Поездка на самый север Кольского полуострова

Dec 08, 2019 01:11

Часть II. Полуострова Средний и Рыбачий

Так вот, спустившись с перевала мы не задерживаясь рванули (насколько это возможно по каменистой ухабистой дороге с огромными лужами) в сторону губы Малой Волоковой - у нас там была запланирована ночевка прямо на берегу. На сам хребет Муста Тунтури вроде как плана забираться не было. Я там был в свой первый приезд в эти места. Отчет есть тут, можно найти по тегу "Рыбачий". До места стоянки добраться было, в общем-то, не сложно. Исключение составляет только громадная заводь посреди дороги, образовавшаяся от протекающего ручья. Удивляюсь: неужели как-то спустить воду, раскопав берег, или еще как-нибудь нельзя? Проезд к мемориалам и местному музею из-за этого крайне затруднен для "обычного" транспорта.

Вот наша стоянка. Под вечер почти вся компания отправилась в сопки на места боев, а я пошел исследовать округу.

На берегу. В принципе, не особо нас и боялись, занимаясь своим делом.

Мамаша учит детеныша добывать пищу. Трогательный момент, долго за ними наблюдал.
Дальше пойдет просто череда фрагментов побережья. Того, что успел увидеть до ужина и отхода ко сну. С палаткой, кстати, я так и не стал заниматься (лень, ага). Просто стелил коврик поперек той самой "буханки", потом бросал на него спальник и отлично высыпался. Поутру, когда же все занимались упаковкой вещей, я успевал еще дать круг по местности. В этом смысле так было даже удобнее.

Ромашки, ну просто, б... (тут нужно посмотреть монолог Жванецкого "Рассказ подрывника" (Баржа) - напомнило просто, когда снимал).

...

На обрыве берега обнаружил целый пласт, состоящий из песка вперемешку с костями. Я, конечно, не специалист в анатомии и сопутствующих областях, но, кажется, это останки животных все-таки.

О, а это специально сфотографировал на память себе: на берегу сплошь и рядом росли такие кустики с морской петрушкой. Лигустикум шотландский, если официально. Она, хоть и "шотландская", но хорошо растет и у нас. Разумеется, по вкусу и форме листьев отличается от обычной, но есть ее можно (что мы и сделали потом во время ужина). К нам в этом путешествии от Титовки присоединилась Анна - научный сотрудник ИППЭС КНЦ РАН, она и рассказала про эту "петрушку". Вообще, от нее мы услышали очень много занимательного про здешние растения. А про самый интересный ботанический момент история будет чуть позже.

По соседству с нами разместился гламурный кемпинг "Russia Discovery". Он так и называется - глемпинг. Ну и цены за размещение там соответствующие. Меня поляна их размещения заинтересовала своими размерами - ведь помимо просто своего путешествия по красивым тутошним местам у меня стояла задача найти подходящие места для взлета наших аппаратов. Тут ведь мы еще не летали :)). Одно уже отметил на перешейке рядом с таким же дорогущим местечком под названием "Tundra house". Там рядом еще одну базу строят и на дни нашей поездки на берегу залива была просто большая ровная площадка под будущее строительство.
Ну и тут поляна тоже подходящая по размерам. Персонал вроде был не против (переговорил с ними предварительно).

При нас, правда, кроме персонала никого и не было.

Мимоходом

Прикольный способ быстро приготовить много еды не напрягаясь с поиском дров и не оставляя кострищ в тундре.

Утром, как положено, был проведен осмотр окрестностей.

Обелиск памяти отряду разведчиков морской пехоты Северного флота под командованием А.Я. Юневича,
павших смертью храбрых 30 марта 1943 года на склонах хребта Муста Тунтури.

Почти готовы к старту и дальнейшим приключениям.

Чуть повеселились и отправились в путь.

Путь лежал по дороге вдоль западного берега полуострова Средний.

В обязательном порядке посетили местный водопад. Полчаса на фотосессии.

И еще раз для масштаба :))

Дальше двигались сквозь лес, преодолевая большие кривые лужи. На фото их нет, потому что оно сделано между участками с ними - так кидало из стороны в сторону, что все сидевшие на крыше головной машины могли только держаться за перила. Пару раз на спуск камеры нажал, но кадры получились жутко размазанными. К тому же, когда мы продирались между деревьев, уворачиваясь от веток, на нас со всех сторон сыпались гусеницы. Те деревья, что окружают дорогу не то, чтобы не успели после зимы полностью обзавестись листвой, а ее сожрал шелкопряд - дальний родственник того, из коконов которого делают шелк. От нашего, кроме вреда, ничего дельного не получится. Мы потом еще долго гусениц с одежды стряхивали.

