Казахская версия
Упоминание В.И.Даля
[1] Даль В.И. Письма к друзьям из похода в Хиву 1839 года. // Русский архив. Историко-литературный сборник. 1867, № 3, с. 429-430.
https://books.google.ru/books?id=4rj8AgAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=falsehttp://myaktobe.kz/archives/38262http://myaktobe.kz/wp-content/uploads/2013/08/ДАЛЬ-В.И.Письма-друзьям-из-похода-в-Хиву.pdfhttp://www.librapress.ru/2014/08/Vladimir-Dal-Pohodnye-pisma-na-Hivu.htmlhttp://www.azlib.ru/d/dalx_w_i/text_1867oldorfo.shtml Даль В.И. Письма к друзьям из похода в Хиву // Даль В.И. Полное собрание сочинений в 10-ти томах. СПб - М., 1897-1898. Т. 10. Сс. 442-509.
Упоминание Ч.Ч.Валиханова
[2] Валиханов Ч.Ч. Собр. соч. в 5-х томах. Т.1. А., 1961, С.138, 419.
Валиханов Ч.Ч. Очерки Джунгарии // Сочинения Чокана Чингисовича Валиханова /
Н.И. Веселовский. Рипол Классик, 2013 - 628 с. с.71
https://books.google.ru/books?id=4PDuAgAAQBAJ&dq=чора&hl=ru&source=gbs_navlinks_s :
Версия Морзакай-жырау
[3] Conte du Batyr Tchoura // La vie des Steppes Kirghizes. Descriptions, recit s& contes. Texte et illustrations a l’eau-forte par Bronislas Zaleski. Paris, J.B. Vasseur, 1865. (на фр. яз.). сс. 15-17.
http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k63786094/f33.item.zoomhttp://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k63786094/ Залесский, Бронислав. Қазақ сахарасына саяхат: Пер. с фр. Алматы: ӨНЕР, 1991.- 131 бет. На каз. и рус. яз.
Залесский Б. Қазақ даласының өмірі. Астана: Аударма, 2003. - 264 б.
Залеский Б. Ф. Жизнь киргизских степей / Перевод с фр. Т. М. Фадеевой т. 1. - СПб.: Альфарет, 2012. - 58 с.: ил; Жизнь киргизских степей: Описания, рассказы и сказания. - Факсимильное издание 1865 г. т.2. - СПб.: Альфарет, 2012. -76 с.; 21 л. ил., 1 л. фронт.
Сказание о батыре Шора. //
Залесский Бронислав. Жизнь казахов на земле Мангистау. 1865 год.http://www.silkadv.com/en/content/skazanie-o-batyre-shora Версия Мухамметнаджиба Алиакбарулы
[4]:
Кыйсса-и Чура батыр. Казан: Вечеславтип., 1884. 16 б. (араб. графика)
[5] (
http://nblib.library.kz/elib/Sait/redkieknigi33.htmlhttp://nblib.library.kz/elib/Sait/Редкие%20книги/01-09-2017/66.%20Kissa%20i%20Chura%20Batyr/1.html )
Бабаларсөзі: Жүзтомдық. - Т. 45: Батырларжыры. - Астана, "Фолиант", 2007. - 464 бет. Сс.9-28 (
http://tilalemi.kz/books/45.pdf )
KALLİMCİ, İsmail Tura, Kazak Destanları 5- Şora Batır, Türk Dil Kurumu Yayınları, Ankara, 2010.
Версия Мусабай-жырау
[6] :
"Ертедегі Шора батыр" // Бабаларсөзі: Жүзтомдық. - Т. 45: Батырларжыры. - Астана, "Фолиант", 2007. - 464 бет. Сс. (
http://tilalemi.kz/books/45.pdf ;
https://ru.bookmate.com/reader/XMy4Mg9s )
https://bookmate.com/reader/XMy4Mg9s Версия Майлы-кожа
[7] Рукописный фонд научной библиотеки АН РК ин. № 85, д. ОК, 1-79 б. Шора баатыр, 86, д, 1-191.
