Jan 30, 2020 13:50
Вѣкъ II отъ рождества Христова. Гностикъ Маркъ, послѣдователь великаго Валентина, потрясенный величіемъ мірозданія понялъ, что у такой грандіозности не можетъ не быть высокой души. Прозрѣвая безмѣрность великаго молчанія Вселенной, онъ вдохновенно провозгласилъ немыслимое и непостижимое для психиковъ и соматиковъ вИденіе: "И сначала, когда безначальный Отецъ, недомыслимый и непричастный сущности, ни мужского пола, ни женскаго, восхотѣлъ, чтобы Его неизреченное сдѣлалось изреченнымъ, и невидимое приняло образъ, - отверзъ уста и испустилъ слово, подобное Ему самому, которое, представъ, показало Ему, что Онъ былъ, потому что явилось образомъ невидимаго".
Слова эти бережно донесъ до насъ Ириней Ліонскій, изумленный (а, можетъ быть, втайнѣ и восхищенный) изощренностью мысли ересіарха. (Ириней Ліонскій "Противъ Ересей". Книга I, гл.XIV)
Вѣкъ XX, годъ 1950. Кафетерій Лосъ-Аламосской лабораторіи. Эдвардъ Теллеръ, Эмиль Кнопински и Гербертъ Йоркъ, отрешась на время отъ разработки оружія массоваго истребленія вида Homo sapiens, заговорили о безмѣрности Вселенной. Ея необъятность тогда была еще живой будоражащей умъ вѣстью. Лишь за 26 лѣтъ до этого въ 1924 году Эдвинъ Хабблъ доказалъ, что наша Галактика не является всей Вселенной. Внезапно, однимъ скачкомъ, мiръ обрѣлъ головокружительную безмѣрность, въ которой множились рои галактикъ съ миріадами звѣздъ. Три собеседника, осмысляя безмѣрность Вселенной, пришли къ непреложному выводу: въ такомъ необъятномъ множествѣ звѣздъ и галактикъ не можетъ не быть и безчисленнаго количества цивилизацій. И тогда Энрико Ферми, присоединяясь къ бесѣдѣ, спросилъ: "Вы не задумывались надъ тѣмъ, гдѣ всѣ?"
Молчаніе Вселенной озадачило не меньше, а больше, чѣмъ ея грандіозность.
Съ тѣхъ поръ, несмотря на продолжающееся молчаніе, человѣчество стало съ наивнымъ восторгомъ ждать и жаждать перваго контакта съ "братьями по разуму".
1972 годъ. Аппаратъ "Піонеръ-10" первымъ отправился за предѣлы солнечной системы, неся металлическую пластину съ посланіемъ инымъ цивилизаціямъ. Черезъ 30 лѣтъ русскій философъ Дмитрій Галковскій былъ шокированъ тѣмъ, что въ этомъ посланіи указаны координаты нашей солнечной системы и Земли. Какъ можно было раскрывать такую информацію передъ тѣми, кого мы не знаемъ и не понимаемъ?
Теперь вопросъ Ферми переформулированъ съ "гдѣ всѣ?" на "почему они молчатъ?" Преднамѣренное молчаніе Вселенной стало пугать больше, чѣмъ просто ея молчаніе.
Вѣкъ XXI, годъ 2008. Китаецъ Лю Цысинь публикуетъ романъ "Темный лѣсъ". Въ нем онъ предложилъ свою разгадку парадокса Ферми. Мы не видимъ иныхъ цивилизацій, потому что онѣ какъ звѣри въ ночномъ лѣсу прячутся другъ отъ друга, а каждый, кто случайно или намѣренно обнаруживаетъ себя, немедленно подвергается нападенію.
Мерцающій безчисленными мірами небосводъ изъ сіяющаго источника вдохновенія вдругъ превратился въ темный лѣсъ, въ которомъ въ страхѣ затаился человѣкъ.
Откуда этотъ страхъ? Нѣтъ ни одного эмпирически подтвержденнаго факта существованія иныхъ цивилизацій. Нѣтъ тѣхъ, кого слѣдуетъ бояться. И пока человѣкъ, всматриваясь во Вселенную, видитъ тамъ только себя.
Что же мы знаемъ о себѣ такого, что при взглядѣ на собственное отраженіе, мы инстинктивно стремимся спрятаться, забиться куда-нибудь подальше? И надѣемся, что и возможные другіе не бросятся навстрѣчу намъ съ распростертыми объятьями, а станутъ держаться отъ насъ подальше.
Вѣкъ XIX годъ 1817. Гегель начинаетъ публикацію "Энциклопедіи философскихъ наукъ", въ которой далъ отвѣтъ на вопросъ Ферми.
Въ мірѣ идей нѣтъ времени, всѣ идеи другъ для друга современники и постоянно находятся въ діалогѣ. Поэтому нѣтъ ничего удивительнаго въ томъ, что на вопросъ заданный въ 1950 году отвѣтъ дается въ году 1817, а образъ самопознающего Духа Гегеля смыкается съ вдохновенномъ видѣніемъ гностика Марка во II вѣкѣ.
Гегель развернулъ грандіозную картину какъ Идея, въ стремленіи познать саму себя порождаетъ изъ себя Природу, а изъ нея человѣка, который начинаетъ постигать міръ вокругъ себя и встаетъ на путь познанія Абсолютнаго Духа, восхожденія къ нему.
Человѣкъ оказывается инструментомъ самопознанія Абсолютной Идеи. Никакихъ иныхъ цивилизацій просто не можетъ быть, поскольку смыслъ существованія разумнаго существа состоитъ въ познаніи Абсолюта. И такое существо, созданное для достиженія этой цѣли, уже имѣется - это мы. Въ необходимости умноженія такихъ сущностей нѣтъ никакого смысла. Процессъ самопознанія уже запущенъ и именно черезъ человѣка.
Человѣку во Вселенной встрѣчаться не съ кѣмъ. Вселенная это его родной домъ. Въ ней все принадлежитъ только ему. Смыслъ его существованія въ возвращеніи отъ матеріи къ Духу.
Поэтому никогда не погаснетъ порывъ человѣка за предѣлы своей индивидуальной и видовой ограниченности, за предѣлы своей планеты, звѣздной системы, Галактики - въ глубины Космоса навстрѣчу Абсолюту, къ тому, что Тейяръ де Шарденъ назвалъ точкой Омега.
Въ оптимистической концепціи Гегеля нѣтъ мѣста ни страху передъ иными цивилизаціями, ни малодушной надеждѣ на ихъ помощь въ рѣшеніи земныхъ проблемъ.
Нѣтъ иныхъ цивилизацій, и лишь человѣкъ одинъ на одинъ стоитъ передъ лицомъ всей Вселенной.
И Вселенная всматривается въ себя его глазами.