Наболевшее

May 17, 2017 10:53

Основная проблема с антиутопиями заключается в их удалении от реальности. Разовью мысль. Антиутопия у нас считается характерным представителем "социальной фантастики", где не пыщь-пыщь эскапизм, а Поднимаются Важные Вопросы. Жизни, вселенной и всего такого. Так как фантастика пишется людьми, и антиутопия тут не исключение, то не мудрено, что идеи для антиутопических произведений берутся из реальности, даной нам в ощущениях. И - так как это, всё-таки, литература - для получения необходимой картины идея доводится до абсурда. Из фордовского сборочного конвеера получается "Дивный новый мир" с кастами, из видеокамер и разочарования Оруэлла в СССР - 1984 (причем широкие круги читателей запомнили оттуда, почему-то, только видеокамеры), а пришествие Трампа раздувается до неминуемого кровь-говно-и-Галаад (нонешний "Рассказ служанки", который ничтоже сумняшеся решили актуализировать). Я могу, в принципе, продолжать, но зачем?

Разумеется, потом получается, что конвеер не приводит к кастовой системе, а приводит к автоматизации производства, видеокамеры висят в каждом ларьке в совершенно частном порядке, а Трамп оказался тем, чем оказался, а не византийским гением религиозной диктатуры. Хотя ладно. Оригинал "Рассказа служанки" писался с реалий 1980х годов, победившей рейганомики и реванша фундаменталистов, тут я немного кривлю душой; но Атвуд первая тогда заявляла, что пишет если не с натуры, то с реально имеющих место прецедентов. Доведенных до своего логического завершения, разумеется.

Она не виновата (как не виноваты Оруэлл и Хаксли, кстати), что широкие массы начитанных людей понимают слова "роман-предостережение" слишком буквально.

Понимаете, в чём штука. Случиться может вообще что угодно и где угодно. Вот только каждый такой случай не несёт стапроцентной вероятности, что его последствия будут иметь антиутопический характер. И даже пятидесятипроцентной. Потому что антиутопия - литература, а литература ничего не предсказывает и ничего не указывает. Литература отображает. Пускай даже и в фокусе.

Но так как это понимание ускользает от читателя, мы имеем то, что имеем - постоянные отсылки к антиутопии по поводу и без реальных событий. Забывая при этом, что антиутопия - не реальность. И не возможный вариант реальности. И не какой-нибудь ещё роман-предупреждение. Антиутопия - это художественная литература. Да, любая художественная литература - отражение мыслей автора; иначе её никто бы не писал. Но она, блядь, не предсказание! И не руководство к действию!

И перестаньте уже по каждому поводу и без поминать дедушку Оруэлла. Потому что при всех достоинствах 1984, ни один тоталитарный режим в реальности не был похож на Океанию. Да-да, даже ГДР, КНДР и Демократическая Кампучея.

Реальность вообще нереалистична и принципиально никому ничем не обязана.

P.S. При всём этом я хотел бы заметить, что "Рассказ служанки" тягают туда-сюда и приводят в пример куда как меньше, чем Оруэлла с Хаксли. Хотя кое-где его даже в школьной программе изучают. Видимо, плохо изучают, раз вспомнили за тридцать лет только один раз, да и то когда оранжевый Трамп клюнул.

Ну, я не знаю. Дело в том, что "Рассказ служанки" - это моё рвотное средство, наряду с парой других произведений схожего толка. И да, в данном случае это скорее комплимент.

Но я же не считаю его стопроцентным предсказанием действительности или там руководством к действию!

...Хотя сериал действительно проходит мимо не только русскоязычного фэндома, но и вечно озабоченного справедливостью и общественно-политическими вопросами англоязычного. Что вызывает закономерные выводы.

P.P.S. Вот лучше бы вместо антиутопий про порабощение женщин писали побольше книг, где женщины всё могут.

Поскольку антиутопий про порабощение женщин и так написано выше крыши, а вот второй категории, да ещё и не испорченной авторским сексизмом, просто отчаянно не хватает. This entry was originally posted at http://sohryu-l.dreamwidth.org/542196.html. Please comment there using OpenID.

ассорти, liberté, гендерное, network culture, gesselschaft

Previous post Next post
Up