Приключение года, часть первая

Oct 14, 2018 22:30


Путь на Поной





Год ещё не закончился, но, мне кажется, круче путешествия уже не будет (хотя, конечно, загадывать никогда заранее нельзя). Ведь всё в точности, как и в случае с нашими предыдущими "вылазками", после каждой из которых думал, что "переплюнуть" такое уже нельзя. Однако, наш заводила, организатор и пилот постоянно находится в поиске, выискивает и предлагает всё более сумасшедшие идеи. А так как он человек очень обстоятельный и рассудительный, то поначалу высчитывает и узнаёт все возможные нюансы для воплощения своих идей в жизнь, чтобы наши вояжи проходили безопасно и комфортно. Конечно, без сюрпризов не обходится, но об этом чуть позже.
Короче, начало было вполне обычным: сначала обговорили всё заранее, собрали команду, которая желала принять участие в этой "авантюре" и в один прекрасный день встретились на базе у пилота, откуда и покатили навстречу приключениям.
Фотографий с дороги у меня нет. Так уж повелось, что обычно я с телефоном и рацией замыкаю нашу колонну (мало ли что). А тут как раз один из наших пилотов реанимировал отличный грузовичок-фургон для перевозки летательного аппарата, топлива и остального барахла. Ну, почти дом на колёсах. Заодно и капитально отремонтировал двигатель, поэтому, с его слов, не мог какое-то время ехать быстро по причине обкатки двигателя. Остальные парни метнулись вперёд, а мы на пару так и тащились километров сорок в час (до отворотки на Териберку). Надо сказать, что для меня это было очень жестким испытанием, хотя я редко превышаю допущенную скорость на дорогах. Спасала только музыка и разные вкусные вещи на сиденье рядом. Но фотографировать было абсолютно нечего, за исключением задницы того самого фургончика.
Однако, когда водитель на териберской грунтовке снизил скорость до 20 км/час, терпение у меня лопнуло и я понёсся вперёд :))



Была ещё одна причина для спешки: ребята уже давно должны были приехать в порт Териберки и начать грузиться на судно. Поэтому нужно было помогать им успеть загрузить все наши вещи до приезда последнего участника, чтобы не терять время - и так уже был почти вечер. В общем-то так и получилось: пока подъехал последний участник, мы уже большую часть наших пожитков успели закинуть на борт (а это и одежда, и еда-вода на неделю, инструменты и прочее барахло). Потом пришел черёд техники. Конечно, мы уже знали заранее, что на судне есть возможность грузить тяжелое оборудование не вручную, что нам очень помогло. Спасибо экипажу кораблика, который нам в этом помог. Забегая вперёд нужно сказать, что парни с корабля, вначале относившиеся к нам настороженно, стали за время путешествия практически друзьями. Везде нам помогали, выполняли наши "капризы", выручали в довольно сложных ситуациях. За что им огромное спасибо!



Ну, вот. Вроде разместились со всем барахлом. Пора в путь!



Вышли из Териберки уже под вечер. Проводили взглядом стайку белух. Ходили по палубе, ещё до конца не понимая, во что ввязались.



Териберский маяк. Который год так и стоит ободранный. А жаль. Вообще, действовать он начал ещё в 1896 году. Даже несмотря на многочисленные бомбардировки, маяк во время Великой Отечественной войны уцелел, но по иронии судьбы в конце 1960 года из-за неосторожного обращения с огнем полностью сгорело маячно-техническое здание со всем оборудованием. В 1971 году маяк был отстроен заново. Сейчас это двухэтажное желтое здание с железобетонной маячной башней высотой 13 метров. На маяке стоит вращающийся электрический осветительный аппарат, светящий переменными проблесковыми красным и зеленым огнями.



На море - вечер. Уставшие парни пошли в каюту спать. Я не мог себе этого позволить (хотя морем предполагалось идти двое с лишним суток), ведь когда ещё будет такая потрясающая возможность пройти вдоль восточного побережья полуострова на судне.
Да, о нашей задумке: мы собирались дойти на корабле до устья Поноя - самой большой реки области, там высадиться на причал, добраться до подходящей площадки на берегу и облететь окрестности по максимуму. Потом, по погоде, сгонять по воздуху дальше на юг, там дозаправиться с подошедшего следом корабля и замкнуть наш трек прошлого года, когда мы добрались с юга полуострова до Чапомы. Рассматривая различные варианты нашей доставки, сошлись на аренде кораблика на неделю, чтобы не зависеть от расписания рейсовых посудин. Вот мы и на борту, который шел вдоль побережья. Упускать что-либо из вида совершенно не хотелось.



