Приключение года, часть третья

Oct 28, 2018 10:50


От Поноя до Сосновки и обратно в Териберку





При заходе на посадку пару раз прицелились, проходя над нашей крошечной полянкой. День только ещё начинался, но действие солнца уже сказывалось: поверхность воды и земли прогревались неравномерно, над тундрой стал подниматься вверх тёплый воздух, появилась "термичка", стало потряхивать и покачивать. К тому же ветер потянул с моря и это только увеличило скорость посадки, что добавило беспокойства по поводу успешности приземления (ну, то есть, попали бы мы на землю в любом случае :)) но хотелось сесть аккуратно и без проблем).



Отлично! Вот мы и на "аэродроме" (на фото не пыль на матрице, а вездесущие комары).



Пилот и наш "пепелац". Крыло сняли и свернули, пока в нём нет необходимости. Так как мы уже обдумали наши планы, то как раз после полёта и собрались их выполнить. Пока пролетали над местностью выяснили, что картина разительно отличается от той, что показывает космоснимок от 2003 года. Тем не менее, отступать мы были не намерены. И хоть расстояние до нашей цели составило более двух километров по якобы дороге (которой, конечно, уже большим счётом не было), мы ломанулись по болотцам, кочкам и жутким кустам карликовых берёзок и ивняка (или чего-то там ещё) напролом прямо к орудийной башне, которую видели в полёте.



Добрались до входа в башню. Но, как я писал уже, внутренние подземные помещения давно были затоплены.



Так как часть бронеплиты на крыше башни была взорвана, то появилась возможность попасть внутрь через верх, чем мы и воспользовались. Сделал фотографию на память и тоже полез вовнутрь изучать содержимое. Конечно жаль, что орудия остались без стволов. Просто какое-то издевательство над памятью. Кому бы они мешали своим первозданным видом, стоя тут на берегу Белого моря. Зато какая возможность прикоснуться к героическому прошлому защитников Заполярья.



Пока были внутри, изучали конструкцию и принцип работы могучего механизма.



...



...



...



Попросил товарищей сфотографировать рядом с орудиями. У "самого" в арсенале долгое время были 120-мм и 160-мм миномёты, из которых мы палили по горам довольно часто. Но даже у нашего самого большого миномёта ствол был намного тоньше по толщине (скорость мины была куда меньше и дальность стрельбы "небольшая" - до 9 км). Так что мне было интересно познакомиться с такими монстрами.
Я, как летал в нашем непромокаемом и непродуваемом костюме, так и пришел к пушкам. Это было то ещё испытание - жарко было очень. Обратно по пеклу дорога далась ещё тяжелее, учитывая продирание сквозь непролазные заросли. Поэтому я не останавливаясь спустился к самой пристани (уже шла "эвакуация" пилотов на кораблик), покидал всю одежду на камни и залез в весьма прохладные воды реки Поной, спугнув прямо из-под ног зазевавшуюся камбалу (маскировка у неё - что надо, от песка на дне не отличить совершенно). Было ну очень душевно, просто класс! Заставить выбежать из воды смог прилив - оказывается, вода прибывала (и надо сказать, очень резво), и мои шмотки уже были готовы отправиться в самостоятельное плавание по Белому морю. Как раз ко времени их спасения от воды и пришла резиновая лодка уже за мной.



Очутившись на корабле, мы отлично отобедали и завалились спать - всю ночь, однако, развлекались.



Нас без конца с воды разглядывали любопытные гости, но мы честно отсыпались. Может быть и зря: наверное, неплохо было бы сгонять на "резинке" на водопад и потрогать его уже руками, добраться до местного лабиринта (мы его прошли по воздуху ну совсем рядом и никто не вспомнил, а можно было бы сделать небольшой крюк в его сторону). Для полётов же дневное время было совсем неудачное по условиям, о которых уже поведал. Так что остаток дня прошел в откровенном безделье. Но на вечер у нас были абсолютно точные намерения строго по генеральному плану - полёт вдоль побережья до села Сосновка, которое расположено в 65 км на юг от устья Поноя.



Начало было таким же, как и накануне, за исключением того, что все наши вещи так и остались на берегу и туда доставили только нас.



Опять разложили всё наше хозяйство и ждали ночного бриза.



