Неллер Годфри

Oct 31, 2012 13:53

Неллер Годфри (1646-1723). Живописец немецкого происхождения. Учился в Амстердаме у Бола, ученика Рембрандта, затем в Италии, после предположительно в сер. 1670-х гг. переехал в Англию, где в конце XVII и нач. XVIII вв. стал ведущим портретистом. Смерть его основных соперников (особенно Лели в 1680 г.) и его непоколебимая вера в собственные силы способствовали тому, что к началу правления Иакова II (1685) он утвердился в качестве ведущего придворного живописцв.  После вступления на престол Вильгельма III и Марии II в 1689 г. Неллер был назначен Главным живописцем, причем если вначале он занимал эту высокую должность вместе с Джонои Райли (1646-1691), после его смерти - уже единолично. В 1692 г. художник был произведен в рыцари, а в 1715 получил титул баронета. Основанная Неллером в Лондоне студия-мастерская занималась массовым производством портретов. В работе ему помогала целая бригада художников, многие из которых были иностранцами.  Клиенты позировали только для рисунка лица, все остальное рисовалось позже по наработанным образцам. Говорят, что в мастерской иногда принимали до четырнадцати заказов в день. Это то, что касается "массового производства". Однако моделями Неллери были и художники, поэты, ученые. Неллер стремился зафиксировать практические занятия каждого человека, проявляя к ним неизменный интерес, и благодаря этому люди на его полотных выглядят естественно. Особое место в его творчестве занимает портрет скульптора Гринлинга Гиббонса (1648-1721). Тончайшие переливы серого и лилового цветов настраивают зрителя на волну спокойной сосредоточенности, в которую погружет Гиббонс. Скульптор смотрит в сторону, в правой руке его застыл цируль, а левой он властно и твердо держит голову будущего изваяния. Красивое лицо мастера задумчиво без напряжения, видна работа мысли, но драматизма или тревоги в ней нет.
      Именно Неллер первым среди английских художников задумался о ценности отдельного живописного мазка и о том, что грубая, шероховатая поверхность поотна вовсе не его недостаток. Напротив, каких-то изобразительных эффектов гладкой живописью не достигнешь, а постичь сущность произведения искусства можно, только отойдя на некоторое расстояние. Неллер был последним иностранцем, занимавшим ключевые позиции в английской живописи.
     Влияние произведенной им массовой продукции было поистине огромным. Лишь Хогарду и Рейнолдсу удалось разрушить многие из созданных им художественных стереотипов.


Ангийская живопись XVII-XX вв.

Previous post Next post
Up