Было лето, солнце за море не опускалось, освещая берега и прибрежные скалы очень тёплым светом.



Живности в воде вокруг хватало, самые любопытные, конечно, были тюлени. Видели и китов, и дельфинов, и белух. Но поймать их в кадр было крайне проблематично: вынырнув в одном месте на пару-тройку секунд, они скрывались под водой и предсказать место их следующего появления было практически невозможно. А за несколько секунд поймать в телевик силуэт и сделать кадр технически сложно даже для хорошей оптики, учитывая, что на воду автоматика "тупит" с наводкой на резкость. Так что просто глядел по сторонам во все глаза.



Прошли устье реки Вороньей со здешней пустыней. Какое шикарное место и сколько воспоминаний о нём!



Прошли Вороньи Лудки и Гавриловские острова. В интернете нашел пару старых снимков Гавриловского маяка. Долго пытался выяснить конкретное место его размещения на профильных сайтах, но не нашел. Только на сайте ЗАТО Островного, где есть публикации о Великой Отечественной войне, нашел очерк о бое и гибели сторожевого корабля "Пассат" как раз на траверсе маяка. Судя по приложенной карте - как раз в этом месте. Вполне возможно, что это и есть тот самый маяк, но уже перестроенный.



...



Пока шли вдоль берега за рекой Воронья, сфотографировал развалины. Вроде как там застава раньше была, казармы и т.п.



...



А вот этого сооружения видел только одну фотографию очень давно. Потом мечтал посмотреть это место воочию. Когда несколько лет назад был в устье реки Воронья на "уикенде", то всё заглядывал в сторону расположения этой постройки. Во время полёта в Дальние Зеленцы мы не пролетели над этим местом по причине нахождения островков на территории заповедника. А никакой больше информации не смог найти. Практически идентичная постройка находится в губе Долгой, что севернее Териберского залива. Судя по информации из интернета - там был маяк. Может, и тут, недалеко от Дальних Зеленцов тоже был такой же. Но, повторю, никакой информации не получилось обнаружить.



...



В сторону моря ночью снимать было нечего, поэтому всё внимание было уделено очертаниям береговой линии.



...



А вот и Дальние Зеленцы проплывают мимо. Если конкретно, то местный дайвинг-центр. Заходить сюда мы не стали, у нас дальняя дорога и планы совсем другие. Сделал насколько кадров своей "трубой" на 500 мм. Жаль, но на большом расстоянии приближения оптикой состояние воздуха оказало очень серьёзное влияние на качество фотографий. Лето, воздух тёплый - всё дрожит и расплывается в мареве. В последующие дни мы этого насмотрелись сполна.



"Солдатики" на своём мысу всё так же бдят, антенны крутятся, служба идёт.



За нами тоже вёлся постоянный надзор с воздуха - вдруг что оброним или просто угостим вкусненьким.



Дальние Зеленцы.



Прошли совсем немного и показался остров Большой Олений. Мы летали к нему несколько лет назад.



"В 1953 году на острове была выстроена новая железобетонная монолитная башня желтого цвета высотой 24 метра с красным стальным фонарным сооружением. Источником красного света служил электрический вращающийся светооптический аппарат ЭМВ-930 с группопроблесковой характеристикой огня, установленный на высоте 49 метров от уровня моря. Дальность видимости огня - 19 миль. Маяк оборудован круговым радиомаяком КРМ-300.
В 1998 году маяк переведен в разряд автоматических с питанием световой аппаратуры АСА-500 от двух комплектов радиоизотопных энергетических установок РЭУ-3-2К, что явилось следствием трудностей, связанных с наймом обслуживающего персонала и обеспечением его жизнедеятельности в условиях Заполярья." (информация с сайта "Mayaki.ru").
Вот по поводу радиоизотопных энергоустановок (правда, про РИТЭГ'и) читал, что находились идиоты, которые пытались их разбирать и сдавать в лом металлов. Как писали тогда, наверняка даже до пункта сбора металлолома эти несчастные металл доставить не успевали. Ну, "за что купил...", как говорится.



Я уже оккупировал камбуз и хотел почаёвничать, когда зашел капитан нашего судна и сказал, что к нам встречным курсом идёт корабль "Клавдия Еланская". Как тут было не выскочить на палубу и не нащёлкать десятка два снимков. Ведь мы вначале рассматривали вариант нашей заброски и на этом корабле. Но вся беда в том, что "Клавдия Еланская" ходит вдоль побережья строго по расписанию и теперь редко очень, ждать она нас не будет и заморачиваться с погрузкой-разгрузкой наших "пепелацев" - тоже (а как потом оказалось, проблем всяких хватило и без этого).