Этнографические материалы, собранные и переведенные А. А. Диваевым. Шура батыр: киргизская былина // Сборник материалов Сыр-Дарьинской области. Т. IV. Ташкент: Тип. Бр. Каменские, 1895. С. 1 - 88.;
(
http://nblib.library.kz/elib/Sait/redkieknigi17.htmlhttp://nblib.library.kz/elib/Sait/Редкие%20книги/01-03-2015/Сборник%20материалов%20для%20статистики.%20Т.4/1.html#131/z )
Сборник материалов для статистики Сырдарьинской области. Т. 3. Ташкент. Типолитография торгового дома «Ф. и Г. братьев Каменских». 1905
А. Диваев Шура-батыр (киргизская былина) // Средняя Азия. Альманах. Научно-литературный сборник с календарем на 1896 г./ под ред. Е.Т.Смирнова, Ташкент, 1895. сс. 79-135
http://aton.ttu.edu/pdf/Chorabatir_1895.pdf Чура-батыр. // Батырлар (эпос), / сост. А.Диваев (1 том. Кобыланды батыр, 2 том. Нарик оглы Шора, 3 том. Бекет батыр, 4 том. Камбар батыр, 5 том. Шора батыр, 6 том. Алпамыс батыр, 7. Мирза Эдеге батыр). Ташкент, 1922.- т.5 . - Ташкент, 1922 (араб. графика)
http://nblib.library.kz/elib/Sait/redkieknigiB.html Диваев А , Тарту / кур. Ф.Оразаева Алматы: «Ана-тили», 1992.
История Казахстана в русских источниках XVI-XX веков. Том 9, "Народные предания об исторических событиях и выдающихся людях Казахской степи (XIX-XX вв.)". Алматы: 2007, 500 с. Сс. 160-219
http://e-history.kz/ru/books/library/view/322http://e-history.kz/ru/books/library/read/322#scontent Версия А.Алекторова
[8]:
Алекторов А. Е. Батыр Нарык и его сын. Киргизская сказка. // газета «Кир. СГ» («Дала уәлаяты»), 1896, No 33
Нәрıк батыр // Ертегілер. 4 т. - Алма-Ата, 1989. - 255-289 б.
Нәрıк батыр // Дала уәлаятының газеті. Әдеби нұсқалар. 1895-1898. - Алма-Ата: Каз. ССР-інінг "Гылым" баспасы, 1990, 330-339 б.
https://books.google.ru/books?id=KW0jAQAAMAAJ Версия Бязит Рахима
[9]:
Баязит Р. Яңа кала. Чура батыр // Ак юл. 1915. № 16. Б. 282 - 286.
Мөхәммәтҗанова Л.Х. «Дошман атка атланганыңны көтми…»// Мирас, 2017, № 12 (декабрь)
http://beznenmiras.ru/дошман-атка-атланганыңны-көтми/ Рәхим Баязит Чура батыр // Мирас, 2017, № 12 (декабрь)
http://beznenmiras.ru/чура-батыр/ Вариант Мурын-жырау
[10] «Шора» и «Hэpik» // Батырларжыры, т. 5. Кырымны нкырык батыры (Мурынжураудан жазылган муралар). - Алматы: Жазушы, 1989. - С. 306-374.
Бабаларсөзі: Жүзтомдық. - Т. 51: Батырларжыры. - Астана, "Фолиант", 2007. - 464 бет. Сс.9-47 (Нарик-батыр), 48-97 (Шора-батыр) (
http://tilalemi.kz/books/51.pdf )
Қырымның қырық батыры. Редакциясын басқарған С. Еңсегенов. Алматы: Арыс, 2005. 544 б.
Ержурек в 10 томах, том. 4. Астана, 2015
Вкратце:
Нұрлан ҚҰМАР «Артық туған Ер Шора…» //
«Ана тілі» Ұлт газеті22 - ақпан, 2012 ж
http://anatili.kazgazeta.kz/?p=8563 Версия М.Жусипа
[11] Шора-батыр:
http://www.infoportal.kz/kk/content/shora-batyrhttp://www.infoportal.kz/kk/content/shora-batyr?page=1http://bilim-all.kz/article/2469 Вариант Молда Муса
[12]:
Молда Мұса. Ер Шора: Шығармалар. Біріншікітап. 1995 жыл
Молда Мұса. Ер Шора: Шығармалар. Екіншікітап. 1995 жыл
http://nblib.library.kz/elib/Sait/redkieknigi12.htmlhttp://nblib.library.kz/elib/Sait/Редкие%20книги/01-04-2014/Молда%20Муса.%20Ер%20Шора%20Шыгармалар.Т.2/1.html#22 Молда Мұса. Ер Шора // Бабаларсөзі: Жүзтомдық. - Т. 45: Батырларжыры. - Астана, "Фолиант", 2007. - 464 бет. Сс. (
http://tilalemi.kz/books/45.pdf )
https://www.twirpx.com/file/1159427/ KALLİMCİ, İsmail Tura, Kazak Destanları 5- Şora Batır, Türk Dil Kurumu Yayınları, Ankara, 2010.