...

Мемориал артиллеристам 113-го дивизиона. Расположен на братском кладбище, в нескольких километрах от батареи Ф.М. Поночевного.

Часовенка рядом.

А это уже, как сказала одна из наших участниц, что-то типа: "большие мальчики играют в войнушку". Нет, я все понимаю - учения проводить нужно, рубежи защищать... Но зачастую у вояк вместо "Где мы - там победа" видно "Где мы - там помойка", извините. Прямо тут, на Среднем, в частности, есть же дороги. Нет, мы перепашем всю тундру, загадим всё вокруг своих баз свалками и помойками, зальем ГСМ и завалим бочками из-под него же. У нас в Хибинах приехали на "тренировку" - промяли поверхность грунта тяжелым транспортом на полметра вглубь, "изнасиловав" весь дерн только для того, чтобы вплотную к речке подобраться. А остановиться у дороги дальше на 50 метров религия не позволила? Или от этих 50 метров обороноспособность страны пострадала? Грустно это и "за державу обидно" (с)...

Сделали небольшую остановку - размяться после леса и ухабов.

Сбегал на пригорок - тут очень фактурные камни лежат. Гряда так и тянется вдоль берега.

Рядом соседствуют разные породы. Эта - явно осадочная.

Забираемся от берега наверх на плато. Наш сопровождающий прямо из кабины снизу обещает нам интересное зрелище. Но так не напрыгаешься, рассказывая людям на крыше о каких-то особенностях местности или исторических фактах, постоянно останавливаясь и выглядывая из кабины. Посоветовал им обзавестись громкой связью (именно на крыше, в салоне авто она вроде как есть). Удобно ведь: рулишь и всем по пути рассказываешь: "посмотрите направо, посмотрите налево..." не отвлекаясь на остановки.

Прибыли. С этого ракурса не видно, что за бетонным кругом обрыв в несколько десятков метров...

...Зато хорошо видно Норвегию на горизонте за нашими двумя островками.

Наши экскурсоводы сказали, что тут располагалось подразделение, задачей которого было вовремя увидеть высаживающийся вражеский десант. Для чего в защищенном бункере позади этого сооружения на узкоколейке стояла осветительная установка, которую выкатывали сюда на край обрыва и освещали береговую линию. Сейчас остался сам бункер с каким-то хламом внутри, часть узкоколейного полотна, ну и сама площадка.

Конечно, мы не могли не заехать на батарею береговых орудий, которая находится совсем рядом. Состоит из четырех орудий, защищенных бронещитами и уже развалившимся деревянным укрытием. При каждом орудии под земной поверхностью - сеть помещений для персонала, складов, боеприпасов и транспортировочного узла с подъемником снарядов к орудиям. Понятно, что со временем все ветшает, ржавеет и приходит в негодность. Сами орудия пока живы и будет очень жаль, если их постигнет участь батарей на Поное, в Лиинахамари и подобных, теперь слепо смотрящих в небо обрубками стволов. Походу, сейчас воякам и государству дела нет до сохранения памяти о Великой Отечественной войне. Или нам так показалось?
Ниже, почти на берегу, можно найти позиции батареи 76-мм пушек ЗИС-3, которые работали вместе с 221-й батареей.

...

Пока компания осматривала одно орудие, успел в темпе пробежаться до другого.

Затем мы проехали действующую базу расположения связистов (с "полагающейся" свалкой рядом, как и писал выше) и добрались, наконец, до самого главного места полуострова Средний - до "Двух братьев". Ну, или самого популярного места на туристических маршрутах. Сам тоже давно хотел здесь очутиться, неважно даже было, в какой сезон и время суток. В этом конкретно случае нам повезло с погодой (правда продолжалось это очень недолго).

Территория действительно поразительная по своему богатству. Совершенно необыкновенные скалы, выветриваемые своеобразными ступеньками, каждая из которых, как подоконники дома у многих, сплошь покрыта самыми разными цветами, травой и мхом. Ближе к побережью моря появляется абсолютно другая порода, иного цвета и строения. По берегу можно ходить очень долго. А уж вокруг "Двух братьев" - бесконечно, разглядывая их со всех сторон. Территория необыкновенной энергетики. Не зря сюда так тянет снова и снова. Погода, кстати, уже практически закончилась, хорошо, что успел сделать несколько нормальных кадров.

