Часть I. Посещение горно-егерского укрепрайона "Edelweisscuppe" и реки Титовка
Предыстория поездки такова: в 2019 году клуб "Аллуайв" отмечал 25-летие создания и активной внедорожно-экспедиционной деятельности, в связи с чем была организована уже семнадцатая экспедиция "Лапландия. Места силы Кольского полуострова". Это поездка внедорожников по северу нашего полуострова. Я с организаторами был знаком, а на самих полуостровах Средний и Рыбачий был всего раз. Вот организаторы и пригласили меня в это юбилейное приключение. К сожалению, как я понял, в таком формате путешествий больше не будет, поэтому отказываться было совершенно нельзя.
Приключения начались еще от крыльца дома, скажем так. Сопровождающих машин было две, а водителей, чтобы перегнать их к началу маршрута в Мурманске - один. Поэтому мне предложили сесть за руль "буханки", предварительно попробовав ее в деле у нас на месте. В итоге, как всегда у нас получается, я сел за руль незнакомой машины за час до начала вояжа, описав круг возле гаражей. Конечно, это ведь не обычная "легковушка", но, тем не менее, по трассе мы проехали без приключений, переночевав в придорожном заведении, потом заехали в аэропорт, где забрали участников экспедиции и порулили на Абрам-мыс.
Обычно маршруты начинались от "Алеши" - памятника Защитникам Советского Заполярья, но мы растянулись во времени и пространстве, поэтому собрались уже тут.
Отсюда открывается красивый вид на Мурманск. Погода - шикарная.
К тому же, в планы экспедиции входило посещение памятников боевой славы, мест ожесточенных боев и линий обороны во время Великой Отечественной войны. Поэтому здесь мы отдали дань памяти бойцам 1-го корпуса противовоздушной обороны Мурманска "За беспримерный героизм, стойкость и мужество при защите неба Советского Заполярья". Позже еще посетили в обязательном порядке мемориал в Долине Славы.
...
Обед у нас состоялся прямо на берегу реки Западная Лица. Да, я знаю, что погода у нас может измениться достаточно быстро, но тут уж она совсем разошлась: от поездки в яркий солнечный день до обеда под моросящим дождиком. Да и дорога вглубь территории от трассы проходила под унылым серым небом и моросью. Второй раз попадаю в эти места и второй раз - в такую же погодную канитель. А тем временем мы двигались в сторону немецкого горно-егерского укрепрайона "Edelweisscuppe" (вообще нужно сказать, что наши сопровождающие в силу своих путешествий и знаний топили нас огромным потоком самой разнообразной информации по всем местам, где мы были. Так что если я что попутал, надеюсь, что они поправят).
До места ночевки нужно было проехать несколько километров дороги с довольно приличными препятствиями.
Учитывая сырость на улице и мокрые камни, это было то еще приключение. Однако, все успешно с ним справились.
...
Остановились мы на ночевку у какой-то сопки. Погода была дрянная, с ветром и дождем. Поужинали компанией в большом шатре. С палаткой совсем не было охоты заморачиваться, поэтому я бросил коврик и спальник прямо в шатре и там отключился. Было немного прохладно, так как из-под полы ветерок доставал несмотря на то, что специально машину поставили для защиты от него. Но долго я все равно не провалялся, потому что улеглись рано.
В общем, ровно в 00 часов наступивших суток я был уже на вершине этой сопки. Вид как раз оттуда. Народ еще спал вовсю, а я пошел на разведку.
Вот ведь преимущества полярного дня - на дворе по часам полночь, а светло почти как в полдень :))
Так понял, что как раз тут и проходила линия расположения немецких частей. По верху сопки от края до края были видны линии окопов.
Всякого разного барахла времен войны по поверхности раскидано было много. Местами что-то было собрано в кучи. Кое-где встречались ямы явно от раскопок, по краям которых валялись пустые бутылки, осколки посуды, банки из-под норвежских консервов. Так думаю, что с металлоискателем если тут походить, то можно найти много интересного (возможно, тут так и ходили уже).
Неприятель основательно тут зарывался в землю. Укрытия и окопы были понастроены кругом.
Местами окопы сверху были закрыты металлической гофрой и засыпаны камнями и грунтом.
...
