Полуострова Средний и Рыбачий
Вообще, собирались в путешествие еще с зимы. Набрали команду, вроде все просчитали. Правда, собирались в недельное путешествие в устье самой большой реки Кольского полуострова (мы так уже однажды делали в 2018 году, здесь есть об этом отчет). Но, как это бывает иногда, в самый последний момент путешествие пришлось отменить по ряду причин (в том числе и по не совсем ясному прогнозу погоды по ветру). А настроение-то уже было боевое :)) Посмотрели снова прогнозы и оказалось, что на самом севере Кольского полуострова погода должна быть та, что нам подходила - солнце и штиль. Так что мы автокараваном помчались туда. Добрались до реки Титовка без приключений, но машину свою я оставил на стоянке прямо там - дорога на полуострова не для нее. Хотя, говорят, народ пробирался туда почти на всем. Но рисковать не стал и пересел пассажиром к пилоту.
От шоссе до перевала дорога была сносная, даже проутюженная грейдером. Что нас сильно удивило, как и огромное количество машин, палаток и народу по берегам реки - должна была идти на нерест горбуша. Вся река была усыпана рыбаками. Такое впечатление, что рыбы в реке было меньше.
Как оказалось позже, действительно, после перевала дорога довольно грустная была, но мы пробрались. Особо там фотографировать нечего, да и время поджимало - нужно было найти подходящую "поляну" для старта полетов на мотопарапланах.
Колонна на марше.
Потихоньку забрались на полуостров Средний.
Поначалу воды было не очень много и в некоторых местах (наконец-то) были сделаны дренажи для того, чтобы из огромных и глубоких луж вода уходила в сторону. Но попалась пара мест, где пришлось и на веревке потаскать друг друга, и повторно пробовать форсировать водные преграды. В принципе, обошлось без серьезных потерь (полуоторванный глушитель на обратном пути можно не считать).
Добрались почти до расположения артиллерийской батареи и уперлись в размытый непроезжаемый овраг.
Вид с обыва на море.
...
Так как дальше было не пробраться, а вечер уже наступал, то решили остановиться здесь. Да, летом все время светло, но целый день в пути дал о себе знать. К тому же, как специально, тут нашлось и подходящее место для взлета (потом мы нашли еще один приличный участок тундры, но это - на будущее). Погоду обещали в пять утра, поэтому нужно было перекусить, подготовиться и немного вздремнуть перед стартом.
Подготовили и проверили аппараты. Время по часам, между прочим, 22:15.
...
Глаза продрал я где-то в половине пятого (а то и раньше, не засекал). Выбрался из палатки, на дворе - шикарная погода. Взбодрился кофе, попинал пилотов. Те, как обычно, все делали не спеша. А было такое впечатление, что ветер тоже проснулся, стал усиливаться. Я уж стал немного паниковать, что не удастся полетать. Пилоты же абсолютно невозмутимо и без спешки готовились к полету.
Ну, вроде бы все готово.
Ну, наконец-то взлетели! Как оказалось, ветер даже нам помог немного - дул он как раз навстречу нашему взлету, что сократило длину пробега по местности. А местность та еще была: хоть мы и убрали крупные камни, все равно кочки остались и совсем уж крупные булыжники. Поднялись чуть выше и посмотрели на Айновские острова, которые являются частью Кандалакшского заповедника - на территории островов находятся гнездовья птиц. Так что мы туда не полетели. Да и цель у нас другая была.
Посмотрели на лагерь и по-прежнему дрыхнущих наших сотоварищей.
...
Так как мы были рядышком с артиллерийской батареей, то для начала сгоняли прямо к ней, сделали пару кругов над крайними пушками.
...
Облетели пушки, выбрались на побережье Среднего и полетели вдоль береговой линии по направлению к Рыбачьему. Я летел пассажиром, мне все вокруг интересно. Пилот же выбирал высоту и маршрут с учетом возможности более-менее безопасного приземления в случае вынужденной посадки. Понятно, что приводниться у берега гораздо мягче, чем пытаться сесть среди леса или булыжников. Вот мы и летели вдоль кромки воды. Кстати, наш маршрут практически повторил полет 2019 года, когда мы летели в пасмурную погоду и попали в настоящий дождь на Рыбачьем (тут тоже отчет есть). В этот раз погода была куда, как лучше.
...
Цвет воды нас поразил. В очередной раз.
Аэродром Пумманки. Рассматривали его, как место для взлета. Присмотрелись - он так уже зарос кустами, что нормальную площадку по длине уже не найти.
Во время Великой отечественной войны на оперативном аэродроме Пумманки размещались группы штурмовиков и истребителей ВВС Северного флота (78-й истребительный авиационный полк и 46-й штурмовой авиационный полк). Нашел в интернете очень много интересной информации по боевой истории аэродрома (в том числе и воспоминания тех, кто там находился во время боевых действий). Много материала на сайте Государственного архива Мурманской области.
Что на Среднем, что на Рыбачьем появились базы отдыха. Не везде адекватные (об этом позже).