В свете ночного :)) солнца.



После встречи с кораблём и посиделок с чаем всё-таки пошел немного поспать. Ну, как пошел - в отличие от всей нашей компании, что разместилась в каюте на носу нашей шхуны, я остался на палубе, хотя внизу места ещё были. Кинул матрас прямо на люк трюма, на него бросил спальник - место готово. Первые двое суток на воздухе было довольно прохладно из-за ветра, хоть солнце и жарило беспощадно. Но достаточно было накинуть фуфайку и всё становилось комфортным.
Подремав считанные часы снова встал "на вахту" у борта: пошли интересные места. Судя по ветрякам - какие-то обжитые места.



На краю скалы - орудие. Похоже, тех же времён, что и батарея у Териберки.



Баклан мимо просвистел по своим делам...



Ещё один маяк на берегу. Вообще, целую их коллекцию собрали, ни один не пропустили. Другое дело, что по некоторым (особенно заброшенным) информации крайне мало или вообще нет. Как, например, по этому. Думаю, что нужно было бы координаты записывать и пробовать искать потом по ним.



Утро плавно начало переходить в день и тут началось! Хоть мы и отправились в путешествие на самой макушке лета, но это же, как-никак, Заполярье и Баренцево море. А солнце все эти дни пекло с силой, достойной экватора. А учитывая меньшую толщину озонового слоя у полюсов, то доставалось нам не хило (нос у меня сгорел и облез потом почти сразу, пришлось мазаться кремом, который просто захватил с собой - нам дали на тесты несколько их видов на работе, ведь по весне в горах на высоте ультрафиолет бьёт по коже мощно и быстро). Но кроме эффекта на коже, солнце ещё сильно нагревало воздух, причём по-разному. Так что миражи следовали за нами почти весь путь. Вот, корабль вверх дном по небу плывёт, к примеру.



У берега мираж был другим, известным, пожалуй, всем водителям: эффект луж воды на разогретом асфальте.



...



Я, конечно, понимал, что мы специально выбирали время под погоду, так как летать нам можно было бы при отсутствии дождей и ветра (да и в тумане, сырости и облаках было бы совсем не интересно). Но то, что погода будет настолько идеальной и летней... На море - штиль. На Баренцевом море, несколько дней подряд! Это, конечно, был полный восторг. Мы, правда, эти двое суток были просто статистами: глазели во все стороны, бесконечно распивали кофе и чаи, дремали, фотографировали и слонялись по палубе, мысленно подгоняя кораблик - кто же знал тогда, сколько нам времени ещё предоставит погода.



Фа́та-морга́на (итальянское fata Morgana - Фея Моргана, по преданию, живущая на морском дне и обманывающая путешественников призрачными видениями) -редко встречающееся сложное оптическое явление в атмосфере, состоящее из нескольких форм миражей, при котором отдалённые объекты видны многократно и с разнообразными искажениями.
Фата-моргана возникает в тех случаях, когда в нижних слоях атмосферы образуется (обычно вследствие разницы температур) несколько чередующихся слоёв воздуха различной плотности, способных давать зеркальные отражения. В результате отражения, а также и преломления лучей, реально существующие (в том числе находящиеся далеко за горизонтом) объекты дают на горизонте или над ним по нескольку искажённых изображений, частично накладывающихся друг на друга и быстро меняющихся во времени, что и создаёт причудливую картину фата-морганы.
(из Википедии).



Эти миражи сильно меня впечатлили, поэтому я и в заглавное фото один из них вынес.



При приближении к объектам, разумеется, эффект пропадал.



В этом месте мы решили немного передохнуть и пообедать.



Маяк Чёрный, высота которого составляет 19 метров, установлен на мысу Чёрный губы Шурицкой. Огни маяка находятся на 77 метрах над уровнем моря, дальность видимости - 15 миль. Маяк обеспечивает навигацию на подходе к Нокуевскому заливу Кольского полуострова. Был построен в 1981 году. Имеет вид круглой башни, окрашенной красными и белыми горизонтальными полосами. Светит белым проблесковым огнем.



Мыс населён пограничниками, которые спустились к судну за информацией о нас. Порядок, однако.



