На крыльях над побережьем
Итак, на чём мы остановились? Ах, да: солнце встало, мы сели... Нет, не так... По большому счёту, солнце лишь чуть спряталось на пару десятков минут за возвышенность перед нами, но его свет продолжал подсвечивать облака. Мы же, окончательно подготовившись, прогрев моторы и проверив связь, расселись по своим машинам. И по очереди, по команде нашего "карлсона" поднялись в воздух. Даже нам вдвоём хватило короткой полосы, так как встречный ветер помог быстро поднять крыло и набрать нужную мощность. Вообще, понимая тяжелые условия взлёта, все пилоты подошли к старту очень ответственно и взмыли в воздух с первой попытки.
Сразу после взлёта ушли в сторону от линии подъёма и стали осматриваться по сторонам... Кра-со-та...
Для начала чуть ввинтились в небо и сделали полный разворот на 360 градусов. Вот как раз тут видно устье Поноя. Трудно представить, но как раз под нами, на линии моря ширина реки составляет почти два километра (специально по карте замерил). Посмотрели сверху на пристань и на "серпантин" подъема на плато, откуда взлетали. В этом месте нарезали несколько кругов, ожидая остальных участников полёта. Планов на полёт было громадьё просто - мы же знакомились виртуально с местностью и уже знали объекты, к которым точно должны были слетать.
...
Дух захватывало от того, что мы, в принципе, уже выполнили минимум программы: добрались сюда, взлетели и увидели нашу цель - это с одной стороны. А с другой - понимали, сколько ещё нам предстоит увидеть всего разного. Тем более теперь, когда мы в хорошую погоду уже висели в воздухе прямо над целью своего вояжа. Конечно, случиться может всякое, но на этот случай у всех были спасательные жилеты; аппараты наши были оборудованы специальными ёмкостями плавучести, дабы не уйти на дно; по карманам были распиханы ножи, фальшфейеры и шумовые гранаты. А у меня с собой, кроме этого были два фотоаппарата и запасная батарея :))
Да, так вот перед началом нашего рейса по округе мы договорились слетать в гости к нашей команде на корабле, а то они, похоже, до конца так и не понимали, кого привезли сюда и зачем.
Резко снизились и пошли над самой водой прямо к кораблю. Нет, как наш товарищ накануне, мы ноги в воде мочить не стали.
Описали вокруг судна пару кругов, отщёлкав его со всех сторон (по приезду домой сразу отправил морякам фотографии, а то они своего плавучего дома с такого ракурса и не видели никогда).
Тут наперёд нужно сделать "лирическое" отступление для всего репортажа об этой экспедиции: понятно, что каждый попадавшийся нам в поле зрения объект был опоясан пролётом не по разу (и сфотографирован тоже, всего около двух тысяч вменяемых фотографий получилось). Но впихнуть всё это нет никакой возможности. По опыту уже знаю, что больше 125 фотографий с минимумом текста журнал не пропустит в один пост. Я поначалу думал разбить эпопею штук на пять частей, но тогда есть опасение не дождаться выхода сериала вообще. Всё это к тому, что, возможно, повествование будет не плавным, хотя буду пытаться сгладить это объяснениями.
Перво-наперво взяли курс к орудийным башням береговой артиллерии, они тут совсем недалеко расположены. В устье реки Поной на мысе Корабельный. Это была береговая батарея, прикрывающая горло Белого моря. Для начала осмотрели башню 180-мм калибра орудий батареи № 12 (по сведениям из интернета). Диаметр башни в основании около 8 метров, в вершине около 5, высота больше 2 метров. Толщина брони 150 мм. Под орудиями расположены три этажа помещений для обслуживания, подъемных механизмов, складирования боеприпасов. Сама башня прикрыта бронеплитами сверху и попасть в неё можно было только через подземные коридоры. Вход в них с лестницей как раз виден в нижней части картинки. К сожалению, он был затоплен. На самой башне часть бронеплиты была взорвана и теперь в башню можно попасть прямо сверху.
Несмотря на такое отдалённое место и сюда пробрались уроды с резаками и отпилили стволы орудий. На бронеплите им удалось только прочертить линию, больше она не поддалась. Ну что за сволота: кругом металла валяется немеряно, нет, паршивые руки именно сюда дотянулись. Судя по данным сети, в 2004 году пушки ещё были целы.
Еще раз пролетели над пристанью и пошли уже вдоль реки вверх по течению.
Река Поной на рассвете.
Если что обнаруживали интересное, то стремились подобраться ближе.