Вылетели на переешеек между Средним и Рыбачьим, повернули на север.
Нам туда, прямо к синеющей полоске моря прямо по курсу.
Как и в прошлый раз, очень впечатлили каменные гряды-волны на побережье.
...
Облетели по кругу кемпинг или лагерь. Устроенный в хорошем месте - бухта и песчаный пляж. Никого из отдыхающих, правда, не увидели.
Долговременная огневая точка (ДОТ). Их по побережью достаточно много расположено. В парочку из них заходил, когда был тут в автомобильном туре.
Однако, за разговорами мы уже почти подлетели к самой северной точке европейской части России.
Мыс Немецкий и Вайда-губа на горизонте.
...
Подлетели к берегу. Скалы тут зачетные.
Можно потерять уйму времени просто бродя по ним. Даже без фотоаппарата :))
Ну и маяк, конечно. Как же без него.
Это, конечно, новое сооружение. Первый маяк был деревянный, прослужил долго. Между прочим, Вайдагубский маяк на полуострове Рыбачий - самый северный действующий маяк России. В прошлый раз удалось разглядеть даже его лампу, светящую зеленым светом. В этот раз, видимо из-за полярного дня (а может и по другой причине), сам фонарь был закрыт накидкой).
Рядышком еще стоит кирпичный остов. Похож на маяк какого-то "переходного" периода. Не преминул туда забраться еще в первый свой приезд сюда.
Кораблик, выброшенный на берег Вайда-губы оказался на своем месте.
Теперь - на мыс Кекурский, куда в прошлый раз нас не пустила погода (была низкая облачность и дождь).
...
Почти прилетели. Время не очень удачное - яркое солнце било прямо в глаза и объективы. Но выбирать не приходилось, как получилось - так получилось.
...
...
Летели вдоль берега. Вообще, ради этих смятых скал сюда и залетели. Есть, конечно, еще очень привлекательные места на полуострове, но туда нужно лететь с большим запасом топлива и, желательно, выбрать площадку как можно ближе. Пару мест мы с воздуха увидели. Теперь можно планировать экспедицию с полетом на восток Рыбачьего. Но, конечно, уже не в этом году.
Сказочное место.
Дальше решили не лететь, пошли на разворот.
...
...
...
Попросил пилота сделать еще один пролет вдоль берега.
...
И снова - на разворот. Теперь уже точно полетели на "базу".
...
Вдали от берега тоже прослеживаются каменные гряды, вставшие на дыбы от древних геологических процессов.
Летели обратно и вспоминали, как в прошлый раз пробивали тут облака с дождем. Такой экстрим был!
Отличный песчаный пляж на отливе в этом месте.
Пейзаж Рыбачьего к востоку от побережья.
...
Погода была хорошая, настроение отличное, двигатель работал нормально. Махнули с этого места напрямик на Средний через воду.
Товарищ наш рядом висел, нас видел (если что).
Так-то красота, конечно. Сверху видно далеко. Но, как-то уж очень все мелкое - как карту разглядываешь.
Стратегически, может, и хорошо. Планировать маршруты, стоянки и тому подобное. Но подробностей на земле не увидеть. Даже мне, имеющему под рукой второй фотоаппарат с довольно мощным телеобъективом, толком ничего не сфотографировать. Особенно в теплую погоду, когда воздух дрожит и растекается (а при увеличении объективом этот эффект особенно заметен). А мы на обратном пути хотели завернуть еще к "Двум братьям". Так что загодя стали "сливать" высоту почти до поверхности земли. Как раз вписались к месту расположения "Двух братьев".
В этот раз прошли мимо них со стороны моря.
Раз пошла такая пьянка, как говорится, то полетели на берег рыжих камней - как раз по пути в наш лагерь.
...
Тоже очень интересное место. Во-первых, совершенно другая горная порода в этом месте. Во-вторых, за счет выветривания образованы всякие-разные изваяния и фигуры на любой вкус и фантазию. Сколько разных фотографий видел в интернете - каждый представляет себе что-то свое, что придумает его воображение. В этот раз тоже народ там стоял с машинами и палатками. Ну а мы промчались вдоль всего берега, разглядывая все сверху по-быстрому.
...
После берега стали забираться повыше, ибо нам нужно было попасть на плато, которое уже показалось на горизонте.
...
Наш напарник в это время, видимо, подумал сгонять на Луну :))
А, нет, передумал и слетел вниз на нашу высоту. Так парой и летели к стоянке.
Здесь тоже вдоль берега на приличном протяжении расположены каменные волны из обломков породы. Очень необычно.
На краю обрыва в этом месте почти рядом с нашей стоянкой находится очень интересный объект времен войны. Наши попутчики сходили туда ознакомиться, пока мы гоняли до Кекурского мыса. Я там был и рассказывал о нем в отчете, когда мы ездили сюда на машинах и ударяли автопробегом по бездорожью. Но без разгильдяйства, да и без бюрократизма :))
Наш лагерь. Народа не было видно - все осматривали местные достопримечательности.
