Поездка на самый север Кольского полуострова

Dec 09, 2019 00:49


Часть III. Печенга, Лиинахамари и немецкие батареи





Несмотря на грустную дождливую погоду и плотный туман, мы все-таки выбрались на шоссе и без приключений добрались до Титовки - базового места, откуда начинаются и заканчиваются маршруты на полуостровы Средний и Рыбачий, а также своеобразные "радиалки" по близлежащим территориям. У местных перед отвороткой дороги на полуостровы только проверяют паспорта на посту со шлагбаумом. А для заезда в Лиинахамари по-любому нужен пропуск.
На стоянке в Титовке тоже есть памятник воинам Великой Отечественной войны. Каждый может подойти и ударить в колокол в память о погибших. К сожалению дождь не дал толком сфотографировать обелиск. Но в колокол я позвонил.
Тут же на площадке стоит вагончик, переделанный в такой полевой музей боевой славы.



Внутри очень много вещей, собранных с оборонительных рубежей противостоящих сторон. На стенах висят карты военных действий, фотографии военных лет, самая разнообразная информация о боях, воинских подразделениях. На мониторах по кругу крутятся фильмы о боевых действиях и различных исторических фактах, связанных с обороной Заполярья.
Быдлотуристов, к сожалению, никто не отменял и специально для них висят видеокамеры и таблички с просьбой не утаскивать на сувениры предметы музея.



...



На холме чуть дальше стоят восстановленные опоры полевой подвесной канатной дороги "Murman-Seilbahn", построенной специальным подразделением с использованием труда советских военнопленных. Дорога была самой длинной канатной дорогой, строившейся для военных целей. Общая ее длина составляла 58,5 км. Использовалась для доставки грузов. Как сказали наши экскурсоводы, были попытки эвакуировать по ней раненых, но по причине долгого пути и холода от этого отказались.



Мы все это внимательно осмотрели и поехали в Печенгу на немецкое военное кладбище.



Это мемориал элитного подразделения вермахта, владевшего навыками ведения боя в горных условиях.



Всего здесь похоронены 12 000 горных егерей, летчиков, матросов. На вертикально стоящих камнях мелким шрифтом с обеих сторон высечены списки немецких солдат. Для каждого из них - полное имя, дата рождения и дата смерти. Здесь же есть братская могила советских солдат с именами всех погибших, установлен поклонный крест, посвященный памяти всех павших в годы Второй Мировой войны и памяти жертв всех войн на земном шаре.
Немецкое мемориальное кладбище находится в окружении воинских частей Российской Армии, как символ обуздания фашизма.



Мы же, миновав Лиинахамари и набрал дров и бревен вблизи поселка, прибыли в одну из самых загадочных точек здешних мест. Уж чего только не писали "в интернетах" про эти круги! Мне пришлось снова цеплять "полярик" на объектив, иначе из-за отражавшегося низкого неба была видна лишь поверхность воды. И летающие тарелки, и ФАУ, и "Аненербе"...Все на самом деле довольно прозаично. В том же интернете очень много сведений об этой недостроенной батарее. То, что видно сверху - лишь вершина айсберга. В скале ниже уровня воды - целый подземный бункер с кучей помещений для обслуживания той махины, которую сюда собирались водрузить. Задачи переписывать уже имеющиеся сведения у меня нет, так что я не буду особо распространятся. При желании информация находится в пару кликов - очень много людей тут побывало (сюда возможно добраться на "нормальной" машине).



Погода чуть сжалилась над нами и приоткрыла небо на время нашего форсирования очередного водного препятствия.



...



Не успели мы отдышаться, как начался спуск в бухту Западную Немецкую.



...



Все развлекались, как могли: кто смотрел, кто снимал, кто по рации и жестами подсказывали, куда лучше крутить "баранку".



...



Наконец, мы благополучно спустились прямо к берегу бухты. Как обычно получалось в эту поездку, пока все разбирали вещи, и наши сопровождающие готовились накрыть на стол, я решил пробежаться немного по прибрежным скалам. Чисто символически, так как поход планировался чуть позже, после обеда.



Местные жители, вот, уже давно пиршествуют.



Родиола розовая ("золотой" корень), местный женьшень. Включена в Красную книгу Российской Федерации.



Чайки на гнездах. Ну ладно, взрослые. А мелкие если навернутся вниз?



Наша бухточка и дорога, по которой мы сюда попали.



Пока ходил по берегу, увидел сторожевой кораблик с которого спустили лодку и погнали вдоль берега за какой-то посудиной. Догнали или нет, уже не было видно из-за скалы. Но потом они подходили и к нам - узнать кто такие, сколько нас и зачем мы тут. Меня не досчитались, но искать не стали :)) После того, как мы подкрепились, вернулись сюда снова уже компанией и пошли на самый берег.



...



Как бы особо тут делать было нечего. Глянули на остатки немецкого понтона да просто смотрели на волны.



...



Вот уж точно - на воду можно смотреть бесконечно.



...



...