Упоминание Тынышпаева
[13]:
http://bibliotekar.kz/istorija-kazahskogo-naroda-m-tynyshpaev/ii-konec-zolotoi-ordy-i-istorija-obrazov.html Версия МайкотаСандыбаева
[14]Публикации мне неизвестны. Упоминается в литературе:
Б. Корганбеков. “Шора батыр”: нөсхәләре, генезисы, тарихилыгы. (Астана, 2014)
http://kazneb.kz/FileStore/dataFiles/d8/92/1170924/content/full.pdf?time=1478852899814&key=19e7f9d88975c8dc6080cb1aa15bbf16&isPortal=true Бабаларсөзі: Жүзтомдық. - Т. 45: Батырларжыры. - Астана, "Фолиант", 2007. - 464 бет. Сс. (
http://tilalemi.kz/books/45.pdf Версия А.Сариева
[15] "Қисса Нәрікбай-Шора" // Бабаларсөзі: Жүзтомдық. - Т. 45: Батырларжыры. - Астана, "Фолиант", 2007. - 464 бет. Сс. (
http://tilalemi.kz/books/45.pdf Версия Султанбека-жыршы
[16]Публикации мне неизвестны. Упоминается в литературе:
Р. Бердибаев. Слово о сказителе // Простор , 1978 № 1-6 сс. 94-95
https://books.google.ru/books?id=U0g8AQAAIAAJ Р.Бердибаев. Султанбек жыршы // Известия АН Каз.ССР. Серия филологическая.№ 4, 1976 Алма-Ата: Наука, 1974 сс. 14-19 (на казахском языке)
Версия Болатбека Ердовлетулы жырау
[17]:
Шора Батыр:дастан, Алматы. 1993.
Шорабатыр :дастан / - Алматы : Жалын, 1994 . - 223 б. - - 5-610-01262-7
http://kazneb.kz/bookView/view/?brId=1107466&simple=true# Ер-шора. Қазыналы Оңтүстік [Text] ;құраст.: Қ. Тәжиев, Н. Ахметов ; [ред. алқа: М. Мырзахметұлы [ж. б.]] .- Алматы : Нұрлы Әлем, 2010. Т. 8 .- 343 б.
http://kazneb.kz/bookView/view/?brId=1168122&simple=true# Версия Абдирахман-жирау (Ер-шора Киссасы)
[18]:
Ер-шора. Қазыналы Оңтүстік [Text] ;құраст.: Қ. Тәжиев, Н. Ахметов ; [ред. алқа: М. Мырзахметұлы [ж. б.]] .- Алматы : Нұрлы Әлем, 2010. Т. 8 .- 343 б.
http://kazneb.kz/bookView/view/?brId=1168122&simple=true# Версия Мусабека Байзакова
[19] Бердібай Р. Эпос - ел қазынасы. Алматы: Рауан, 1995
Сказка «Акшахан и Мендисулу»
Акшахан и Мендисулу (сказка), стр. 178-180// Казахские народные сказки в трех томах. Том третий. (Составитель: не указан). Алма-Ата: Жазушы, 1971 г. 304 с. (Содержание:
http://fantlab.ru/edition193542 )
http://www.ertegi.ru/index.php?id=1&idnametext=104&idpg=1 Вариант Нурмагамбет жырау
[20] "Мəрікбайүлы Шора батыр" Публикации мне неизвестны. Упоминается в литературе:
Тенiзбай Усенбаев. Алшын шежiресi. (Адам Атадан өзіме шейін). Кіші Жүз - Жетіру, Он екі ата Байүлы, Кете (Байсары), Əлім, Шөмекей. Қызылорда:"Тұмар" 2003 ж.
https://issuu.com/alinurqoja/docs/namee0f0e4/116 Публикации, о которых известно только по названиям:
Батырлар жырынын жинагы. 2-кит, (кур. С.Сейфуллин), Семей - 1933.