Солнце вставало, нам пришла пора в путь.



Опять взлетали по одному и уже в воздухе ожидали остальных.



...



В этот раз ситуация была немного другая: мы все должны были взлететь в воздух (до этого уже всё ненужное нам барахло перегрузили на шхуну, которая по полной воде подошла к причалу). На площадке для взлёта остался только один провожающий, который в случае успешного подъёма в воздух всех участников перелёта должен был вернуться на кораблик на резиновой лодке, после чего уже сам кораблик отправился бы вслед за нами вдоль берега до Сосновки. Там бы мы уже разбирались по обстановке.



И вот, когда все были в воздухе (в кадр не поместились - разбрелись по небу), мы взяли курс на юг.



Рассвет ещё только нежно коснулся берегов Белого моря. Свет был шикарный.



...



По пути видели много речек, которые все текли в небольших каньонах и ущельях.



...



Мы летели впереди, поэтому иногда разворачивались назад, чтобы убедиться, что наши товарищи следуют за нами.



Снова водопадик на реке. Тут уж совсем мелкий.



Береговая линия. Триангулы и поморские кресты, как принято - на высотках по берегам.



...



Судя по линиям, когда-то очень давно тут хорошо поверхность сминало и крутило.



Один из наших пошел вниз. Наверное, решил в подробностях рассмотреть местность.



Парни ещё ведь видео снимали на камеры. Action-камеры вроде по качеству нормальные, но слишком уж широкоугольные: если что-то чуть дальше находится, то детали различаются с большим трудом. Вот им и приходилось подлетать к интересным объектам почти в упор. Мне проще было - один фотоаппарат отодвигал в сторону, другой (с телеобъективом) брал наперевес и щёлкал на максимальном приближении. Тут вот издалека высмотрели почти готовую площадку на всякий случай. Практически идеально ровная и без растительности в виде кустов и деревьев.



Слегка забрались в небо, чтобы увидеть нашу цель. Отсюда, как оказалось, ещё не было видно.



Тут же увидели оленя издалека и пришлось снова "сливать" высоту.



...



Шли компанией, выстроившись почти линией: кто-то справа, кто-то слева...



...А под нами почти тем же курсом летел орёл. Но не из тех, которых мы всегда видели. Из-за скоростей снимок размазанным получился, но иденцифицировать можно, наверное?



Пока летели, по всему берегу то там, то сям встречались всякого качества и сохранности рыбацкие тони или охотничьи заимки. Но, независимо от состояния, абсолютно везде присутствовал отдельно стоящий "туалет типа сортир" (с) "Бриллиантовая рука". Да и мусора вокруг мы тоже не замечали. Отсутствие в этих краях "отдыхающих" с мангалами, шашлыками и выпивкой сказывается?



...



По прикидкам, скоро должен был появиться остров Данилов с почти одноимённой рекой рядом.



Похоже, что он.



Маяк на острове Данилов. Построен в 1927 году в виде красной четырехгранной усеченной деревянной пирамиды с белой вертикальной полосой на каждой грани и с фонарным сооружением. Высота его от основания всего 14 метров. Высота огня от уровня моря - 17 метров. Дальность видимости составляет 15 миль. От материка отделён пересыхающим проходом. Обеспечивает плавание вдоль Терского берега Белого моря как раз в его горле. Светит белым проблесковым огнем. Работал в автоматическом режиме. Что с ним сейчас - не понятно. Может, работает. Но защита фонаря валяется на земле рядом. Мы маяк по кругу облетели, осмотрели, но все фотографии в отчёт не воткнуть, уж извините.



Как-то возле Кашкаранцев на такой знак залезал. Стрёмно, они уже ветхие такие.



Всё так статично вокруг было и тут краем глаза заметил движение на берегу... Мишка! Заорал пилоту и мы тут же спикировали вниз.



Потапыч, конечно, просто прогуливался, но, услышав рёв машины, пустился наутёк.