...А судя по окружающему виду, погода снова настраивается на хороший лад.
Ох ты... Если не ошибся, то это 82-мм минометная мина. И явно не учебная. Такими мне не приходилось стрелять, только 120-ти и 160-ти мм минами. Но, в соответствии с правилами, трогать ее не стал (хоть у нее и отсутствовал взрыватель). А вот гильзу от осветительной ракеты на парашюте забрал. Отдал в коллекцию нашим сопровождающим (надпись на гильзе гласит: "Использовать до 30 июня 1945").
День обещает был теплым.
Из-за влажности от прошедшего накануне дождя по низинам стелется туман, светясь в лучах солнца.
Участники экспедиции понемногу стали выбираться из машин и палаток. И в девять утра мы целенаправленно общей группой пошли на экскурсию по вражеским позициям. Сюда я утром не добрался. Тут уже целыми рядами стала встречаться колючая проволока, практически проржавевшая насквозь. Ее тут столько было намотано, что под ней даже не растет ничего, почва красного цвета от ржавчины. Деревянные "ежи" почти все упали, так что эту линию обороны мы преодолели легко.
...
На подходе к укреплениям встретили непонятно как стоящий сейд. Мало того, он и человека легко удержал. Хотя покачивался.
Вот и подошли к линии укреплений. Тут вообще все серьезно.
Окопы укреплены камнями настолько добротно, что за прошедшие года практически не разрушились. В каменном основании сопки вырублены укрытия почти в полтора человеческих роста высотой. В одном из них обнаружили что-то типа бойлера для подогрева воды.
...
Как сказали наши экскурсоводы, это стационарные немецкие огнеметы для обороны позиций. Пару таких же видели выше по склону уже прямо в окопах. Который раз наш гид хочет уволочь один из них себе в коллекцию. Вот и в этот раз вроде как собрались, подошли, подняли... и оставили на месте. Тяжело и нести далековато к машинам. Ну, может, в другой раз.
Забрались на вершину сопки. Тут был расположен целый ряд долговременных огневых точек, соединенных окопами, а на горизонте, где в голубой дымке видна тундра, была наша линия обороны. В этом месте мы долго пробыли. Я, к сожалению, почти все пропустил из рассказа наших организаторов, так постарался обойти всю местность и залезть в каждый бывший дот.
...
Понятное дело, что все фото в отчет ну никак не вставить :((
...
Земля в этих местах сплошь усыпана металлом: гильзы, патроны, колючая проволока, осколки...
...
Вернулись на базу под огромным впечатлением от увиденного. Собрались и поехали дальше, ведь нас впереди ждало еще больше приключений.
Дальше - это в смысле нужно было вернуться до шоссе по тем же буеракам и речкам, чтобы добраться уже до реки Титовка.
Вниз да посуху ехать куда проще. Так что спуск был больше похож на развлечение.
Речушка тоже оказалась детским развлечением (по сравнению с тем, что было дальше).
И вот мы добрались до водопада на реке Титовка. Тут у нас был привал, обед и отдых перед дальней дорогой до полуострова Средний. Пока организаторы кашеварили, народ разбежался по порогам и каскадам реки. Вот, действительно, очень красивое место. Тут и осенью, и зимой красиво (особенно, когда над головой сияет полярное сияние). Только уж больно далеко из Кировска сюда добираться на фотосессии. А сама река очень впечатляет, особенно в этом месте.
...
Тут можно выделить три основных места, каждое из которых по-своему красиво.
Правильно говорят: на бегущую воду можно смотреть бесконечно.
Но это нам, туристам. А другие делом заняты - детей кормят :))
...
Так тут "залип", что еле успел на обед.
Остановились еще один раз уже у другого водопада поменьше. Потом пошла нудная дорога до перевала. Ну, как нудная - по сторонам смотреть интересно, но дорога настолько "убитая", что даже на подготовленных машинах приходилось ползти потихоньку. А это достаточно здорово выматывает, время тянется, как резиновое. Хорошо, что хоть не темнеет. Сейчас, правда, посмотрел по данным фотографий: от водопада до спуска к заливу добрались за два часа.
Вот и Мотовский залив показался после проезда перевала...
Теперь впереди - Средний и Рыбачий.