Прекрасные журналисты изданія "Столица Нижній" обнаружили меня на газонѣ фестиваля современной академической музыки "Opus-52". И задали вопросы, изъ которыхъ спонтанно родились эти размышленія. Большое вамъ спасибо, Александръ Поздняковъ, Глѣбъ Пушменковъ и очаровательная Марія Медвидь! "Столица Нижній", №8 (77) 2019 г.
Культурныя акціи подъ открытымъ небомъ стали неотъемлемой чертой современной общественной жизни. Въ этой связи встаетъ закономѣрный вопросъ: почему именно такая форма проведенія фестивалей - внѣ стѣнъ и замкнутыхъ пространствъ стала столь востребованной. При этомъ слѣдуетъ сразу уточнить, что это явленіе не было организовано извнѣ, оно есть результатъ общественнаго запроса.
На первый взглядъ, выборъ такого формата со стороны зрителей выглядитъ достаточно экзотично. И на самомъ дѣлѣ: гораздо удобнѣе слушать любимую музыку сидя въ комфортныхъ условія зала или стадіона, въ которыхъ и техническая оснащенность лучше и качество звука и сопровожденіе видеосвѣтовыми эффектами несравненно выше. Но если вдругъ появляется стремленіе отказаться отъ такого комфорта, пожертвовать и удобствомъ и качествомъ, и это случается не съ однимъ человѣкомъ и даже не съ нѣкой маргинальной группой, а порывъ этотъ захватываетъ большія группы людей, то у этаго явленія должна быть какая-то глубинная причина, соціальные корни. Такая причина дѣйствительно существуетъ, именно поэтому данное явленіе носитъ не случайный, а закономѣрный характеръ и оно, неотвратимо расширяясь, постепенно пріобрѣло глобальный характеръ, охватывая нынѣ практически вѣсь міръ.
Не будетъ большимъ преувеличеніемъ утверждать, что этотъ процессъ сталъ результатомъ перехода отъ индустріальнаго къ постиндустріальному обществу, а въ культурномъ контекстѣ отъ эпохи модернизма къ постмодернизму. Эпоха индустріализаціи и модернизма это первая въ исторіи человѣчества эпоха массоваго общества. Въ это время въ общественную активность были вовлечены невиданныя ранѣе огромныя по численности группы людей. Вспомнимъ, что ХХ вѣкъ прошелъ подъ знакомъ такихъ идеологемъ какъ: "трудящіеся массы", "широкіе массы сторонниковъ мира, демократіи, соціализма и такъ далѣе, списокъ этотъ можетъ продолжить каждый.
Государства въ концѣ XIX и въ началѣ ХХ вѣка столкнулись съ необходимостью срочно выработать новые адекватные механизмы управленія и контроля этими массами. Поэтому на протяженіи почти всего предыдущаго столѣтія мы видимъ постоянныя дѣйствія по цѣленаправленной организаціи большихъ группъ людей и ихъ закупориванію въ жесткихъ соціальныхъ резервуарахъ.
Отсюда проистекаетъ и эпоха массовыхъ политическихъ партій, и расцвѣтъ профсоюзнаго движенія, и формированіе безпощадныхъ государственныхъ идеологій, и принудительное замыканіе отдѣльныхъ группъ въ производственныя структуры, и, даже, наличіе массовой призывной арміи. Въ этихъ условіяхъ естественнымъ образомъ происходило подавленіе индивидуализма, личностнаго начала въ человѣкѣ. Индивидъ со свободной волей, съ собственной картиной міра и убѣжденіями представлялъ общественную опасность, подобная личность не была востребована соціумомъ индустріальной эпохи.
Такая модель общественныхъ отношеній была взломана естественнымъ ходомъ исторіи, во время перехода отъ индустріальнаго къ постиндустріальному обществу. Рубежомъ этого перехода стали шестидесятые годы прошлаго вѣка. Сначала движеніе хиппи бросило вызовъ забетонированной жесткости существующихъ соціальныхъ нормъ и рамокъ, а потомъ случился Вудстокъ. Это были 3 дня, всего три! дня, которые перевернули міръ. Съ 15 по 18 августа 1969 года въ США состоялась Вудстокская ярмарка музыки и искусствъ. Это былъ первый масштабный музыкальный, въ данномъ случаѣ рокъ фестиваль подъ открытымъ небомъ.
