Нильмогуба - Ковда - Лесозаводский - Пояконда
Что же, попыток осмотреть самый юг Кольского полуострова мы не оставили. Как-то так получилось, что разглядывая карты местности, обнаружили небольшой карьер у дороги (правда, уже на сопредельной территории Карелии). А позже наши друзья уверили нас, что место там достаточно подходящее для взлёта. Так что мы выбрали день по погоде и отправились в путь. Договорились, что уже на месте к нам присоединится ещё один пилот, приехавший специально для этого.
Хибины нас провожали хорошей погодой и тёплым закатом.
Как уже часто бывает, большая компания пока соберётся... Кто-то с работы пока придёт, у кого-то с погрузкой заботы, заезды на заправку, в магазин за продуктами... Так до вечера и прособирались. В конце концов, со всеми созвонились и отправились в путь, не дожидаясь друг друга (то есть, настоящей колонной не ехали). Всё равно потом тормозились по дороге на тех же заправках и в придорожных заведениях. Не в качестве рекламы: уже не первый раз "заправляемся" в кафе у Тэдино - очень вкусно готовят. Да и пилоту с таким "парусом" за кабиной сильно не разогнаться, а мне охота по дороге хоть иногда расчехлять камеру. Так что я вперёд помчался.
По дороге остановился размяться и сделать пару кадров. Погода - то, что надо! Ночи, как таковой, ещё в то время не было.
Тем не менее, когда добрались до деревни, пришлось потрудиться найти дом, в котором нам предоставили ночлег (за что огромное спасибо!). В местечке Тэдино в это время уже все ушли спать: ни фонарей на улице, ни ламп в окошках... Только при свете фар и налобных фонариков отыскали тот самый дом. Каким-то чудом запихали машины в тесный заросший дворик и пошли осматривать дом. Затопили печку и слегка отметили день рождения одного из пилотов (вставать собрались очень рано).
Тут я вспомнил, что обещали магнитную бурю, выскочил на улицу - точно, сияет! Времени на сборы ушло минут пять, но удалось застать только самый финиш сияния. Да и кромешной темноты не было - зарево на горизонте от солнца немного мешало. Ну да ладно, первое в сезоне сияние удалось поймать.
Ну, ещё с Луной кадр сделал...
...А это уже рано утром буквально через несколько часов в том же месте.
...
Утро в деревушке Тэдино.
Наши машинки, покиданные во дворе кое-как. Хорошо, что я заезжал в калитку последним: пока народ протирал глаза, я решил сгонять до кафе и прогуляться по здешним местам неподалёку. Утром освещение обычно интереснее, чем днём, да и всегда я эти места по дороге в отпуск или обратно проезжал не останавливаясь, хотя в окошко замечал красивые места. Так что нацепил сапоги (роса, всё-таки) и потихоньку "тошнил" по обочине, выглядывая "вкусности". Времени было не очень много, но с десяток кадров удалось сделать.
По большому счёту, по одному болотцу только и полазал, меняя объективы.
...
...
...
Мне понравилось.
Прошло совсем немного времени и мы всей своей задорной компанией прикатили на место старта. Заброшенный этот карьер, конечно, не такой жуткий, как тот, с которого мы улетели на Соловецкие острова в своё время. Этот и ровнее и больше, но всё портили лужи прямо посередине "взлётной" полосы. Можно, конечно, настроиться проехать мимо них, но в процессе разгона и управления крылом есть вероятность свернуть в их сторону. Ладно, решили пробовать.
Первый готов: он - одиночник и ему проще.
Так и есть: пробороздил лужу, показал нам радугу и залил свечи... Старт откложили...
Пока готовились, поднялся небольшой ветерок, что, с одной стороны, облегчало задачу взлёта, а с другой стороны - затрудняло, так как ветер дул почти поперёк площадки. В итоге мы тоже на старте въехали в лужу (хорошо, что фотоаппарат засунул в сумку - потом только слегка протёр его), откатились назад и взлетели только со второго раза. Наш постоянный попутчик остался сушиться, мы не стали его ждать и выжигать бензин. Отправились в полёт, предварительно описав круг над стрёмным местом взлёта.
Трасса нашего пути сначала шла над лесами и болотами строго на восток до побережья Белого моря.
Вот прямо туда и лежал наш путь. Немного страшновато и хочется забраться повыше: всё-таки под нами совершенно безлюдные места без дорог - в случае неполадок с высоты можно спланировать в более цивилизованные районы. А из этой глуши как потом вытаскивать трайк? Самим бы выйти. Однако, крамольные мысли быстро нас покидают, потому что вокруг раскинулся восхитительный пейзаж, в воздухе очень тепло и комфортно. Солнце ещё не сильно успело нагреть поверхность земли, поэтому "термичка" нас совсем не беспокоила (а, может, дело в том, что это был уже конец лета, и солнце грело не так уж и сильно). Но лето всё равно чувствовалось тем, что пространство дальше к горизонту было залито присущей лету сизой дымкой. Пришлось достать поляризационный фильтр.