Судя по рассказам путешественников, сплавшиков и туристов, тут ещё недавно просто кипела жизнь. Теперь более-менее живой только дом посередине, куда иногда наведываются рыбаки. К нам, когда мы ещё разгружались, на этой зелёной лодке подплывал местный охранник - беспокоился, что мы на арендованную его "конторой" территорию залезем рыбу таскать. Узнав про наши планы, пожелал успеха и вернулся обратно к себе на берег.
Бывшая фактория. Уже разрушенная. А ведь тут где-то даже местный своеобразный музей был, люди любовно собирали разные древние предметы быта.
Солнце хоть и поднялось в небо, но было где-то за облаками, поэтому картинки природы вокруг были не очень яркие.
Неожиданно нарвались на водопад, хотя потом прочитали, что это достаточно известное место.
Не высовываясь за уровень каньона прошли до самого села Поной, от которого, к великому огорчению, осталось только название.
...
Сверху так и не поняли, живёт там хоть кто-то или это уже история.
Хотя, вот, вертолётная площадка присутствует и даже не сильно заросшая.
Обернулись вокруг своей оси разок - посмотрели, гда наши товарищи находились.
Убедились, что все на месте и двинулись дальше на запад прямо по руслу реки.
Интересная картина - кругом плоская тундра и только прорезанный рекой каньон под нами.
Правда, попадались овраги, которые соединялись с основным руслом. Но воды в них почти не видели.
Мы ещё чуть пролетели дальше, газанули и залезли выше берегов - посмотреть на посёлок связистов (на фото - справа на краю обрыва).
Тут уже давно всё разбито, разграблено и растащено. Судя по всему, тут тоже людской муравейник был.
...
...
Осмотрели руины и полетели по направлению прямо на солнце, к побережью моря.
Помните, в первой части на фото за маяком виднелись какие-то конструкции. Казалось, что они стоят почти на берегу, но самом деле находятся в пяти километрах от воды. Так что же это? А это тропосферная радиорелейная станция 2/3500, позывной "Искра" (в/ч 34146). Находилась она в 4 километрах к востоку от населенного пункта Корабельное (от которого остались одни воспоминания), что в свою очередь располагался на берегу реки Поной. Высота станции над уровнем моря составляет 129 метров. До других станций расстояние: до "Канвы" - 323 км, а до "Стрелы" - 293 км. Станция находилась в эксплуатации с осени 1970 года до 1989 года.
Раньше до спутниковой и компьютерной эры связь по всему побережью севера осуществлялась как раз таким способом. Раньше тут было четыре "лопуха" (на июльском космоснимке от 2003 года отчетливо видны четыре тени от них) - два смотрели в одну сторону, два - в другую, для связи с соседними.
Вдали виден маяк на острове Вешняк.
Похоже, что тут тоже мародёрничали "металлисты". Говорят, что они и завалили парочку "лопухов".
Разумеется, отсняли антенны со всех сторон - мало ли кому понадобится.
Довольно приличные по размерам сооружения. Как всё это сюда доставлялось и собиралось...
Ещё одно по своему "циклопическое" сооружение: что-то около 18 километров (по карте) бывшего металлического топливопровода, уложенного на пустые бочки, стоящие чётко через равные расстояния. Трубы местами, конечно, уже утащены (часть их валялась возле пристани). Такая же конструкция идёт к аэродрому, там, правда, расстояние поменьше. Парни прикинули, что если пустые металлические бочки стоят с шагом 10 метров, то понадобилось где-то 1,5 тысячи бочек. По тому трубопроводу качали горючее прямо с побережья.
Через тундру и пару оврагов пробрались до следующего места - как раз до здешнего аэродрома.
На краю находится здание местного "аэровокзала". С диспетчером связаться не удалось :)) , так что мы мимо пролетели.
Сама ВПП (взлётно-посадочная полоса) находится во вполне рабочем для нас состоянии, но добираться сюда 15 км - это перебор.
С краю полосы лежит грохнувшийся самолёт. Опознать марку не удалось, как и найти какие-либо подробности случившегося.
...
...
И снова - на реку... Дальше, дальше!
В принципе, летели по руслу реки, повторяя все её изгибы, лишь иногда делая полный разворот для обзора окрестностей и контролирования своих товарищей.
...
Вид в сторону моря. Уже умотали от берега на приличное расстояние.
Каньон становился уже, а высота берегов по-прежнему была высокая, метров 100 точно, если не больше.
Чуть приподнялись над берегами, чтобы видеть окружающую местность.
Тут же на полянке заметили пару нарт, оставленных в тундре прямо с пожитками. До зимы, получается?