Портрет я всё же успел сделать :))



Бегает он, скажу я вам (сам убедился), очень шустро, только пятки кожаные сверкают. Чуть-чуть замедлился только на крупных камнях, а по тундре нёсся, как мощный квадроцикл. Пилот мне говорил, что мы летели на скорости 55 км/ч, но совершенно его не догоняли. Так бегать в лесу от него просто бесполезно.
Мы, правда, решили немного схитрить, убрались от него в сторону и пытались лететь параллельно. Я очень хотел сфотографировать его в лучах солнца (как однажды было под Медвежьегорском, когда, оправдывая название городка, прямо перед моей машиной через дорогу перебежал медведь. В лучах закатного солнца, что светило прямо на меня, шерсть медведя казалась просто золотым руном).



Удалось сделать снимок с расстояния, потому что скорость бега мишки не оставила нам шансов.



Парни чуть позже видели ещё медведицу с медвежатами, но к тому времени мы уже улетели далеко вперёд.



Да, вот, хотел спросить: знает ли кто, что это такое в тундре?



О, а тем временем мы уже добрались до цели. Правда, сначала договорились слетать на остров Сосновец, который издалека похож на палтус или камбалу по очертаниям. А по названию у иностранцев он был известен под именем Крестового - от находившихся на нём крестов (это ещё в Крымскую войну, когда он использовался английским флотом для стоянки). Остров расположен в 3,5 км от Терского берега Кольского полуострова и отделен от материка проливом Сосновская Салма.



Конечно, он заинтриговал нас установленным тут маяком.



Местная метеостанция была основана аж в 1862 году Главным гидрографическим управлением, но только в 1896 для неё было построено отдельное здание. Так-то на острове, скорее всего, постоянных жителей и нет. Хотя, несколько капитальных домов из кирпича мы увидели. Правда, уже в довольно плачевном состоянии.



...



История Сосновецкого маяка, очень длинная и крайне интересная, началась ещё в 1857 году, когда на острове выбрали место для светового маяка. Потом его много переделывали и перестраивали, пока в 1960 году башню маяка не заменили на новую из сборных чугунных тюбингов высотой 31 метр от основания. Её окрасили белыми и черными горизонтальными полосами, а фонарное сооружение - в красный цвет. Светооптический осветительный аппарат с белым группопроблесковым огнем установлен на высоте 44 метров от уровня моря и обеспечивает дальность видимости 17 миль. Маяк оборудован круговым радиомаяком с дальностью действия около 280 км и наутофоном.



...



Не сдержались, посмотрели вблизи. Конечно же, с безопасного расстояния. Крылом по маяку не елозили.



Шикарно выглядит, очень ухоженно.



Облёт острова закончился и мы полетели уже в саму Сосновку.



...



Очень хотелось пролететь над селом и округой, но в столь ранний час нашего прибытия (ровно четыре утра) совершенно не хотелось будить жителей. Так что многое, к сожалению в объектив фотоаппарата не попало. Как, к примеру, место "Стройки № 509 МВД": планировалось, что Кольская железная дорога должна была бы связать участок Кировской железной дороги с самым востоком Кольского полуострова - селом Сосновка (строили, конечно, заключённые обычными лопатами, которых, по словам жителей, до сих пор тьма сломанных валяется в месте работ). А вообще, в планах были: время на отдых, дозаправка топливом и полёт до Чапомы с посещением Никодимского маяка, до которого мы чуть не добрались летом 2017 года.



Увидели лишь пару оленьих загонов (коралей), пока подлетали к селу.



...



С посадкой тут проблем не было, мы знали, что здесь расположены две взлётно-посадочные полосы.



Разведчик наш уже на земле.



Как ни странно, но новая ВПП заросла даже больше, чем старая. Но мы и на старую садиться не стали, а опустились прямо на дорогу возле побережья. Тем более, что тут неподалёку стоял ветроуказатель вертолётной площадки, который давал нам ориентир по силе и направлению ветра. Всё прошло очень хорошо, сели кучно, рядышком. Сложились и стали делиться впечатлениями.
Времени до встречи с местными жителями было полно, все ведь ещё спали. Так что мы привели себя в порядок и решили немного отдохнуть на месте. Опять же, спать хотелось.