Кайфуем в заливе, стоя на приколе. Молодёжь чистит картошку, а мы наслаждаемся видами вокруг. Вот он, отпуск на море!



И всё же, как бы ни было хорошо, кинув ещё взгляд вокруг, отправляемся дальше.



Хотел немного поснимать ЗАТО Островной, но тут природа заступилась за военных: с таким состоянием атмосферы получить хоть какие-нибудь приличные кадры не представилось возможным. Только совершенно размытые силуэты коробок домов. Когда смотрел в бинокль в сторону берега, то было очень хорошо заметно, как прогретый воздух полосами ходил вдоль берега и всё, что попадало в окуляры бинокля, просто плясало в воздухе. За много лет "общения" с атмосферой как по работе, так и по увлечению, такого сильного эффекта ещё ни разу не видел.



Даже на небольшом расстоянии это было заметно. Как акварелью кораблик нарисован.



Это не вода с моря взлетает в воздух, это всё та же фата-моргана озорничает.



Под конец дня подошли к мысу Святой нос. Тут расположен ставший в позапрошлом веке самым северным, самым отдаленным маяком России, который начал действовать 1 августа 1862 г. Неоднократно реконструировался, капитально ремонтировался и перестраивался, меняя свои очертания. Но всегда оставался деревянным. В настоящее время представляет собой темно-желтую восьмигранную башню с расширенным основанием и фонарным сооружением. Светит белым проблесковым огнем. Сейчас высота его от основания составляет 22 метра, а высота огня от уровня моря - 94 метра. Дальность видимости - 22 мили. Указывает положение мыса и обеспечивает навигацию на подходе к горлу Белого моря. Один из старейших маяков Баренцева моря. Маяк обслуживается постоянным персоналом.
Кстати, про персонал есть очень показательная и трогательная история: "Немеркнущий маяк". С удовольствием бы опубликовал историю тут целиком, но она достаточно большая, а журнал имеет ограничения на объём постов. Очень рекомендую прочитать. Еще много информации об этом маяке на сайте, который я уже указывал выше.



Вот и снова ночь на дворе. Мы спустились по "шарику" южнее, но солнце и здесь не уходило пока за горизонт.



Освещение здесь ночью уже отличалось от "териберского".



Берег у моря был залит красивым тёмно-розовым светом. Длилось это, конечно, не очень долго.



Животинка с моря удивлённо на нас таращилась: чего это мы не спим в ночи? По виду вроде как это был морской заяц. Как метко заметил наш прима-пилот: ему бы уши приделать - и от сухопутного образца морду вообще не отличить.
И в самом деле, ещё чуть пошлявшись по палубе, опять нырнул в спальник. Нужно было отдохнуть - на следующий день по всем планам мы должны были бы уже прибыть на место дислокации - в устье реки Поной.



Следующиее утро началось с "редкой" картины в этом походе: идущими по горизонту вверх днищем кораблями.



В сторону суши картина была не менее сильной: нарезанные полосками участки моря и земли.



...



Прошли ещё одну бухточку. Сначала показалось, что там стоит очередная жертва кораблекрушения. Но парни с корабля сказали, что там на приколе находится не одна такая ржавая посудина, по которым отрабатывают удары военные. Предупреждения, конечно, посылаются заранее, так как в этом закрытом от волн месте, бывает, "тормозятся" судна для отдыха или для укрытия от непогоды.



Очередной маяк, встретившийся по пути. Что не удивительно: горло Белого моря довольно узкое и для судоходства не совсем приятное из-за погодных условий (не в этот раз :)). К тому встречающиеся течения Баренцева и Белого морей не добавляют безопасности.
История Городецкого маяка началась задолго до того, как 20 сентября 1898 года он впервые подал световой сигнал. Да и потом у него была очень богатая история, которую можно прочитать на вышеупомянутом сайте и на сайте "Mayachnik.ru". В 1970-х годах на Малом Городецком мысе был выстроен новый световой маяк в виде каменной башни, возвышающейся над красным одноэтажным домом. Высота башни от основания составляет 18 метров, а от уровня моря огни расположены на высоте 55 метров. Маяк светит белым проблесковым огнем на расстояние до 26 миль. По типу маяка в Териберке его обшили желтыми панелями, часть которых, как и в Териберке, сдуло (или отвалились) из-за чего, конечно, внешний вид сооружения сильно страдает.



На море третий день стоял штиль. Это просто сказка какая-то.