...

Это я уже под самую скалу забрался, интересно ведь не только посмотреть, но и подержаться.

"Два брата"

А вот уже и берег с его причудливыми каменными фигурами.

...

Здесь по плану у нас была очередная остановка с перерывом на обед.

Здесь тоже удалось немного побродить среди каменных изваяний.

К сожалению, время и план подгоняли нас, так что мы расселись по машинам и поспешили в сторону полуострова Рыбачий.

По пути посетили бывший аэродром Пумманки (который тоже рассматривался, как место для взлета). Пересекли местный ручей по переправе, немного другой - не той, где постоянно тонут машины (судя по информации в интернете). Дорога от аэродрома до перешейка на Рыбачий была еще та: исключительно узкая в окружении деревьев, по ямам и лужам. Всю душу вымотала. Как подумал, что сюда потом пробиваться с летательными аппаратами... да ну, оставил, как самый крайний вариант.

Под вечер доехали до мыса Кекурский. Совершенно атмосферное и необычное место. Тут у нас должно было быть две ночевки.

Тут по моим комментариям может показаться, что я уж слишком часто (или постоянно) использую восторженные определения в описании здешних мест. Но это на самом деле так. Сюда бесконечно вереницей приезжает масса людей: какие-то просто на "посмотреть", кто-то из-за любопытства, есть такие, которым нужно поставить отметку в том, что они тут были (иногда в буквальном смысле этого слова - и это просто бесит - похоже, это просто от отсутствия мозговой деятельности, как таковой). Есть настоящие фанаты этих мест, много фотографов, кто ездит сам и возит других (встретил там своего знакомого из Мурманска).
Волшебное место.

...

Совершенно неожиданно выглянуло солнце. На море был отлив, что дало возможность забраться на камни, которые обычно в воде.

Еще в первый свой визит сюда меня поразили скалы на побережье. Какой тут земной катаклизм планетарного масштаба произошел, что каменные породы повернуло почти на 90 градусов от их естественного положения? Смотрится сногсшибательно. Несколько раз обошел эти скалы. Разглядывать их в упор тоже было увлекательное занятие. Почти вся наша компания забралась наверх к кресту на скале. Я же бродил внизу среди лужиц воды и гряд камней. Солнце светило прямо со спины, что немного мешало. С другой стороны, можно было на отливе забраться на самый дальний возможный край каменной гряды, что само по себе уже удача.

Рядом плескалось море, но мысли искупаться не приходило :))

Вместо этого прошелся дальше к измятому в складку берегу.

...

Последние лучи солнца освещают прибрежные скалы.

Но это не солнце село, а опять набежали тучи. Ведь на дворе было 1 июля - полярный день в самом разгаре вроде как.

Пока я разглядывал берег и скалы, меня внимательно разглядывал тюлень, который качался на волнах у берега.

В полпервого ночи сфотографировал радары на другом мысу и побрел спать - назавтра день обещал тоже быть насыщенным.

А с утра по погоде день не задался, но тут вообще погоду угадать сложно. И не сидеть же теперь и рыдать...

Выдвинулись всей колонной в направлении губы Скорбеевской, посещая по пути различные локации места.

Заехали, в том числе, и в заброшенный гарнизон Скорбеевский. Несколько лет назад в предыдущем репортаже с Рыбачьего он у меня описан и показан. И в этот раз снова ходить по развалинам некогда живущего и работающего гарнизона желания никакого не было, только опять нервы трепать. Уж лучше на природу смотреть. Поэтому там мы надолго не задержались, а поехали дальше. Правда, с приключениями.

Как нам сказали: "Брод не глубокий, но фотогеничный".

В общем, так и оказалось. Ну, правда, декоративную накладку оторвали, но на ходовые качества это не повлияло :))

Это место оказалось очень интересным, тоже с покореженными скалами...

...И даже закрученными в рулет.

Оставив позади компанию (ведь по времени мы ограничены) рванул вперед, пытаясь осмотреть как можно больше территории прежде, чем вернут обратно.

Мощь энергии Земли.

В этой поездке большая часть фотографий просто "хроникальные" и лишь иногда удавалось сделать что-то похожее на художественные.

Вот уж действительно - суровый северный край. Даже летом.

Во время отлива на берегу часто остаютя отрезанные от моря лужицы воды. Иногда они не пустые.