Хотел пойти побродить по воде, только снял один сапог (прошу прощения за интимные подробности), как тут же был атакован прорвой насекомых. Один из наших пилотов завернулся в одежды, накинул на голову рюкзак и только так смог задремать. У меня же был с собой выданный на испытание тестовый баллончик с репеллентом отечественного производителя. Лёгкий вариант, который только должен отгонять насекомых. Жесткий, который их убивает, я не стал брать - его нельзя наносить на кожу и он, как советская "Дэта", растворяет пластик и пуговицы (проверил в офисе до поездки). Так вот, я только распылил репеллент по окружности капюшона и смог спокойно спать лицом вверх, совершенно его не закрывая. Единственный недостаток - протекает жидкость из-под наконечника, когда баллончик наклонить (до начала использования было всё в порядке).



Спустя какое-то время мы пошли прогуляться по окрестностям. На море - отлив.



Местный причал. Транспорт, на котором после слива с корабля перевозят солярку к дизель-генератору (как на всём почти побережье, ветряки тут тоже накрылись "медным тазом": то ли так строили, то ли так проектировали...). Тут выяснился первый неожиданный и неприятный момент, о котором мы и знать не могли - не работал кран на причале, которым мы хотели загрузить на понтон наши аппараты, чтобы довезти до корабля. Хотя, если бы он и работал, это было бы слабым утешением, так как человек, который управлял понтоном, лежал где-то в больнице. Но даже если бы он был здоров, нам бы это не помогло, так как сам понтон валялся на берегу дырявый. Вот такие вещи, которые никак нельзя предусмотреть в тех местах, где нет оперативной информации, сильно усложнили ситуацию, планы приходилось менять на ходу.



Отлив тут лихой, вода убегает от берега на добрый километр а то и больше. Сфотографировал лодки просто так, кто же знал, как оно потом обернулось.



Этот домик тоже. Ухоженный, с цветником и огородом.



Ходили по улицам села и восторгались: чисто, ухожено, светло. Колодцы с питьевой водой и электронасосами: жмешь кнопку и наливаешь, сколько нужно. Честно, напиться лично я никак не мог - вода прохладная, чистая, очень вкусная. Как мимо проходили, так сразу шел к колодцу. Потом ещё из бутылки и обливался и умывался. Самое главное, что очень грамотно и качественно это обустроено.
Со связью и интернетом тут, конечно, полный ноль. Сюда нужно на лето ссылать молодёжь с телефонной и интернет-зависимостью :)). Однако, нам подсказали, что в здешнем офисе "Почты России" можно купить карточку и позвонить по таксофону на любой номер, чем парни и воспользовались, доложив родным о полном порядке (хотя мы тогда ещё не представляли, как нам действовать дальше в сложившихся обстоятельствах). Я свои телефоны за ненадобностью ещё на Поное оставил на судне, а наизусть помнил только свой собственный номер :((.



Только раритетная вывеска - магазинов нет давно, продукты привозные.



Местная администрация. Сюда мы заходили позже поздороваться и познакомиться.



Такие тут дома есть...



...И такие.



Подумал сначала, что оленьи шкуры сушатся. Оказалось, судя по когтям, что медвежьи.



Сельский антураж :))



...



А вот так местные жители на отливе поутру сети проверяли. Как нам рассказали, испокон веков у каждой семьи строго был свой участок берега с которого она собирала "урожай" - будь то попавшая в сети рыба (как сейчас) или выброшенные штормами и волнами на берег всякие вещи (кораблекрушения ли, смытые где-то с другого берега и тому подобное).
Как раз одну поселянку мы тут и поджидали. Людмила Георгиевна родом отсюда. Сейчас приезжает на весь летний период в родные края. Знает о здешних местах всё без преувеличения. С минуты знакомства она поразила нас знаниями об истории Сосновки. Даты, фамилии, самые разные истории, случаи, факты... Мы слушали её раскрыв рот. Обо многом никакие "википедии" не пишут. Эти воспоминания надо же как-то перенести на бумагу - это ведь история нашего края, вживую увиденная очевидцами и даже создателями (не побоюсь этого слова) самой истории.



Пока шли по берегу к её дому, всё смотрели на отлив.