Батырлар жырынын жинагы // Китапты курастырган. - С. Сейфуллин. Алматы, 1933.
Шора батыр // Батырлар жырларының жыйнағы. Икенче жыйнак. Алматы, 1934.
Batыrlarжыrы. - Alma-Ata, 1939. - Т.1. -B. 261-296
Батырлар // Китапты курастырып, түсиниктемелерин жазган - С. Муканов. Алматы, 1939.
С. Сейфуллин. Казак эдебиети. 6 том. Алматы, 1964.
Бабаларсөзі. Көптомдық. Шора батыр. 7-том. - Астана: Фолиант, 2002.- 425 бет.
Кюй «Казань»
[21] Версия Ыкыласа Дукенулы(«Казанский поход» или «Казанские гонения»)
[22]Точные публикации мне неизвестны. Упоминается с подробным пересказом:
Е.Оспан Трагический поход Шора-батыра в Казань //
http://el.kz/ru/news/kul_tura/tragicheskii_pohod_shora_batira_v_kazan_ Есенулы Айтжан. Кюй - послание Всевышнего.- Алматы: «Кешл», 1997.- 196 стр.: нот. Сс. 40-41.
http://library.psu.kz/fulltext/buuk/b2377.pdf Еще один вариант
[23]:
Наурызбаева З. Кобызовый кюй «Казань» //
http://otuken.kz/qq-5/ Вариант М.Мутиева
[24]Точные публикации мне неизвестны. Упоминается с подробным пересказом:
Казахи и татары // журнал «Жулдыз», декабрь, 1993:
http://nailtimler.com/tatars_abroad/tatars_in_kazakhstan_kazahi_i_tatary.html Торе Гали. Откуда произошел казахский кюй «Казань»?
http://www.altyn-orda.kz/tore-gali-otkuda-proizoshel-kazaxskij-kyuj-kazan/ Сказка «Жезтырнақ»
Выходные данные неясны.
http://bilim-all.kz/article/1867-ZHeztyrnaq Литература:
Виктор Михайлович Сидельников. Библиографический указатель по казахскому устному творчеству. 1951
https://books.google.ru/books?id=RzJLAAAAIAAJ [1]Пятое письмо, запись от 28 декабря 1939 г.:
«…Мы позвали вчера вечеромъ моего Саната въ юлламу, сѣли вокругъ огня, затопили чайникъ, произвели Муллу Нура въ чайбаши и заставили Саната разсказывать сказку, услышавъ случайно, что онъ большой мастеръ этого дѣла. Что-же вы думаете? Право мы изумились; ждали какого нибудь вздору, а Санатъ мой высыпалъ намъ цѣлую поэму о Чуръ-батырѣ, Ногайцѣ, въ презамысловатыхъ стихахъ, съ безконечнымъ ожерельемъ прибаутокъ, съ риѳмами, съ пѣснями, съ припѣвами, складно, ладно и причудливо.
Это большая рѣдкость между Кайсаками; у нихъ обыкновенно не найдете, въ народной поэзіи, воспоминаній былевыхъ, а пѣснопѣвцы слагаютъ стишки свои, по четыре въ строфѣ, на обумъ, помня немногіе изъ нихъ на изусть. Чуръ-батырь непремѣнно будетъ переписанъ, отъ слова до слова, и переведенъ на Русскій языкъ. Я далеко не все понималъ, но удивился необыкновенному сходству духа этой сказки и самаго разсказа съ Русскими богатырскими сказками.».
[2] «У кайсаков, узбеков и ногайцев, производящих себя от Золотой и Джагатайской орд, сохранилось несколько поэтических саг об ординских героях: Эдигее, Ир-Кокче, Ураке, Чоре и проч. Лица эти исторические. Эдигей был один из генералов Тамерлана, был темником в Золотой орде при Тимур Кутлуке и известен в истории победой над Витовтом при Ворскле. Урак, по преданию, его потомок, был в русском плену и был женат на русской княжне (истор. Свидетельства о нем мы не нашли). О Ир-Кокче упоминаются в Никоновской летописи под 1423 г. по поводу нападения царя Куидата на Одоев. «Тогда же убили Когчю, богатыря татарского, велика суща телом и силою» Чора - татарский князь, который идет на помощь осажденной Казани. В Казанской летописи сохранилось его имя. Эти саги показывают, в какой степени наши кочевники дорожат стариной и как умеют ее сохранять».