Пожалуй, это было самое яркое пятно этим днем.

Так я и думал, пока мы не поехали в обратную сторону. И по дороге наша сопровождающая Анна пообещала нам, что покажет один удивительный цветок, который у нас пока нигде, кроме как на единственной полянке не найден. Причем "пока нигде" относится ко всей России. Если я правильно понял, обнаружили его еще в паре мест на планете всего (ну или пусть меня поправят). Так вот, даже приехав на местность все хором пытались его обнаружить (мы-то вообще не понимали, что ищем). Оказалось, что он растет на краю дороги, что для него весьма опасно - проедь какой-нибудь внедорожник и все...

Цветочек оказался совсем махоньким - миллиметров три-пять размером. Хорошо, что взял в поездку много разных приспособлений и мне удалось снять его крупным планом. Можете познакомиться - Песчанка приземистая и это, повторюсь, единственное известное ее местохождение в России. К удивлению самой Анны оказалось, что рыльце у цветка мохнатое и тычинки розоватые. Так что с помощью макросъемки удалось увидеть то, что даже научные сотрудники не замечали раньше :))

Да, тут еще заехали на небольшой водопад "для отчетности", как говорится.

Затем - поездка на мыс Немецкий - как же без него, без самой северной материковой точки европейской части России.

Там мы пробыли недолго: побродили по берегу, посмотрели на полузасыпанную тушу кита, выброшенную на берег...

...И на такой же покинутый кораблик на побережье.

А уже следующим утром по другой дороге мы выдвинулись обратно в сторону полуострова Средний.

Да, нужно сказать, что за лето была проведена большая работа по установке тут на местности указателей и информационных табло, на которых можно найти карту и обозначения наиболее интересных для посещения пунктов: будь то различные памятники боевой славы и мемориалы, определенные природные территории (места расположения редких видов растений), точки отдыха и расположения туристических баз или какие-то другие объекты. Даже зоны покрытия мобильной связью указаны (и оператор связи, кстати, за время нашего нахождения на Рыбачьем упорно, по несколько раз на дню, то приветствовал нас в стране фьордов, то возвращал нас на родную землю). Тут мы остановились у "Литературной землянки" на ручье Корабельном:
"...В редакционной землянке готовились к выпуску номера самой северной фронтовой газеты "Североморец", а Константин Симонов читал свои стихи и делал наброски поэмы "Сын артиллериста". На берегу Корабельного родилась и знаменитая песня "Прощайте, скалистые горы"..."
Михаил Орешета "Осиротевшие берега".

Почти в полном тумане мы поднялись наверх к мемориалу павшим воинам Заполярья.

"Все отдав, я не встану из праха.
Мне не надо ни слов, ни похвал.
Я не жил, умирая от страха,
Я, убив в себе страх, воевал."

Часовня святого великомученика Георгия Победоносца.

Вся наша колонна перед следующим перегоном.

Тут уже нас туман не отпускал и сориентироваться было тяжело. Помню, что мы двигались по немецким дорогам.

...

От моста ничего не осталось, только подходящая к нему дорога. Пришлось ехать вброд в объезд.

А тут вообще переправа была подводная. То есть дорога проходила под водной гладью. Ее хорошо стало заметно, когда накрутил поляризационный фильтр.

Тут мы тоже слегка полазали по немецким позициям.

По дороге встретили совсем мелкого птенца, который с трудом пробирался по зарослям ягодника к своей мамашке, что ждала неподалеку. Осторожно обошли его и отправились обратной дорогой. Я чуть поотстал от группы, вытащил телевик и слегка последил за встречей семьи. Снимал издалека, так что неудобств им не доставил. Погода сырая была и довольно темная, поэтому не все получилось так, как хотелось бы. Да и птички особо не позировали.

Залез к мамке под крыло погреться и успокоиться.

Ночевка в этом месте была самая мокрая и холодная, с ветром, туманом и моросью. Хоть и спал я в машине, но все равно было неуютно.

Утренние моционы и свертывание мокрых палаток - это что-то. Но такие вещи только больше заставляют собраться, взбодриться и, набравшись энергией от завтрака, продолжать путь. А нам нужно было снова выбраться на трассу, доехать до Печенги и Лиинахамари. А там уже мы планировали попасть на заключительные точки нашего путешествия.
Но это уже будет заключительная глава истории.

кольский полуостров, summer, лето, nord, рыбачий, kola peninsula