Гостеприимные жители села предлагали нам остаться на ночлег, по дням у нас запас ещё был. Но тут уже нужно было решать быстро и решительно. Ах да, забыл ведь сообщить: пока мы ждали наш кораблик с запасом топлива, поднялся ветер. Взлететь бы мы смогли против него без проблем, полоса длинная тут, помех нет и направление ветра было как раз нужное - вдоль ВПП. Тут весь вопрос уже встал о его силе - ведь возвращаться нам придётся против ветра, а как я помню, однажды мы на Терском берегу у мыса Корабль ползли со скоростью 5-10 км/ч (а топливо уходит). В такой глуши при "обсыхании" и посадке где-то в тундре... Это совсем не вариант и в наши планы такой расклад никак не входил. К тому же, справившись о прогнозе погоды, выяснили, что в тутошних местах ветер быстро не стихнет. Короче, полёт по дальнейшему маршруту невозможен и нужно выбираться на корабль.



Кораблик к тому времени уже пришел и стоял на рейде. Команда ожидала указаний.



Да, но как грузиться-то? Сначала сгоряча решили, что по полной воде корабль подойдёт к причалу и, как на Поное, мы загрузимся с помощью корабельного механизма. Но фарватер в этой бухточке в устье реки такой извилистый, ребята ни разу здесь не были. И даже при подъёме воды на четыре метра есть шанс забраться на камни или мель (как тут уже бывало). Так что мы этот вариант забраковали, переговорили по рации с командой и оставили их на месте.



Хоть волоком тащи "телеги" километра полтора... Там, вдали, кстати, виден остров с маяком.



И тут на наше счастье нашелся местный коренной житель, знающий всё вокруг и согласившийся доставить нас с аппаратами на корабль (живёт он как раз в том красивом домике с палисадником). Мы тут же решили, что ждать полную воду в ночи смысла нет, да к тому же есть опасность ещё большего ухудшения погоды (тогда просто в море не выйти на лодке, а корабль будет вынужден уйти на Поной в спокойную и более закрытую бухту, чтобы переждать непогоду). Поэтому решили уходить с берега в дневной прилив. Пока воды ещё было мало, пошли смотреть лодку - поместится ли наша техника в неё. По грузоподъёмности лодка нам подходила, а вот по габаритам... Выяснилось, что нам придётся снять защиту, винты и колёса, чтобы погрузить аппараты на борт. Время до прилива ещё было и мы поспешили заняться делом.



Прикатили технику на причал и стали в темпе её разбирать, ожидая прилива.



Сначала отправили мелкое барахло и запчасти от аппаратов. Вторым рейсом до корабля доставили один из аппаратов и добрался я - помогать команде в погрузке техники на борт. К тому времени волна гуляла в заливе приличная, волны захлёстывали лодку (приехал мокрый с одной стороны). Грузиться было тоже тяжело - лодку и кораблик основательно раскачивало на волнах. Да и на якоре кораблик уже держался с трудом. На фото, кстати, всё выглядит не так страшно :))



Мужчина, как челнок, продолжал носиться взад-вперёд, доставляя нашу компанию на борт.



Ветер вдруг за пару минут полностью поменял направление, пришлось разворачиваться другим бортом.



Как рассказали потом парни, на причал прибежала супруга рыбака, просила бросить его эту затею (её понять тоже можно - для такой лодки с таким грузом волны и ветер уже были серьёзными). Я, правда, себе плохо представляю, чтобы мы бы потом делали, останься часть нашей компании на берегу. Кораблю тут на рейде тоже стоять нельзя было. Видимо, рыбаку это тоже было понятно и мужик (!) за пять рейсов доставил всех нас на борт. Сергей Валентинович, вы нас просто вытащили из очень непростой ситуации и спасли от кучи проблем. Ещё раз вам огромное спасибо!
После всех этих волнений и переживаний, когда уже снялись с якоря и закрепили аппараты на палубе, пошли перекусить и попить кофе на камбуз. Однако на волнах вся посуда летала вокруг, что-либо налить в кружку было просто невозможно. Половив ложки-тарелки-кружки с полчаса и попрыгав по стенкам и скамейкам, решили пойти спать. Так как палубу заливало брызгами от волн, я тоже не стал укладываться на воздухе, а, проглотив таблетку от укачивания на всякий случай, спустился в каюту и провалился в сон.



Следующий день встретил нас, как ни странно, опять отличной погодой.



Я опять выбрался на палубу и уже с неё не уходил. Интересный эффект на воде заметил.



Попутчик.



