Классификация таких сложных образований, как государство содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование. Классификация может проводиться по разным основаниям (критериям). При этом под типом понимаются общие, системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития. Типология представляет собой один из видов классификации и вместе с тем ее высшую форму, поскольку в основе типологии лежит группировка государств по одному из самых крупных и высших классификационных критериев - типу государств. В настоящее время в юридической литературе применяются два подхода к типологии государств - формационный и цивилизационный.
Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства.
Во второй половине XX в. стали активно обсуждаться проблемы цивилизационного подхода к изучению общества. Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию. Цивилизационный подход к изучению общества позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются и избирают разные пути движения к прогрессу. [13]
Заслуживает внимания классификация государств по их отношению к религии, т. е. по типу государственно-конфессиональных отношений. Данный критерий позволяет выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства. В данной статье я представляю вашему вниманию "Атлас религий в Китае"[1], в котором китайские авторы представляют результаты многолетней работы по обработке статистических данных о доминирующих в современном Китае религиях. Всесторонний обзор религий даётся в их социальном, политическом и культурном контекстах. Скачать книгу можно по ссылке, данной в конце статьи.
Представленные здесь карты взяты из Атласа [1]
Кликайте на картинки, чтобы увеличить их и увидеть в лучшем качестве
Атлас дает представление о религиозном ландшафте Китая "с высоты птичьего полета". Он отображает официально зарегистрированные места отправления обрядов пяти основных религий - буддизма, христианства (протестантского и католического), даосизма и ислама - на национальном, провинциальном и окружном уровнях, а также очерчивает контуры конфуцианства, народной религии и культа Мао. В нем описаны основные организации, верования и ритуалы различных религий, а также социальные и демографические характеристики верующих. Всесторонний обзор религий в современном Китае даётся в их социальном, политическом и культурном контекстах.
Можно выделить три общих подхода к изучению религий. Первый подход основан на теологических или философских исследованиях, которые обеспечивают рациональное обоснование или критику определенных верований и практик. Второй подход основан на гуманитарных науках в рамках которых интерпретируются Священные Писания, комментарии и другие священные тексты. Третий подход применяет методы социальных наук к эмпирическим данным, включая исторические записи, полевые наблюдения и количественные данные опросов и переписей. Этот атлас следует третьему подходу, который сочетает социологические и географические исследования религиозных организаций и отдельных лиц. Исследование объединяет некоторые экономические концепции с использованием Географической информационной системы (ГИС) для анализа и визуализации религиозных объектов в Китае.
Определение и классификация религий
В этом атласе религия рассматривается как сложный социальный институт, включающий как верования, так и обычаи. Религия включает четыре элемента: «(1) вера в сверхъестественное; (2) система убеждений относительно жизни и мира; (3) набор ритуальных практик; и (4) особая социальная организация или моральное сообщество»1
. Некоторые религии демонстрируют систематическое развитие верований, ритуалов и организаций. В других религиях один или несколько из четырех элементов, возможно, не развивались систематическим образом; это часто случается с так называемыми народными религиями.
В Китайской Народной Республике официально признаны и имеют право действовать только пять религий. Из пяти только даосизм является родным для Китая. Буддизм, католицизм, протестантизм и ислам - мировые религии, которые существуют в Китае сотни или тысячи лет и имеют большое количество верующих. Следует отметить, что Китай рассматривает католицизм и протестантизм как две разные религии. Православие существовало в докоммунистическом Китае и возродилось в последние годы в некоторых местах, таких как Хэйлунцзян (Heilongjiang), но не было признано официально разрешенной религией на государственном уровне.