При этомъ слѣдуетъ отмѣтить, что плотину прежней фестивальной эстетики сломалъ не только фактъ проведенія его на природѣ и даже подъ дождемъ, но тотъ невиданный прежде и никѣмъ не ожидаемый, даже самими организаторами, общественный откликъ на него. Вмѣсто заявленныхъ 50 тысячъ участниковъ на фестиваль пріѣхало 500 тысячъ! Причемъ реакція властей на этотъ фестиваля первоначально была полностью въ духѣ индустріальной тоталитарной эпохи: онѣ планировали для организаціи порядка прислать 10 тысячъ полицейскихъ. Но собравшіеся на свой фестиваль сотни тысячъ человѣкъ вполнѣ успѣшно обошлись безъ нихъ.
Съ этого момента началась эпоха фестивалей подъ открытымъ небомъ, подъ солнцемъ и облаками, внѣ стѣнъ и потолковъ. Оказалось, что акціи подъ открытымъ небомъ отвѣчаютъ глубиннымъ эмоціональнымъ потребностямъ освобождающейся личности. Въ силу погодныхъ условій такіе фестивали проходятъ, какъ правило, лѣтомъ. А лѣто ассоціируется съ отпускомъ, свободой, путешествіемъ, освобожденіемъ отъ рутины повседневности. Такое эмоціональное переживаніе свободы побуждаетъ человѣка стремиться вонъ изъ замкнутыхъ объемовъ цеховъ, офисовъ, квартиръ въ пространство природы.
Все что происходитъ на открытомъ пространствѣ должно быть непохожимъ, противоположнымъ тому, съ чѣмъ участники фестивалей сталкиваются на работѣ. Работа - это замкнутость, замкнутость пространства, замкнутость сферы дѣятельности, замкнутость коллектива, замкнутость отношеній. А здѣсь - открытость, распахнутость навстрѣчу міру, навстрѣчу другъ другу. Чѣмъ выше уровень организованности, несвободы, раціональности повседневнаго бытія человѣка, тѣмъ цѣннѣе для него свобода отъ всего этого, тѣмъ радостнѣе онъ устремляется ей навстрѣчу.
Открытое пространство запускаетъ механизмъ игровыхъ отношеній между людьми. Въ обыденной жизни властвуетъ работа, а здѣсь искрится игра. И игра, въ свою очередь, пробуждаетъ дѣтское начало, ребенка въ каждомъ участникѣ этой игры. А наша способность искренне и безоглядно любить это даръ живущаго въ насъ ребенка. Именно поэтому на фестиваляхъ открытыхъ пространствъ царитъ атмосфера радости и любви. Здѣсь всѣ участники любятъ другъ-друга, любятъ искренне, по-дѣтски. Къ такимъ отношеніямъ игры, любви и радости способны только свободные люди. Игра - дѣтство - любовь - радость вотъ эмоціональное основаніе, которое составляетъ суть фестивалей на открытомъ пространствѣ.
Логика игры выводитъ человѣка изъ-подъ гнетущей власти утилитаризма, повседневной раціональности и отупляющей серьезности. Игра фестивалей цѣнна сама по себѣ, а не потому, что она приноситъ ее участникамъ выгоду. Вдругъ оказывается, что для человѣка высшей цѣнностью оказывается его собственный "танецъ жизни", а не то, что его приладили какъ инструментъ для достиженія нѣкой практической цѣли или чьей-то выгоды.