Шикарные места тут. Ну и с погодой, конечно, мы отлично подгадали. Воды, вот, в реке мало было, на мой взгляд. Судя по полосам по берегам, бывает уровень воды на пару метров выше. Вот, вроде хочется ещё что-нибудь написать, а кроме, как "London is the capitol of Great Britain" "Поно́й - река на Кольском полуострове Мурманской области России. Длина 426 км. Площадь бассейна 15500 квадратных километров. Название реки Поной восходит к саамскому "Пьеннеой" - "собачья река" (из Википедии)" - ничего пока в голову не приходит. А Википедию и так открыть можно. Так что лучше картинки покажу.
За парой поворотов выше открылся, если не ошибаюсь, самый большой порог реки - Бревенный.
Скалы тут потрясающие по фактуре и высоте. Плюс были ещё освещены тёплым утренним солнцем. Тень от "аэроплана" видно?
Тут мы по традиции сделали полный оборот (это вид назад по течению) и пропустили вперёд наших попутчиков.
Вот, так гораздо интереснее. И для оживления картинки, и для масштаба. Я не любитель присутствия людей в кадре (особенно следов их деятельности), но вот знакомый издатель и фотограф утверждает, что наличие такого объекта на фотографии усиливает эффект и убирает пустоту. Хотя, по мне и так хорошо. Но, пожалуй, в данном случае соглашусь с ним. Есть своё мнение по этому поводу?
...
Парни просто красавцы. Один-то, на чёрно-оранжевом крыле, наша постоянная "фотомодель". Он летает с нами чаще всех и дальше всех. Так что он в курсе наших задумок и требований к нему, как к важному элементу картинки. Но и второй тут же понял, что от него требуется. Вот они на пару рядышком долго и аккуратно висели в воздухе специально для нас.
Ушли вбок на старое русло реки.
...
Можно было бы продвинуться вверх ещё очень далеко, длина реки позволяет. Но нам были интересны и другие места на побережье.
Потихоньку прокрались по старому руслу...
...И вышли на оперативный простор снова над основной рекой. Если присмотреться, то вдали видны две антенны тропосферной связи, где мы уже побывали. Слева в углу кадра один из наших пилотов пока ещё летел на уровне берегов, но потом поднялся выше, как и мы. На горизонте тонкой полосой синеет море. Вот как раз на море мы и договорились добраться. А там по планам обсуждался вариант вернуться на "базу" пролётом вдоль берега с обзором достопримечательностей, если обнаружим (кроме тех, которые наверняка нам известны).
"Пропилили" над тундрой. Один минус однообразного ландшафта внизу - становится скучно. Приходилось развлекаться разговорами.
Небольших озёр неподалёку от побережья много. Хотя пока меня больше впечатлили такие озёра в сопках Териберки.
...
Вот ещё какой-то разлом посреди тундры. А так - тундра и тундра, взгляду зацепиться не за что.
И тут увидел вдалеке коричнево-серое пятно: трава или болото какое, только оно, как ртуть, переливалось с места на место. Поднял камеру с телевиком: так то же целое стадо оленей! Прокричал пилоту и, конечно, мы рванули туда. Благо, что уж совсем над головами животных летать не нужно было, так как с моей "базукой" можно снимать и с приличного расстояния.
...
...
...
Олешки на фоне "лопухов" (это почти официальное название, не моё) тропосферной связи.
Ну да, пожужжали над оленями какое-то время, покрутились рядом. Дикие люди из города - живых животных (извините за тавтологию) в глаза не видим подолгу, вот и развлекались. Долго потом разглядывал фотографии, но не заметил у оленей каких-нибудь признаков цивилизации: ну, там, клипсы в ушах, бубенчики, ошейники или покрашенные светоотражающей краской рога... Нет, понятно, конечно, что "забугорным" оленям сюда не дойти: далеко и "добрых" людей много. С другой стороны, олени ухоженные и упитанные такие. Неужели всё-таки дикие?
Ну, хорошо, вот мы и вылетели на побережье.
...
Тут же обнаружили чью-то заимку. "Спалили", что ли? А так красиво спрятана, со стороны моря и не видно совсем :))
Ага, вот ещё одна цель нашего полёта. С моря мы Терско-Орловский маяк уже видели, теперь - с воздуха.
...
Ух ты, то, что эта техника ездит - сомнений вроде нет. Но ствол в башне? Или это для антуража оставили?
...
Маяк очень ухоженный, вот что значит постоянный персонал при сооружении.
Теперь отсюда погнали в обратную сторону по берегу. Судя по карте, нам до нашей ВПП лететь было 30 км.
Скалы, отдалённо напоминающие берег полуострова Рыбачий.