О, так намного лучше!
Внизу проплывает какое-то поселение. Даже дороги к нему сверху не увидели.
Добрались до воды. Такая красота кругом! Остается только охать и ахать.
Планов на этот полёт у нас было много - залились бензином почти под завязку - хотели за один полёт охватить сразу несколько интересных мест, благо они располагаются сравнительно не очень далеко друг от друга. По пути к нашим основным целям договорились сделать небольшой крюк в сторону деревушки Нильмогуба у Белого моря. Там ещё располагается туристический центр "Полярный Круг". Опять же, дайвинг-центр обосновался. В общем, было на что посмотреть. Поэтому мы "легли на крыло" :)) и с разворота пошли в ту сторону.
На фото они рядом: с севера - дайвинг-центр, с юга - Нильмогуба.
Старинная карельская деревня на берегу Белого моря в Лоухском районе Карелии. Расположена на Северном полярном круге, в устье речки Нильма, в которую входит сёмга.От мурманской трассы к деревне ведет двадцатипятикилометровая грунтовая дорога. Ближайшее место, где есть железнодорожная станция - посёлок Чупа. Деревня Нильмогуба (Нильма) носит не карельское, а саамское имя, произошедшее от "няльм", означающего "пасть", "глотка" или в переносном значении - "устье реки".
...
...
Деревушка очень маленькая, но ухоженная. В лесу расположен ещё туристический центр. Снимал его, но сквозь ёлки почти не видно ничего.
Потом спустились ниже, чтобы посмотреть на дайвинг-центр.
Лето, тепло, народ загорает...
...Лодки стоят. Сезон закончился?
Местный дайвинг-центр существует уже достаточно давно. Как туристическая база с приличным экскурсионным обслуживанием - тоже. Еще одна живая достопримечательность дайвинг-центра - полярные дельфины-белухи. Как написано в "интернетах": для них установлены специальные вольеры прямо в море, и каждый день с ними работает тренер. Это не просто белухи, а белухи-артисты и "ветераны сцены": они приезжают на отдых и поправку из дельфинариев, московского и питерского. Здесь для них как бы реабилитационный центр. Опытные артисты отдыхают, набираются сил перед представлениями, а молодые привыкают к человеку.
Белух мы не увидели. Я, конечно, не специалист, но мне кажется, эти клетушки слишком тесные для морских жителей.
Катамараны для прогулок или экскурсий?
Было интересно, но мы не забыли и о других точках, поэтому снова набираем высоту и уходим на север.
Вот сколько их вижу - эти маленькие островки - столько они меня завораживают.
Огибаем ещё один заливчик - их тут просто тьма и все сказочно красивые.
Ничего писать не буду :)) Просто смотрите.
...
Смотрите внимательно! Ничего не видите? Мы тоже решили чуть ближе подлететь.
Я, конечно, понимаю, что это рисунок не доисторического человека. Но вписался сюда очень даже неплохо. Опять же, это же не "здесь был Вася". Ребята, видимо, с юмором были. Мне кажется, одно из двух: или с туристического центра, или с базы, куда мы как раз направлялись. И ещё интересно: вот когда те самые люди в те далёкие времена разрисовывали пещеры и выбивали петроглифы - как к ним относились их соплеменники? Типа: "ты тут своими каракулями чистую стену пещеры испоганил"? Или сразу принимали за высокое искусство, как теперешних художников-граффитчиков (я имею в виду не тех, кто учится письму на заборах)?
Итак, почти облетели ещё один островок и ещё один мыс...
...И вот она - Беломорская биологическая станция имени Н.А.Перцова биофака МГУ имени М.В. Ломоносова (ББС).
ББС МГУ основана в 1938 году группой сотрудников и выпускников Биологического факультета. Первым директором в 1938 году был назначен Леонид Леонидович Россолимо, в 1940 её принял выпускник Биофака Георгий Михайлович Беляев. В 1941 году он ушёл на фронт, передав руководство доценту Георгию Георгиевичу Абрикосову. После войны пять лет биостанцию возглавлял Петр Владимирович Матёкин. В 1951 году директором биостанции был назначен Николай Андреевич Перцов, выпускник кафедры зоологии беспозвоночных животных, который всю свою жизнь посвятил организации и строительству биостанции. В знак уважения и признательности к его труду в 1995 году биостанции было присвоено его имя (из Википедии).
Думаю, нет смысла копировать то громадный материал, который можно найти в интернете. У меня "задача" немного другая :)) Да и LiveJournal не пропускает слишком большие объёмы, поэтому лучше покажу больше картинок.