И тут мы увидели, как прямо с нашей стоянки убегает лиса. Одну мы заметили на мысе Кекурский - тоже, видимо, напугали шумом двигателя или своими размерами. А тут мы сначала подумали, что она утащила у нас что-то из продуктов. Ведь никто толком ничего не убирал. Лиса пробежала прямо под нами и скрылась в кустах неподалеку. Не особо и спешила. А в густых зарослях ее уже было не видно. Потом уже, разглядывая при увеличении фотографии, заметил, что в зубах она несла птицу, похожую на утку (озерца вокруг были).
На посадку!
Задачу свою мы выполнили. Попутчики по окраинам нагулялись. Так как всем было интересно, то поехали посмотреть на орудия батареи с 152-мм артустановками МУ-2. Четыре орудия с подземными бетонированными укрытиями, помещениями для расчетов, противоатомной и противохимической защитой. Батарея давно брошена, как и казармы, дома, пункты управления... На "гугловских" картах это место обозначено, как "Поселок". Все орудия не стали посещать, но к двум близкорасположенным сходили.
...
Осмотрели со всех сторон сами орудия.
...
...
...
Разумеется, залезли под орудия в укрытия и прошлись по всем коридорам, разглядывая помещения для орудийных расчетов, казематы для хранения снарядов и гильз.
...
Ни разу не орудийный артиллерист (хотя больше 10 лет стрелял из минометов 120 и 190 мм калибров), но подозреваю, что это роликовый конвейер для подачи снарядов к подъемной установке орудия. Руками 152-мм орудийные снаряды не натаскаешься.
А вот и сам подъемник, который располагается прямо под орудием. Прилично сохранился. Более-менее.
...
...
Потом уже, прямо у обрыва не преминули осмотреть пункт наблюдения. Вокруг одного купола ходили долго, разглядывая толстенные помутневшие от времени стекла в узких амбразурах. Никак не могли понять, как туда можно забраться. Недалеко нашли открытый вертикальный колодец вниз, но спуститься туда не было никакой возможности (разве что на веревке длинной какой). Чуть позже один из наших "туристов" обнаружил в кустах почти полностью заросший вход вниз (или запасной выход наверх).
Конечно, все включили фонарики и спустились по полузасыпанной всяким хламом бетонной лестнице. Стали там ходит по коридорам и уже снизу посмотрели в тот самый колодец, но уже на небо.
Осмотрели все помещения, ну, что там еще осталось. Насколько там в свое время было всё рационально оборудовано. В конце коридора обнаружили вертикальную металлическую лестницу и люк наверху. Не мог удержаться, чтобы не слазать. Со вторым пилотом забрались туда. И это как раз оказалось то самое помещение с амбразурами. Оно совсем небольшое и пришлось потрудиться, чтобы сделать хотя бы такое фото.
А ведь до этого и внимания на эту башню не обращал совсем. Такая она невзрачная со стороны.
А на природе лето в самом разгаре.
...
...
Что же, бросил прощальный взгляд на "черепаху", что смотрела на море с обрыва у нашей стоянки и пошел собираться в обратный путь. Дорога отсюда займет приличное количество времени, а на улице и так уже была середина дня. Посмотрел на часы: как обычно, ни шатко ни валко, нога за ногу через два часа двинулись в цивилизацию.
В обратную сторону путь шел вниз, но из-за состояния дороги особо с ветерком не покатаешься.
Вот, кстати, объехали наблюдательный пункт, рядом с которым как раз те самые подземелья и находятся.
Показалась Малая Волоковая губа в Варяжском заливе Баренцева моря.
Осталось проехать пару "ступенек", несколько луж, ручей и вскарабкаться на перевал.
...
Гламурный кемпинг на побережье Малой Волоковой губы. Всё бы ничего, но эти "развиватели туризма", оттяпав приличный кусок побережья губы, со страшной силой стали крутить скважины для установки забора. К воде уже нельзя было подъехать - натянули цепь поперек дороги. Иначе, чем кретинами назвать их не могу (кого бы они там не принимали у себя). Пожалуй, это единственный неприятный момент за время всего путешествия сюда.
Ну вот, на перевал почти выбрались. Пришлось в одном месте потаскать на "галстуке" одну машинку из каравана. Но недолго. Дальше уже был обычный путь по обычной грунтовой дороге. Заехали в Титовку на заправку и в "буфет". Забрал свою машину, перекинул от пилота свои пожитки и мы, распрощавшись с остальными участниками экспедиции, равнули дальше (предварительно переночевав у Долины Славы). Но это уже часть вторая :))
По традиции - трек нашего полета. Не знаю почему, но часть маршрута от мыса Немецкого до мыса Кекурского не записалась. Может, по причине отсутствия связи. А может из-за того, что я отключил какие-то функции: оператор связи постоянно присылала мне смс-ки, то приветствуя меня на территории Норвегии, то празднуя мое возвращение на Родину. В конце концов это надоело, и, видимо, я роуминг отключил (или другую похожую ерунду). Но, думаю, и так наглядно.