...
Трудно поверить, но это вот такое море было на стыке Баренцева и Белого. Фантастика!
Продолжили путь на юг вдоль берега.
...
....
Летели по побережью и крутили головами во все стороны: наш разведчик, когда приземлился после первого своего полёта, рассказал, что видел и лосей, и медведей (правда, оленей не узрел) в тундре. А мы пока что только с оленями повстречались. Так их и в Ловозеро полно, потрогать и пофотографировать можно. Тут, конечно, они на свободе и в дикой природе - совсем по другому смотрится. В общем, как воздушные разведчики внимательно обозревали всю проплывающую мимо территорию.
Порой попадались скалы и пещеры, похожие на разработки чего-то там, но при подлёте ближе всё оказывалось натуральными образованиями.
И всё же мы наткнулись на, без всякого сомнения, рукотворные штольни (даже крепь штольни видно) прямо на морском побережье. С помощью всезнающего интернета удалось выяснить следующее: оказывается, тут работали заводы, в живописных и безлюдных местах близ устья Русинги в горле Белого моря в десятке километров от села Поной. Во времена императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны велось строительство меднорудных заводов сродни уральским. Сотнями свозился народ в глухую тундру из Архангельской губернии. Труд на рудниках был каторжным, руды добывалось мало, месторождение оказалось малоизученным. В 1736-1742 годах на Лапландских заводах было выплавлено всего 2073 килограммов меди. Остатки рудничных ям сохранились на побережье до сих пор. Такие вот дела. Не уверен, что это именно те разработки, но что "дырки" искусственные - факт.
Лебеди на морской воде. Совершенно не пугливые.
...
И снова встретили оленей, лежащих на лужайке недалеко от берега.
Тут мне стало что-то грустно от увиденной картины. При нашем приближении два оленя вскочили на ноги и внимательно смотрели за нашим полётом. Третий остался лежать на земле. Всё бы ничего, но черный след, тянувшийся от него... то ли запёкшаяся кровь, то ли его долгая лёжка. Конечно, хотелось бы ошибиться и думать, что, может, ему были наши передвижения "до лампочки", как говорится, и он просто не хотел подниматься на ноги.
Да, всё живое стареет, и неживое приходит в упадок. И вообще, "ничто не вечно под Луной": и сама Луна, и даже солнце погаснет. Когда-нибудь :))
Что-то мы отвлеклись. Пока с пилотом рассуждали об увиденных оленях, достигли острова Вешняк с тамошним маяком.
...
...
На берегу увидели остатки паровой машины, с помощью которой затаскивали грузы от моря.
...
Недалеко от этого места "тусовался" ещё один кораблик. По слухам - дноизмерительный. По виду так точно не рыбацкий сейнер.
Народ на палубе фотографировал нас, мы - их :))
Что же, полёт подходил к финишу, стал виден навигационный знак, что стоит на краю залива, где нас ждал кораблик.
Тут-то пилот и увидел "какую-то ржавую штуковину, валяющуюся в кустах в тундре". Мы свернули в том направлении и к своему удивлению увидели лосиху и её телёнка ярко-рыжего цвета, который и выдал их место отдыха. Кадр немного мыльный, так как снято было на максимальном увеличении телеобъектива. И даже на таком расстоянии малыш предпочёл спрятаться за внушительную попу своей мамаши.
Каюсь, но мы решили рассмотреть их поближе (на земле бы я не рискнул этого делать). Конечно, они тут же бросились наутёк в чащу (если можно так сказать) кустов.
Честно: сделав несколько снимков, мы оставили их в покое и продолжили движение к реке...
...И почти сразу наткнулись на троицу лосей, неторопливо шагающих по тундре.
Этих мы просто так не отпустили и какое-то время сопровождали параллельно, пока я непрерывно нажимал на спуск фотоаппарата.
...
Нет, так нагло близко мы не летали: это всё телеобъектив и увеличенная часть кадра. Красавец лось, что уж скажешь.
...
Оставив лосей в покое мы снова облетели береговые защитные сооружения: блиндажи, доты, окопы...
...
Пушки, конечно, снова посетили (разведывали пути подхода).
...
За то время, что мы провели в воздухе, солнце уже полностью стало освещать реку.
Так что мы снова свернули к воде и договорились слетать к водопаду.
...
Такая вот красотища!
...
Теперь уже всё. Развернулись и полетели к морю на наш "аэродром".
Вроде столько всего повидали, а день ещё только начался. И планов у нас было очень много, надо сказать.
П.С. Чуть не забыл: трек нашего полёта прилагается.