...
Ветряк на станции нас особенно поразил, покружили вокруг него немного.
Интересно тут было бы пожить недельку (ну, скажем, на новогодних каникулах) - наверняка много чего интересного можно увидеть.
Нас привлекло это место ещё тем, что, возможно, случится кое-какая совместная работа. Распространяться сейчас смысла не вижу, лучше рассказать потом о результатах, если всё сложится. Опять-таки, под это дело необходимо было более подробно изучить здешний район, чтобы иметь представление об особенностях местности. Желание у нас есть, будет ли возможность его осуществить и достигнем ли результата? Посмотрим...
Станция представляет собой изолированный поселок, добраться до которого можно либо кораблем (только в период навигации), либо вдоль линии электропередачи. Однако, этот путь летом практически непроходим из-за значительного числа заболоченных участков (хотя студенты и туристы этим маршрутом пользуются регулярно). Зимой сообщение с Поякондой производится при помощи снегоходов.
В Пояконду мы тоже захотели наведаться, кстати.
А, вот как раз оттуда пароходик и плывет!
Вот тут уж мы оторвались - кружили вокруг него на неприлично низкой высоте довольно долго к своему удовольствию и радости пассажиров на палубе. А что: жилеты у нас были, если свалимся в воду, то нас тут же вытащат на борт. А "телега" наша не утонет - у неё плавучесть достаточная, отбуксировали бы потом в Пояконду. В общем, все наши развлечения проходят хоть и с определённой степенью риска, но имеют под собой достаточно прочные основания безопасности. Во всяком случае, хочется на это надеяться.
И снова - на базу...
...
...
Какое тут оживлённое морское сообщение! Интересно: существует настоящее расписание движения судов или они ходят по мере надобности?
Что-то подобное уже снимал... Дежавю? Ах, нет - на Соловецких островах, точно!
Что же, не смотря на то, что здесь потрясающе красиво, нас ждали, мы надеялись, не менее прекрасные места.
И снова мы летели через череду островков, мысов и заливов.
Долго разглядывал это фото... Наверное, что-то в этом есть. Но я пока не готов настолько бросить блага цивилизации :))
Хотя места, конечно, тут просто волшебные по своей красоте.
...
Ух!!!
Если не ошибаюсь, Карелию называют "Страной тысячи озёр". Но у нас с этим тоже полный порядок.
Однако, мы уже почти прибыли. Пока шли транзитом, как-то незаметно набрали высоту - теперь придётся "сливать" пару-тройку сотен метров, чтобы оказаться ближе к цели. К тому же солнце стоит уже высоко и синевы стало ещё больше, так что на расстоянии осматривать окрестности не совсем увлекательно. А ведь перед нами лежит старинное село Ковда и чуть дальше - за очередным заливом - тот самый посёлок Лесозаводский, где мы были немногим ранее на разведке.
...
Ковда - село на юго-западном берегу Кандалакшского залива, в устье реки Ковда. Древнейшее беломорское поселение, которое известно с 1542 из рукописи Соловецкого монастыря. В XV веке Ковда уже была отмечена на картах. В 1905 году она была больше Кандалакши. В конце XIX - начале XX века Ковда была довольно крупным портом, на рейд которого заходили торговые пароходы со всего Беломорья и из скандинавских стран. Ковда жила в первую очередь за счет красной рыбы (река была семужьей), сельди и дерева. Здесь действовали три лесозавода, расположенные на островах Ковдской губы.
В нынешнее время это просто дачный посёлок. Знакомые приезжают сюда на рыбалку.
Главная достопримечательность старинного поморского села - деревянная Никольская церковь (XVII в.), памятник северной архитектуры. Комплекс состоит из Никольской церкви, колокольни и ограды. Это единственный в своем роде памятник, сохранившийся не только в Мурманской области, но и во всем Карельском Поморье.
Церковь относится к клетскому типу. Это уникальный пример культовой постройки с двухъярусной двускатной кровлей. Здание высотой 14,3 метра образовано из нескольких прямоугольных в плане объемов алтаря, собственно церкви, трапезной, притвора, с отдельными двускатными крышами. С запада пристроена теплая трапезная и крыльцо, а с востока - алтарь. Причем, трапезная, срубленная из толстых бревен наподобие избы, конструктивно не связана собственно с церковью и алтарем, построенным из тонкого леса. Рядом находится шатровая колокольня- звонница 1705 года постройки.
...
На наш взгляд, церковь сильно потеряла в изяществе и обаянии после белого "новодела". Можно было, наверное, подобрать цвет "под старину"?
...
Рыба в заливе есть :)) То ли палтус, то ли камбала...
Вид на Ковду со стороны моря.
Осмотрев Ковду, мы ушли севернее: через залив полетели к Лесозаводскому.