Изъятіе подобныхъ дѣйствій изъ-подъ власти повседневности осуществляется и путемъ ихъ хронологическаго сдвига по отношенію къ обычному соціально детерминированному временному циклу. Не случайно, такъ популярны стали ночи музеевъ, библіотекъ, а такъ же музыкальныхъ и театральныхъ фестивалей, длящихся до утра или, даже, цѣлыми сутками. На первый взглядъ кажется достаточно нелѣпымъ хожденіе въ музеи ночью, развѣ этого нельзя сдѣлать и въ болѣе комфортныхъ условіяхъ въ обычное время какъ "всѣ люди"? Однако участіе въ акціи, напримѣръ, ночь музеевъ, обладаетъ раціональностью болѣе высокаго порядка, чѣмъ разумные доводы "дневниковъ". Такой выходъ за предѣлы внѣшне заданнаго устойчиваго суточнаго ритма обезцѣниваетъ кажущуюся незыблемость соціальнаго міропорядка, расшатываетъ идеологію поглощенія человѣка соціальнымъ міромъ. Въ плотной массѣ застывшаго бытія образуется узкій зазоръ, черезъ который взлетаетъ наша душа.
Еще одна особенность акцій подъ открытымъ небомъ состоитъ въ томъ, что въ своей глубинной сущности онѣ носятъ карнавальный характеръ. Ритуалъ карнавала предполагаетъ сломъ привычной жесткой вертикальной соціальной іерархіи. Этотъ переворотъ привычныхъ отношеній, своеобразная революція, которая, къ тому же, совершенно безопасна, высвобождаетъ энергію радостнаго творчества. На такихъ фестиваляхъ строгая іерархія между людьми исчезаетъ, здѣсь всѣ равны, всѣ партнеры. Участники на такихъ собраніяхъ не пассивные зрители, но активные участники событій. Поскольку это міръ игры, то въ ней участвуютъ всѣ, она не можетъ быть создана лишь только тѣми, кто находится на сценѣ, но только во взаимодѣйствіи со зрителями. Согласимся, что это такъ непохоже на то, что обыкновенно происходитъ въ филармоніяхъ и концертныхъ залахъ.
Культурныя дѣйства открытыхъ пространствъ выполняютъ важную функцію горизонтальной структуризаціи общества. На различные фестивали приходитъ много людей, но эти люди разные. Понятно, что на рокъ-фестиваль приходятъ, какъ правило, не совсѣмъ тѣ, кто посѣщаетъ на этой же площадкѣ концертъ классической музыки. Такимъ образомъ, участіе въ этихъ акціяхъ носитъ стихійный, но не безсистемный характеръ. Это способствуетъ формированію общности людей со схожими культурными запросами, образомъ жизни и находящимися въ единомъ смысловомъ пространствѣ. Причемъ, и это очень важно, эта общность возникаетъ не подъ внѣшнимъ цѣлевымъ воздѣйствіемъ, и не для достиженія какой-то цѣли, а является спонтаннымъ проявленіемъ искренняго стремленія человѣка къ общенію съ близкими ему по духу другими людямъ. Такъ формируется не вертикальная пирамидальная, а горизонтальная сѣтевая структура соціальныхъ отношеній.
На фестиваляхъ подъ открытымъ небомъ (развѣ не прекрасно само сочетаніе "открытое небо"!) каждый человѣкъ, нашедшій свое мѣстечко на пледѣ на газонѣ въ окруженіи такихъ же, какъ онъ, становится творцомъ новой реальности, которая формируется прямо сейчасъ. На импровизированной сценѣ звучитъ музыкальная импровизація, на открытой площадкѣ импровизируется сплетеніе новыхъ отношеній и все это, только что появившись изъ небытія, сразу уходитъ въ вѣчность, потому что черезъ нѣсколько часовъ это мѣсто снова будетъ пустымъ и плоскимъ. И никому голову не можетъ даже прійти мысль какъ-то отмѣтить вещественными долговременными памятными знаками это пространство, застолбить его, "сдѣлать частью исторіи". Ничего это нѣтъ и быть не можетъ, потому что фестиваль совершился, полностью раскрылъ себя и отправилъ эстафету въ будущее. Новый фестиваль начнется заново, вновь импровизируя, фантазируя, творя.
Фестивали подъ открытымъ небомъ, однажды возникнувъ прошли длительный путь трансформаціи въ условіяхъ измѣняющагося міра. Нѣкогда это явленіе зародилось какъ форма молодежнаго протеста, бунта, отказа отъ сложившихся стереотиповъ образа жизни. Поя и танцуя они играючи побѣдили. Эстетика побѣдила идеологію.