Не успели мы обсудить историю Городецкого маяка, как на горизонте появился Терско-Орловский маяк. А это значит, что до точки нашей остановки осталось километров 20.
В 1842 году на одном из холмов мыса Орлова в 180 метров от берега была выстроена каменная круглая башня высотой 19 метров, маяк начал работу 1 сентября того же года. Маяк неоднократно переоборудовался и перестраивался. Капитально отремонтирован был уже после Великой Отечественной войны. В настоящее время электрический светооптический аппарат маяка светит белым проблесковым огнем, освещая пространство на 23 мили. На мысе есть технические здания и жилые дома. Работа маяка осуществляется персоналом.



Тут же под боком располагается заброшенный маяк на острове Вешняк. Ещё его называют Трёхостровным, так как тут рядышком расположены три острова. Его история начинается аж с конца XVIII - начала XIX веков, когда на средства Архангельского порта на Вешняке была построена несветящая башня. Перестроенный и переделанный многажды, маяк в 1950-х годах превратился в восьмигранную ажурную башню высотой 25 метров от основания из стальных решетчатых конструкций со сплошной деревянной обшивкой и фонарным сооружением. Башня была окрашена белыми и красными горизонтальными полосами. Светооптический аппарат, установленный на высоте 44 метров от уровня моря, питался электроэнергией от изотопной энергетической установки и работал в автоматическом режиме, обеспечивая дальность видимости белого проблескового огня на расстояние до 11 миль. Забегая вперёд скажу, что мы были позже у него. Создалось такое впечатление, что он заброшен, хотя зеркала и лампа наверху были.
Вообще, когда искал информацию по маякам, узнал много интересных фактов. И у каждого маяка и обслуживающего персонала - очень большая, насыщенная и местами даже героическая история. Это действительно впечатляет.



Он же ещё раз. А про конструкции на заднем плане пока ничего рассказывать не буду. Просто запомните их.



Просто корабли в Белом море в полный штиль.



Лебеди, гуляющие по берегу моря.



Ещё один из многочисленных навигационных знаков, раскиданных по побережью.



Ура! Чётко в середине дня мы встали на якорь прямо перед устьем самой большой реки Кольского полуострова.



Погода шептала, что называется. Море, солнце, морской воздух, тепло... курорт просто.



О, местный отдыхающий, морские ванны принимая, проплыл мимо нас.



Мы прибыли на место без происшествий, это хорошо. Однако, теперь нужно было узнать всё про пристань, которую мы видели только на космоснимках и в интернете (спросить не у кого, в этих краях уже давно нет гражданского населения). К тому же известно, что в здешних местах уровень воды в отлив опускается очень прилично, кораблю к пристани просто так не подойти. А таскать аппараты на резиновой лодке - вообще не вариант из-за её низкой грузоподъёмности. В общем, мы отправили часть команды на разведку.



Парни приехали с информацией по пристани и воде, а следующим рейсом мы уже отправили своих ребят, чтобы они нашли подходящую площадку для взлёта. К тому же, до вечера времени было полно, так как полная вода будет только тогда. И тогда же будет возможность кораблю с осадкой чуть больше двух метров подойти к пристани и выгрузить всё наше барахло, включая крылья, винты и аппараты.
В этот рейс ещё отправили нашего товарища - "карлсона" - он летает с ранцем за спиной и может стартовать, образно говоря, с любой кочки. Он решил по-быстрому облететь, разведать и проинспектировать ближайшие окрестности для информации.



...



Томительное ожидание... Наконец-то старт!



А, понятно, полетел на разминку :))



...



Руководитель экспедиции внимательно наблюдал за манёврами.



Прилетел к нам... Так я и знал, что будет шоу для экипажа корабля.



Давай, жги!



Отлично! После этого представления "карлсон" набрал высоту и полетел вдоль побережья.



Мы же маялись от безделья и ждали, когда же за нами тоже придёт лодка. Хотелось на берег.



Дождались наконец-то! Вот мы и на берегу той самой реки, к которой так стремились весь год.



Чешем голову: это как раз та пристань, к которой должен подойти кораблик. Ладно, ещё не вечер.



Там, где побывала наша армия, почти везде так... Хотя читал много раз: "уберём, разберём, очистим...".



...



...



...



Что же, действительность оказалась немного не той, что мы ожидали. Это я уже про местность.