Между делом: вихрь прошёл по полю, оставив такой след в высокой траве.
Лесозаводский. Про него уже немного рассказывал.
Вон та горушка, с которой мы тогда осматривали округу. Не та, что за заливом, а перед ним кочка :))
Местная пожарная часть и каланча. Похоже, что рабочая.
Да, даже пожарные машины стоят. Одна, конечно, уже больше памятник напоминает.
Прошли над посёлком низко, чтобы всё рассмотреть.
На берегу ещё раз посмотрели на остатки портовых сооружений.
И, конечно, не преминули нарезать круги вокруг главной достопримечательности поселения.
...
...
Снова вернулись на берег залива...
Увидели приготовленный у вывозу штабель из напиленных старых досок и брёвен, что составляли когда-то инфраструктуру порта. А может, это просто были не вывезенные и сваленные в кучу лесоматериалы? В любом случае, тут их такое количество "складировано", что хватит надолго. Вообще, такое отношение к лесным ресурсам наблюдал далеко не в одном месте... Ну да, на наш век хватит...
Однако, отрадно видеть, что жизнь в посёлке продолжается.
Мы пролетели по заливу до выхода на открытую воду, развернулись и уже по другой бухточке прошли к посёлку снова.
Добрались до края Лесозаводского, где как раз стоят те двухэтажные дома, про которые я вспоминал в прошлом отчёте.
Лесозаводский был крайней точкой в этом нашем маршруте, так что мы развернулись и двинулись в обратный путь. Шли опять с набором высоты, поэтому на обратном пути ещё раз взглянули на Ковду уже с приличной высоты. Летели и делились эмоциями от увиденного. Конечно, впечатления были незабываемые, эпитеты - только превосходной степени. В этот раз сложилось всё замечательно: и компания, и погода, и бесподобная природа в этих местах. Было жаль, что наш товарищ застрял на земле после неудачных попыток стартовать с нами в полёт. Ну, ничего - договорились показать ему фотографии с этого вояжа...
...
А, ничего подобного: вон он, оказывается, висел в небе выше нас почти прямо по курсу. Всё-таки взлетел, молодец!
Ну, мы не стали ждать, пока он осмотрит места, где мы побывали. Мы уже шли прямиком на Пояконду.
С удивлением обнаружили в заливе почти рядом с причалом две дыры - воронки в дне залива. Как и почему они там появились - не совсем понятно.
Местный "порт" откуда ходят корабли до ББС.
Своё название село Пояконда получило от саамского слова "Паяканда", что означает - самый край (залива). Оно известно с 1563 г. Как минимум, до XVII века огромная губа, в глубине которой стоит село Пояконда, так и называлась: Паяконда губа. Но это не единственная версия возникновения названия. Существует мнение, что оно образовано двумя словами: “pohja” - кут залива и “kondu” - крестьянский двор. Тогда получается, что Пояконда - это крестьянский двор в куту залива.
1916 год круто изменил размеренную жизнь маленькой деревушки: согласно утверждённого плана мимо неё должна была пройти Мурманская железная дорога. 3 ноября 1916 года около Пояконды произошла стыковка Карельского участка железной дороги с Кандалакшским. С этого дня открылось сквозное движение поездов от Петрозаводска до Мурмана. Вступила в строй действующих железнодорожная станция Пояконда.
Cейчас никаких промышленных предприятий в Пояконде нет. Здесь постоянно проживают немногим более 100 человек местных жителей. Следует отметить, что Пояконда - одно из немногих мест в районе, где удачно соседствуют железная дорога, и выход к морю. Для туристов это очень удобно. Опять же, недалеко от Пояконды на берегу Кандалакшского залива расположена знаменитая Беломорская биологическая станция МГУ имени М.В. Ломоносова, куда ходят кораблики летом и гоняют снегоходы зимой.
Поселение настолько маленькое, что мы не стали над ним кружить, а сразу полетели к месту старта.
По пути заглянули ещё в карьер у дороги, где добывают облицовочный (вроде как) камень.
Надо сказать, добывают очень цивилизованно и аккуратно.
Снова пересекаем Полярный круг, теперь - в южную сторону.
...
На обратном уже пути, конечно, и сами остановились тут, чтобы компанией сфотографироваться.
А вообще, полёт закончился хорошо: прилетели к карьеру, зашли на посадку, сели. Перекусили, конечно. С ходу поделились своими эмоциями с другими участниками поездки. Потом подождали, когда вернутся остальные пилоты. Немного попереживали, так как одному из них из-за ветра пришлось садиться, пересекая автомобильную трассу. Собрались и поехали на север. Но это был ещё не конец наших приключений и полётов. Как говорится, to be continued :))
И по традиции, трек полёта: время полёта - 2:20, расстояние - 109.79 km