Лесозаводский
Пока погода туманная и пасмурная, на улице дождь идёт вперемешку со снегом, солнца не видно почти по всему полуострову... Сижу, разгребаю завалы фотографий с летнего сезона, который оказался очень ярким на впечатления, полёты и поездки. Как уже писал, в нашем районе всё облётано-перелётано по сто раз (хотя, каждый раз - как первый, особенно, если попасть в необычную погоду или в рассвет или закат). Вот и этим летом дважды облетели наши Хибинские горы (но об этом позже). А в мечтах забираемся всё дальше и дальше от насиженных и налётанных мест.
Правда, тут существует одна проблема: даже с нашими огромными бензобаками всё равно слишком далеко не улетишь, поэтому приходится искать места для взлёта ближе к цели вояжа. Простой обзор космоснимков и сервисов типа Google Earth кое-какой результат даёт - видны свободные от лесов поляны, но насколько они точно подходят для взлёта можно определить или по фотографиям (которых практически не найти, особенно "свежих"), или со слов местных жителей (контакты которых ещё нужно заполучить как-то), или уже самим ехать на разведку. Что мы и делаем по мере возможности.
Вот таким образом, высмотрев "из космоса" пару полянок на самом юге Кольского полуострова (хотели попасть по воздуху на Беломорскую биологическую станцию МГУ им. М. В. Ломоносова) выехали на них посмотреть. Ехали в одну машину и я был рулевым, поэтому по дороге не шибко фотографировал. А поехали мы в посёлок Лесозаводский, что стоит на берегу залива Белого моря.
Вообще, официально считается, что посёлок находится на острове, но это уже не совсем так. Дело в том, что в 70-х годах прошлого века ввиду того, что остров находился в непосредственной близости от берега, его соединили с материком дамбой, что позволило проложить сюда автомобильную дорогу, по которой мы и добрались до посёлка.
Мы сразу же подъехали к единственному холмику на краю посёлка, залезли наверх и осмотрелись. Одна "поляна" сразу нас разочаровала - вокруг было понатыкана туча столбов, которые будут мешать взлёту. Да и сама площадка была напичкана отходами пиломатериалов, как многослойный пирог: отходов от производства лесопильного завода было много - обрез доски, рейки, опилки, которые, разумеется, сваливали куда угодно. Разумеется, они валяются как попало - скакать по ним на паралёте удовольствия мало.
В общем, пошли смотреть площадку у залива.
...
Здесь всё оказалось ещё круче. Вернее, хуже. Весь берег завален громадным количеством всевозможной древесины. Ведь в 1899 году тут был построен лесозавод (на шведский, финский и русский капитал), который и дал название поселению. В залив заходили крупные суда, вывозившие лес. Остатки пристаней видны и сейчас. Слой древесины на берегу доходит до полутора метров. До сих пор её хватает на то, чтобы пилить и вывозить в качестве дров для отопления.
...
Местами от брёвен и пиломатериалов осталась почти что труха, через которую пробиваются новые деревья...
...А кое-где на берегу ещё можно разглядеть, как когда-то выглядела пристань для кораблей.
Остатки крепежа?
Что-то типа местного "кнехта" для швартовки лодок и судов, непонятно каким образом намертво вколоченного в скалу на берегу?
Мы бродили по берегу уже просто так, разглядывая местные достопримечательности и артефакты. Было ясно, что места для взлёта в полёлке нет. Но о том, что приехали сюда, мы ни минуты не жалели. На самом деле по берегам маленьких заливчиков среди древних построек мы находили множество древних вещиц, говорящих об истории этого места. Сам посёлок (когда мы на обратном пути проехали прямо сквозь него) тоже впечатлил. Меня, во всяком случае, добротными двухэтажными деревянными домами. Не сфотографировал, правда, прошу прощения.
Кулик-сорока
Остатки былой роскоши...
...
Ну и напоследок, мы, конечно, поехали посмотреть на развалины того самого заводика, с чего всё тут началось и чем закончилось. Ведь посёлок был основан в конце XIX века как рабочий посёлок со строительством здесь лесопильного завода.
В 1906 году новым хозяином предприятия стал шведский предприниматель Арендт Бергрен, который по всем документом числился его владельцем вплоть до 1920 года. В то время этот завод, имеющий свой порядковый номер 46, был самым мощным из аналогичных предприятий на Севере России. На нём были установлены 6 пильных рам, приводимых в движение 4-мя паровыми машинами общей мощностью 258 л.с. В цехах функционировали 13 станков. На заводе работали 70 основных и 215 вспомогательных рабочих (из интернета).
Завод неоднократно модернизировался и исправно проработал до 90-х годов прошлого столетия. С наступлением экономического кризиса поставки леса прекратились, и производство полностью остановилось. Было предпринято несколько попыток восстановить это предприятие, но тщетно. Летом 2003 года от неосторожного обращения с огнём бывший лесопильный завод Бергрена сгорел. Хотя, ходят слухи, что его спалили (причём дважды).
Археологов бы сюда...
Час мы точно проползали по развалинам - интересно ведь.
Шестигранная труба - достаточно редкая вещь. Осталось ей недолго - уже появилась трещина вдоль почти до середины трубы.
На этом наша поездка в Лесозаводский закончилась (проехались ещё транзитом по улицам посёлка). Но история посещения Лесозаводского на этом не завершилась. Мы всё-таки нашли другое место для "развлечения" и вернулись сюда уже по воздуху. О, это было и экстремальное, и невероятное красивое путешествие по воздуху. Но об этом в следующий раз :))
А вообще, что хотелось сказать этим постом: знаю, что многие жители нашего уютного края заходят ко мне сюда в гости. Опять повторюсь, что планы у нас по полётам большие. Но, чем дальше пытаешься забраться, тем в большей помощи нуждаешься.
Это относится к возможности где-нибудь переночевать (где есть гостиницы - там не вопрос); к необходимости как-то доставить топливо в нужную точку (отвлекаясь немного скажу, что этим летом нам колоссально помогли в этом плане в Чаваньге - это позволило нам осуществить ещё более сумасшедший проект, чем был в прошлом году); к помощи, возможно, доставки наших агрегатов по морю (есть планы на восточную часть полуострова). Может быть, обитатели наших населённых пунктов знают подходящие площадки для взлёта с возможностью подъезда на машине и могут об этом рассказать (летом это могут быть поля или большие поляны, грунтовые проплешины достаточной площади, ровные карьеры и т.п.; зимой - замерзшие озёра, широкие реки или те же поля). В свою очередь строго можем обещать им облёт родных краёв и демонстрацию (с их участием, по желанию) фигур высшего пилотажа. Рассмотрим все предложения - мы ещё много где не были. Возможно, кто-то знает нужные контакты в тех районах, где необходимо получать разрешение на посещение.
И, конечно, не откажемся, если кто подскажет потенциальных спонсоров для наших полётов :))
Со своей стороны мы готовы рассмотреть любые варианты сотрудничества.