На обратном пути увидел целую компанию людей в расположении немецкой батареи, куда мы планировали пойти на следующий день. Как выяснилось чуть позже, эти люди пришли от дайвинг-центра, который располагается с другой стороны скал и в другой бухточке. Видимо, тоже на экскурсию водили. Ну а мы всей командой попрятались по своим местам и залегли спать с надеждой на хорошую погоду к утру.



Как обычно со мной бывает, "дурная голова ногам покоя не дает". В связи с чем в пять утра я уже был на ногах. А так как на улице вовсю светило солнце, то, зная легкомысленный характер нашей погоды, не стал терять времени даром. Чего-то там похватал со стола, да в карман бутерброд сунул. Дороги я не знал, никогда тут не был, так что лишнего пути немного прихватил, ползая по скалам. Оказалось, что там была егерская тропа, но мы легких путей не ищем :)) Ну а заблудиться тут в принципе невозможно было.



Обошел бухту, которая отделяла нас от батареи, посмотрел на дайвинг-центр и дошел до расположения батареи.



Конечно, орудий, как и железа вообще, не осталось. Но дворики сохранились.



Сохранились укрытия для расчетов и другие помещения.



...



На площадках встречались еще остатки лебедок и других механизмов.



Все дворики сфотографировал, но интерес-то, конечно, был прикован к орудиям на вершине сопки.



Осмотрев все внизу, пошел наверх, обходя остатки колючей проволоки.



Сначала подошел к ближнему к бухте. Так и не понял, было ли тут что-нибудь.



С другой стороны от скалы нашел вход вовнутрь. Прогулялся по подземным помещениям.



Поразили бетонные полы и канавки для отвода воды (местами они проходили в трубах). Видимо, неприятель собирался здесь обосноваться основательно. Правда, под этим двориком создалось впечатление, что подземные камеры не были доведены "до ума". Возможно, я ошибаюсь, но не увидел никаких признаков того, что тут было хоть что-то смонтировано из оборудования.



Раз уж находился у подножья скалы, то к установленным орудиям тоже пошел от нижнего этажа (хотя выше есть еще один проход).



Там сразу попадаешь в пару пещер с довольно высокими потолками. У стен валяются орудийные гильзы (?).



У противоположной стороны виднелась бетонная лестница. Вы бы не пошли?



Поднявшись на один этаж, попал в бункер с подъемным механизмом. Все железо вокруг было насквозь проржавевшим. Сколько это все простоит еще, сказать очень сложно. Железо в руках осыпалось местами, как труха. Почти не дыша, но обошел все сооружение по кругу - не мог уйти без фотографий. Впечатления словами не описать.



Прошел в другие казематы по коридору. Отдельные помещения то ли для расчета, то ли для хранения снарядов. Приспособлений никаких не обнаружил.



Бродил по подземелью довольно долго. Наконец пришло время подняться уже к самим орудиям.



Стволы отпилены, бронеплита валяется рядом.



...



Номер и имперский орел, выбитые на конструкции.



Обратный путь, разумеется, был намного быстрее. По пути встретил нашу компанию, которая как раз шла в сторону батареи.



Хорошо, что вышел так рано. Погода испортилась в хлам. Сильный ветер, мелкий дождь. Похолодало. А у нас по программе еще баня была, зря что ли дрова тащили. Раскочегарили, конечно (вот она, ближняя стоит). Сначала девочки пошли, потом - мальчики. Тесновато в парилке, конечно, да и от ветра мокрые и холодные стенки палатки так и норовили прилипнуть к телу. Я туда под занавес уже зашел, так что выплескал на камни сколько мог воды, чтобы комфортно было. Нормальный в любом случае опыт получился. Затем был ужин и последняя ночь в этом путешествии.



Утро встретило нас туманом, сыростью и большой компанией, прибывшей нам на смену.



Напоследок сделал пару снимков и поспешил вниз на торжественное закрытие нашего вояжа.



Всем участникам экспедиции вручили дипломы и сувениры. Попросили новых соседей сделать нашу общую фотографию.



Но, как оказалось, приключения еще не закончились. Нужно же было для начала по мокрым камням выбраться наружу.



...



...



...



Все-таки без потерь не обошлось: об острый камень пропороли покрышку, когда газовали.



На обратном пути еще пару раз тормознулись в Лиинахамари у знаковых мест.



...



Ну и последнее испытание получилось, когда выяснилось, что водителя "буханки" с его напарницей нужно было отвезти на железнодорожный вокзал в Мурманске. Разумеется, что это пришлось делать мне, сев второй раз за руль этого автомобиля. С едва работающим стояночным тормозом, без автоматически выключающихся поворотников (о чем я благополучно забывал), с периодически глохнущим двигателем во время трогания на светофорах из-за совершенно другого хода педалей, тем не менее, мы достойно добрались до вокзала, высадили наших путешественников и уже более нагло проехали город поперек. Ну а по трассе было совсем просто :))
Такое вот было у меня приключение на севере нашего полуострова, которое, кстати, завершилось чуть позже.
Про этот "бонус" будет отдельная история.

кольский полуостров, summer, nord, kola peninsula, лето, лиинахамари, север, печенга

Previous post Next post
Up