Собор Святого Петра; сохранившаяся в основной своей части церковь Санта Мария Маджоре в Риме (IV в.., затем 432-440)

                          Церковь Святого Павла - Сан Паоло Фуори ле Мура, постороенная при Константине, но перестроенная после 386 г. и восстановленная после пожара 1823 г; церковь Сан Лоренцо Фуори ле Мура, представляющая сейчас соединение двух храмов IV и V вв.
    Помимо базилик существовал другой вид храмов - центрического типа: круглые (ротонды), многоугольные или крестообразные в плане, например церковь Сан Стефано Ротондо в Риме (конец V в.). По типу ротонды сооружались мавзолеи: крестообразный в плане мавзолей Святой Констанцы в Риме (первая половина IV в.)
    Раннехристианские церкви были скромны по наружному оформлению, но славились роскошью внутреннего убранства. Стройные колонны ионического или коринфского ордера; наборные полы из цветного камня; мозаика, расположенная в простенках между окнами и в апсиде и составленная из стекла смальцы, драгоценная утварь, златоканные облачения священников - все сливалось в единый образ роскоши и великолепия.
    Примером подражания римскому зодчеству может служить гробница остготского короля Теодореиха (493-526 гг.), находящаяся в Равенне. Ее купол сделан из гиганстского выдолбленного камня, т.к. расчеты купольной конструкции к тому времени были утрачены.
   

   Росписи христианских храмов были из Священного Писания и жития святых, изображения Христа на троне - властителя мира, Христа-учителя в окружении учеников, апостолов и евангелистов. Так, в мозаике апсиды церкви Санта Пуденциана в Риме (конец IV - начало V вв.) на фоне архитектурного иерусалимского пейзажа изображен восседающий на троне Христос, проповедующий апостолам. Фигуры еще объемны и материальны, позы



естественны. Со временем объемные фигуры сменяются более легкими и невесомыми. Позы становятся статичнее, живописное пятно уступает главенствующую роль линии. Вытянутые фигуры напоминают как бы раппорт орнамента. И еще, появляется и разномасштабность фигур, композиция теряет глубину, сохраняя только два плана.
     Роль книги в христианском богослужении вызвала к жизни еще одни вид живописи - книжную иллюстрацию, книжную миниатюру. Появлению иллюстрации способствовало возникновение сброшюрованного кодекса из телячьей кожи - пергамена, лучше воспринимающего краску, чем древний папирус (II - IV вв.). Главным заказчиком богато иллюстрированной богослужебной книги становится церковь. Книгу украшают изображения евангелистов, сюжетные иллюстрации из Евангелия, золотые и серебряные буквы на пурпуном фоне придают ей великолепие ("Венская Книга Бытия", V-VI вв.). Искусство книги и миниатюры было не единственным художественным ремеслом в монастырях. Из стен выходили замечательные образцы резьбы по слоновой кости, разнообразнейшие ювелирные изделия. С падением Западной Римской империи завершается история раннехристианского искусства и начинается новый этап - искусства дороманского.

Раннехристианское искусство., Дороманское искусство.

Previous post Next post
Up