[3] Записано в 1857 году в казахских степях на по-ве Мангышлак от Моразакай жыршы.
[4] Согласно
[5] Шалгумбаева приводит несколько иное название дастана:
"Кисса-и Нарыктын углы Шорабатыр"(1884)
(Шалгумбаева, Жумагыз. История казахского книгоиздания: фольклор, художественная литература и их цензура (XIX - начало ХХ вв.) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.03. - Алматы, 1994. - 27 c. С. 11.
https://dlib.rsl.ru/viewer/01000769322#?page=11 )
[6] "Ертедегі Шора батыр" был записан в 1885 году помощником начальника Казалинского уезда Е.А.Александровым от Мусабай жырау. Вариант отличается обилием сказочных мотивов.
[7] Записано А.Диваевым «со слов киргиза Чимкентского уезда Арысовской волости, Майлы-ходжа Султан ходжина».
[8] Записано А.Алекторовым. Проза. Около 200 строк. Данное издание пока недоступно. О содержании можно судить по таблице в статье Сакаи (
http://www.wako.ac.jp/_static/page/university/images/_tz0722.9a044a10ff3041aa37749908a3c2b69d.pdf ) и по описанию в работе библиографическом указателе В.М.Сидельникова (1951):
«Рождение Шора-батыра от батыра Нарыка и красавицы Мендаслу. Крым-батыр дарит своего коня Таспогера Шора-батыру. Текст на казахском и русском языках».
[9] Представляет собой татаризированный вариант казахского текста.
[10] Записано со слов Мурына-жырау Толегеном Сенгирбаевым в 1942 году.
[11] Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы (1858-1931)
[12] "Ер Шора" записан Молда Мусой. Вариант был впервые опубликован А.Оспанулы в 1995 году.
[13] [14] Принадлежал к племени дулат, (Джамбульская обл). Согласно Б.Корганбекову почти в текстуально совпадает с вариантом А.Сариева.
[15] "Қисса Нәрікбай-Шора" был записан от народного акына А.Сариева. Этот текст почти текстуально совпадает с вариантом, записанным от М.Сандыбаева.
[16] "«Любовь к поэзии и музыке пробудилась в нем рано. В одном из стихотворений Султанбек называет своим непосредственным учителем Кулыншака Кемель-улы. Кулыншак родился в 1840 и умер в 1911 году. По сведениям Т. Сыдыкова, будущий жыршы перенял из уст знаменитого южноказахстанского акына Майкота и выучил эпос «Алпамыс». В то время широкой известностью пользовались акыны Майлы, Мадели, Молда-Муса, Нуралы. Нет сомнения, что Султанбек был знаком и с их произведениями. Таким образом, школой, которую прошел Султанбек, было творчество народных акынов, одинаково мастерски участвовавших в поэтических состязаниях - айтысах и исполнявших эпос. Рассказывают, что еще в юности Султанбек знал наизусть более двадцати эпических произведений. В те годы, когда автору настоящей статьи довелось его слушать, он исполнял эпосы «Алпамыс», «Кыз-Жибек», «Шора-батыр», «Кобландыбатыр», «Сауда-ишан», «Наурызбай-Каншайым», а также огромное количество терме и толray. Помимо этого, Султанбек знал бесчисленное множество рассказов, легенд и сказок, восходящих к «Тысяче и одной ночи» и «Шах-наме». (Бердибаев Р. 1978, с. 95)
[17] Записано от Болатбека Ердовлетулы в г.Кентау (ЮКО РК) Стихотворная версия. Около 6300 строк..
[18] [19] Информатор: Мусабек Байзаков. Запис. Аширхан Оспанов. Около 7000 строк.