Народ тоже выбрался наверх. Тут оказалось, что алкоголь всё-таки присутствовал на судне у нас: наш организатор втихую, никому не говоря, взял с собой бутылку шампанского - отметить завершение экспедиции. И, хоть задуманное до конца выполнить не удалось (есть повод вернуться), все единодушно согласились с тем, что вылазка была просто превосходная по погоде, впечатлениям... да и вообще. В связи с чем мы эту бутылку шампанского и распили тут же всей нашей компанией (четыре пилота, фотограф и ответственный за техподдержку и связь).



Потом мы ещё тормознулись в бухте, где военные бомбят свои мишени.



Тут нас и накрыло... Туманом, в смысле. А вы о чём подумали?



С удовольствием поснимал туманную радугу. На море её не видел до этого.



Святоносский маяк проплыл за бортом.



Потянулись ставшие знакомыми места, с такими же знакомыми уже эффектами.



На дворе уже был вечер, а фея Моргана всё продолжала своё представление.



Романти́к...



Смотрел в сторону Поноя со смешанными чувствами... И там классно было, и домой уже хотелось.



Последнее утро нашего вояжа мы встретили уже в совсем знакомых местах.



По-прежнему вокруг нас тусовалась всякая живность, но успевал запечатлеть только тюленей.



Дальние Зеленцы.



Прибрежные скалы.



Вот, вроде бы птичьи базары к этому времени должны были закончиться - всё-таки макушка лета была, как-никак. И птенцы, наверняка, давно встали на крыло. Тем не менее, все скалы на берегу были усыпаны птицами. Это мы, я так понял, шли вдоль островов, входящих в территорию Кандалакшского заповедника у Гавриловских островов.



...



...



Пилота птички тоже заворожили.



Самыми уморительными были тупики, конечно. Они и самые пугливые были, уже издалека начинали бежать по воде, потом взлетали и садились уже на почтительном расстоянии от судна. Мне так и не удалось сделать нормальный снимок летящих тупиков со стороны хвоста: они реально были похожи на взлетающий самолёт, только "шасси" птичек было расположено не внизу, а под углом в стороны, отчего они выгдядели ещё прикольней.



...



Позже встали на якорь, покидали спиннинг. Поймали одну мелкую треску и чёрта этого. Успел только сфотографировать и ребята отправили его обратно.



Снова прошли мимо разрушенного и неопознанного нами сооружения.



Обжитые и засиженные бакланами островки.



(Очень понравилось, как пилот написал в своём парапланерном блоге) Вопрос: может ли чайка быть белой вороной? Ответ: может, если она кучкуется среди бакланов. Вообще, натурального цвета у поверхности скал уже не осталось почти за огромное количество лет расположения здесь колоний птиц.



Вновь прошли мимо пустыни в устье реки Воронья (когда готовил этот отчёт ещё раз заглянул в тот, который был написан после посещения здешних мест). Эх, всё-таки нужно снова сюда на выходные летом попасть - заряжаешься энергией на целые месяцы. А какое настроение отсюда увозишь!



Но в следующий раз я бы с удовольствием заглянул в пустыню на другом берегу реки.



...



А вот уже и Териберский маяк.



Зашли в Териберский залив. Эх, грусть-тоска... Такое приключение закончилось!
Хотя ещё не совсем: пришли мы в отлив и до поверхности причала было метра три вверх от палубы. Пришлось задействовать кран на причале, чтобы поднять наши аппараты и огромное количество барахла из трюма на причал к машинам (которые благополучно нас дождались на стоянке у гостиницы - спасибо администраторам и управляющим). Тут мы тепло и по-дружески уже распрощались с экипажем, расселись по машинам и двинулись в обратный путь.
По пути тормознулся только один раз: позвонил знакомым авиапожарным о пожаре в тундре у Териберки, поснимал немного его и поменял на глазах спустившее колесо (как же вовремя остановился!). Но это уже совсем другая история.
А теперь опять встал вопрос: сможем ли мы придумать и осуществить что-либо более крутое? Надежда только одна - на нашего выдумщика и организатора :))

полёт, кольский полуостров, summer, nord, white sea, сосновка, water, sea, kola peninsula, вода, море, лето, поной, белое море, flight

Previous post Next post
Up