УИЛЬЯМ ХОГАРТ

Nov 06, 2012 17:22

    Уильям  Хогарт (1697-1764) художник, который, словно перескочив несколько ступенек, вывел и собственную, и общенациональную живопись на новую высоту. Его отец - педагог и сочинитель - все время пытался организовать собственное прибыльное дело.  Он то писал учебники (их никто не покупал), то открывал литературное кафе (в него не ходили). В результате Ричард Хогарт оказался в долговой тюрьме. Его жена, мать девятерых детей (шестеро умерли), с трудом сводила концы с концами, но родители все-таки далидетям образование: так Уильям оказался сначала в школе (здесь он проявил еще и актерские способности), а потом в мастерской гравера по серебру, где стал подмастерьем. Уже в 1720 году он открыл собственную граверную мастерскую в доме матери. Гравюры его начали пользоваться спросом, но Хогарт стремился учиться живописи. Его учителем стал сэр Джеймс Торнхилл,  и в 1728-1729 гг. Хогарт создал свою первую картину "Оперу нищего",  навеянную пьесой Джона Гея. Параллельно он задумал большую работу: серию из шести картин, объединенных взятым из реальной жизни сюжетом, под шокирующим названием "Карьера проститутки".  Когда серия была закончена, Хогарт сделал со всех картин гравюры, которые начали расходиться, пользуясь бешеным успехом.
     Удача окрылила живописца. Появились еще две серии - "Карьера мота" (1735) и "Модный брак" (1743-1745). В первой рассказывалась история беспутно проижитого наследства, вторая была "повестю в красках", рассказывавшая о женитьбе разорившегося аристократа на дочери богатого торговца. Оба сюжета заканчиваются трагически и должны были по мысли своего создателя, служить исправлению нравов его современников. Это соответствовало духу классицизма, утвердившегося в европейском искусстве середины XVIII столетия. Рационалистическое начало, торжество разумного, а не эмоционального, нравственной идеи, а не живого чувства, логики, а не душевного порыва - вот мировоззрение, лежащее в основе классицизма. Хогарту казалось естественным призвать соотечественников трудиться и самостоятельно искать пути к благосостоянию.
    Хогарт повел кампанию борьбы с расхитителями чужой собственности (по серия его картин создавались гравюры, которые прекрастно продавались, с них делалось множество пиратских копий), результатом которой явилось принятие в 1735 году "Закона об авторском праве". 
    Боясь нищеты, он использовал любые способы заработать, выставляя свои полотна на аукционы, но деньги ему приносили гравюры. При этом живописцем он был великолепным, например, лучше всех в сране умел писать детские портреты.
     

     Хогарт не был простым проповедником в живописи. Его сатира направлена не только ротив безнравственности, но и против педанства и претенциоозности. Он считал себя в какой-то мере зацитникоам английского здравого смысла от моды на французский и итальянский маньеризм.
     


Он пытался доказать, что может работать в итальянском высоком стиле ("Сигизмунда" 1759). Но такие его работы общепризнанно считаются худшими произведениями. Но, ему хорошо удавались портреты. Так, картину "Капитан Крем" 1740, Хогард сам считал своим достижением в портретной живописи. Эта картина показывает способность художника уверенно и без млейшей искусственности работать в стиле барокко.
     

      В 1735-1755 гг. Хогарт возглавил Академию в переулке Сент-Мартин. Так он явился основным предшественником Королевской академии художеств.
      Через всю жизнь Хогарт пронес любовь к театру. Первым в Англии н начал запечатлевать на холсте сцены из шекспировских драм. В 1745 он создал картину "Дэвид Гаррик в роли Ричарда III" - актер Дэвид Гаррик был другом художника. 
     

      В 1753 году он опубликовал книгу "Анализ красоты",  трактакт по теории эстетики, написанный с глубокой убежденностью в том, что взгляды профессионального художника должны иметь больший вес, нежели теории искусствоведа или художника-любителя.
      Хогарт был крупнейшим британским художником своего поколения. Будучи выдающимся мастером как в живописи, так и в графике, он благодаря совершенству  и оригинальности своих произведений, а также силе своей личности освободил британское искусство от засилья иностранных влияний. В его творчестве заметную роль играет "литературный" элемент, и в связи с этим его часто недооценивают как художника; в особенности его неформальные картины показывают, что  его владение кистью ничуть не уступает воображению. Пример тому, "Девушка с креветками" 1740. Благодаря живости и непосредственности исполнения заслуженно считается одним из самых популярных произведений британской  живописи XVIII века.
    

    

Ангийская живопись XVII-XX вв.

Previous post Next post
Up