[20] «1920-30 жылдары ол Сексеуілге теміржолда кондуктор, пос. совет хатшысы болып қызмет істейді. 1930 жылы ол түңғыш "Мəрікбайүлы Шора батыр" дастанын жазыпты. Сонан соң жазған өлеңдері əзіл-сықақ фельетондары аудандық "Екпінді балықшы" газетінде жарияланып түрыпты…»
Также о нем:
«Род шеки. Известный в Приаралье акын Нурмагамбет родился в 1897 году в ауле Кок-Арал. Нелегкая судьба была у поэта происходившего из подрода Баимбет. Был репрессирован сталинским режимом и расстрелян НКВД в 1937 году за обвинение в агитации и пропаганде антисоветских идей. В 1989 году был реабилитирован посмертно. большую известность получили его произведения: "Сартай хан", дастан "Шора батыр", поэма "Айел Сипаты" и т.д.» (
https://vk.com/wall-93956879_8 )
[21] «Кобызовый кюй «Казан» («Казань») - один из широко распространенных. Нам известен еще замечательный домбровый вариант в исполнении сарысуского домбриста Мади Шаутиева. Кюй посвящен одному из самых трагических событий в истории тюркских народов - падению города Казани{ с. 40.}
Мы можем предполагать, что время возникновения кюя «Казан» - это 1552- 1560-е годы. Кюй отличается высоким художественным уровнем. На протяжении всего кюя звучит мотив прославления великих воинов, павших за Отчизну. Кюй является преклонением перед светлой памятью павших героев. Здесь уместно напомнить об одном щекотливом вопросе. Как известно, все кобызовые кюй были в свое время собраны и в один момент отданы Ыхласу. Приверженцы Ыхласа имеют свою систему доказательств. Прежде всего была создана «теория», в соответствии с которой тюркские шаманы-баксы не исполняли кюев и использовали кобыз только для камлания. После этого, естественно, все кобызовые кюй начинают связывать с единственно известным профессиональным композитором-кобызистом - Ыхласом (полулегендарные личности, такие, как Коркут, Кербала и другие - не в счет). Мы не отрицаем великий талант и вели кие заслуги Ыхласа и не оспариваем его место в тюркской музыкальной культуре. Но вместе с тем, не надо забывать о том, что такой феномен, как кобызовый кюй, не мог возникнуть внезапно, на протяжении пусть даже одного века и притом без всякой подготовки. Испокон веков кобыз был основным музыкальным инструментом в тюркской музыкальной культуре. Если баксы-шаман использует кобыз во время камлания, то это не означает, что у казахов не было профессиональной кобызовой музыки. Только изучив огромное наследие музыкантов древности, таких как Ак бас, Кулаис, Кетбука, Кербала, Айрауык, Коккесене и т.д., Ыхлас стал великим композитором. Надеемся, что практика создания эпического «монарха» в истории музыки и приписывания огромного наследия одному человеку на этом закончится. {с. 41.}» (Есенулы Айтжан. Кюй - послание Всевышнего.- Алматы: «Кешл», 1997.- 196 стр.: нот. Сс. 40-41.
http://library.psu.kz/fulltext/buuk/b2377.pdf )
[22] Согласно данному кюю Шора-батыр, узнав о том, что Казань захватили неверные, по просьбе своего друга, хана Шах-Гали, собрал небольшое войско и вместе с двумя младшими братьями отправился в поход на помощь казанцам, однако в Уральских горах весь отряд замерзает. В некоторых вариантах кюя концовка не такая трагичная - отряд все же достигает своей цели.
[23] «Осенью 1552 года отряд казахских воинов днем и ночью, почти без остановок скакал на запад. Целью похода была Казань.
«Пока я не достигну Казани, пусть падает снег, но не льется кровь,
Когда я приеду в Казань, пусть снег не идет, пусть льется кровь».
Так казахский эпос «Сорок крымских батыров» передает чувства участников ого похода.
Из далекой степи казахские воины спешили на помощь древней Казани, осажденной войсками Ивана грозного. Но они не успели. Достигнув берегов Едиля-Волги, казахи увидели разрушенный город. Улицы города были устланы телами его защитников и жителей. Великая река, запруженная трупами, несла кровавые воды к далекому морю. И еще опоздавшие на битву воины увидели огромную стаю лебедей, кружившуюся над развалинами Казани. Священные птицы оплакивали павших защитников древнего города. Один из воинов был кобызистом. Он воспроизвел плач лебедей в кюе «Казан».»
[24] ««Казань». Его исполняют либо на кобызе, либо на домбре. Пользуется огромной популярностью один из вариантов кюя «Казань», исполненный на домбре Мадии Мутиевым. А вот известный кобызист Ыкылас долгое время наигрывавший данное произведение, называл его «Казанский рубеж», или «Казанский поход»»