Как оказалось, от пристани в тундру вёл довольно крутой "серпантин" из пары поворотов, состоящий из двух рядов бетонных плит, которые от времени совершенно уже не держали свою позицию, накренившись под разными углами, аки пьяные. Как нам наверх поднимать довольно тяжёлые аппараты, было тогда не ясно. Кроме этого, те пятна, что в "гугле" казались однотонными ровными большими площадками, на деле были или мокрыми болотами с травой, или сплошь заросшими карликовым березняком полянами (по которым и просто ходить было тяжело, путаясь в цепких ветках).
Так что пока кораблик наш стоял на рейде, мы пошли искать "аэродром". Да, настоящий аэродром с железной ВПП тут был. В 15 километрах вглубь побережья, что точно нас никак не устраивало.



Устье реки Поной с видом на море.



А это - в сторону, откуда она течёт.



Пока наш товарищ разгонял облака над нами...



...Мы гоняли комаров и мошек вокруг. Тут, оказывается, какой-то комариный ад (или рай?).



Река Поной. Известно, что она течёт в каньоне, берега которого местами поднимаются над водой свыше 100 метров. Теперь мы это увидели и сами. Вообще, конечно, очень красиво там (если не считать хлама, брошенного вояками). Мы так и шли по дороге из желтого кирпича из бетонных плит, временами выходя в тундру и прикидывая возможные места для взлёта. По-хорошему, нужно метров 75 более-менее ровной поверхности с отсутствием на большем расстоянии деревьев, проводов и тому подобных помех.



И тут нас от благостного созерцания окресностей оторвали вот такие следы прямо у дороги.



Хорошо, что прилетел наш "карлсон" - своей жужжалкой наверняка испугал любого зверя. Тем более, что он любитель покрутиться у земли.



...



...



Последние лучи вечернего солнца.



Товарищ улетел к месту старта, да и мы двинулись в обратный путь, так ничего и не обнаружив подходящего.



А на море уже, тем временем был прилив и полная вода. Кораблик шел к пристани без помех.



Теперь представьте разницу в уровне воды между отливом и приливом. В этих местах она доходит до 4-5 метров по вертикали, а вообще на Белом море есть места с разницей уровней в 7 метров. Ну, долго мы уже задерживаться не стали, а побежали вниз принимать с борта все необходимые вещи и разгружать на причал технику. Времени ведь не очень много было: как только уровень воды достигает максимума, начинается обратный процесс. Кораблю нужно успеть вернуться на рейд на глубокую воду.



Ночь в самом разгаре, а нам ещё тащить наверх на поляну огромную кучу пожитков...



И тут случилось просто чудо (правда, пришлось об этом замолвить словечко), не знаю как и назвать: удача, манна небесная или ещё как... Но вместо того, чтобы несколько часов заниматься переноской и переброской всего нашего арсенала, мы оказались на месте со всем барахлом в течение получаса. Всей нашей командой просто кланяемся в ноги тем, кто нам помог. Спасибо огромное, вы своей невероятной помощью просто спасли нас. Осталось только развернуться, заправиться и ждать нужного момента.



Пока народ приводил в порядок и налаживал технику, я чуть погулял по полянке наверху.



...



Один из наших пилотов прилёг подремать :))



Да, забыл совсем: площадку-то мы нашли наверху. Только оказалась она раза в два меньше требуемой. С двух сторон по краю шел обрыв, с двух других - всё тот же кустарник. Ну, ещё в одиночку можно было бы попробовать подняться в воздух, хоть и не совсем безопасно. А мы с пилотом летаем вдвоём, что вообще делает взлёт с такой длиной полосы невозможным. Правда, вспоминая, как мы уже несколько раз стартовали, сделали вывод, что помочь нам может... ветер. Который обычно при полётах нежелателен. И тут пришла на помощь обычная география и метеорология: известно, что у побережья есть два типа ветров - дневной и ночной бризы, которые дуют с моря или на море соответственно из-за неравномерного прогрева суши и водной глади. Вот мы и ждали ночного бриза, полностью приготовившись.



Вот уже и солнце снова стало карабкаться на небо.



Что с ветром? Вроде усилился и направление нужное нам "колдун" (ветроуказатель, а не пилот) показывает.



Опять сфоткал пушицу влагалищную (пардон, не я название придумал, это официальное наименование).



Ну когда уже?!



Уже заметно посветлело. Увидел, что шхуна наша вернулась на рейд и команда наблюдала за нами.



Всё, ветер поднялся довольно резвый. Пилоты закончили последние приготовления.



...



Наш "пепелац" готов ко взлёту, как и все остальные. По машинам!...

кольский полуостров, summer, nord, white sea, water, sea, kola peninsula, вода, море, лето, поной, белое море

Previous post Next post
Up