Помимо приверженцев пяти разрешенных законом религий, многие люди верят в определенные сверхъестественные силы, участвуют в ритуалах и практиках, связанных со сверхъестественным, и формируют социальные отношения с духовными лидерами и единоверцами. Согласно приведенному выше определению религии, их верования, обычаи и социальные институты явно религиозны. Поэтому описания этих верований включены в атлас. В своем классическом исследовании «Религия в китайском обществе» К.Ян различает две структурные формы религии: институциональную и "рассеянную" (diffused) религии. Институциональная религия отделена от светских социальных институтов, в то время как рассеянная религия слита со светскими институтами или встроена в них.2
Опровергая утверждения, которые часто делались на рубеже двадцатого века, что у китайцев отсутствует религия, К.Ян убедительно показывает, что рассеянная религия была распространена в докоммунистическом Китае. При коммунистическом правлении религиозные элементы были изгнаны из государства, семьи, общин и гильдий, но народные религиозные верования и обычаи, согласованные со слабыми социальными организациями, показали устойчивость в условиях подавления религий. Культ личности Мао, когда-то являвшийся политической религией или псевдорелигией, теперь стал частью народной религии в Китае3
. В этом атласе приводятся описательные контуры некоторых основных народных религиозных верований и практик. Наконец, есть третья категория религиозных сект, которые поддерживают напряженные отношения с обществом, культурой или политическим порядком. Эти секты были названы китайскими властями «злыми культами» (xiejiao) и исключены из классификаций религий в официальных китайских документах. Опять же, согласно используемому в атласе академическому определению религии, эти группы являются либо традиционными религиозными сектами, либо новыми религиозными движениями и, таким образом, включены в описание и анализ.
Буддизм в Китае
Религиозные "рынки"
В последние десятилетия некоторые социологи и экономисты применяли экономические концепции для анализа динамики религиозных изменений в Соединенных Штатах, Европе и других странах. Принятие определенных экономических терминов в социально-научной теории религиозных изменений не означает вульгаризацию или коммерциализацию религии. Скорее, эти термины служат аналитическим инструментом для описания некоторых социальных аспектов религии. Идея религиозных рынков дает полезный способ представить себе отношения, в которых религия рассматривается как социальный институт. Институт религии можно проанализировать с точки зрения спроса и предложения, а причины и последствия религиозных изменений часто можно объяснить с точки зрения динамического равновесия спроса и предложения. Сторона предложения включает религиозные организации, места проведения, материалы, услуги и духовенство, в то время как сторона спроса включает приверженцев религии, которые также могут участвовать в производстве религиозных ритуалов, товаров и услуг.
В данном атласе для анализа динамики изменения религии в Китае при коммунистическом правлении применён политико-экономический подход и разработана теория тройного рынка, теория экономики дефицита и теория олигополии. В соответствии с ограничительными и репрессивными правилами в Китае религиозная экономика не образует единый рынок, а распадается на три параллельных и взаимосвязанных рынка, которые в атласе называются красным, черным и серым рынками. Красный - цвет Коммунистической партии, и, таким образом, красный рынок представляет религии, санкционированные партией-государством, и включает пять законных (официально разрешенных) религиозных организаций, верующих и религиозную деятельность. С другой стороны, черный рынок включает в себя все незаконные (официально запрещенные) религиозные организации, верующих и религиозную деятельность. Серый рынок религии находится где-то посередине: он включает в себя все религиозные и духовные организации, верующих и религиозную деятельность с неоднозначным юридическим статусом.4
В целом, религиозное предложение в Китае очень низкое по сравнению с большинством других стран, и основная причина для этого - введение коммунистической партией и государством ограничений на религии. Увеличение предложения в последние десятилетия отстает от быстро растущего спроса на религиозные заведения, мероприятия и услуги.
Каждый из этих трех рынков имеет свои отличительные характеристики и динамику по отношению к государству и обществу. В первой части атласа описываются и анализируются три религиозных рынка на национальном уровне. Вторая часть атласа включает описание и анализ религий красного рынка по провинциям.
фотографии из Атласа [1]
Религиозный ландшафт: важность пространства и места
Места отправления религиозных обрядов - важный компонент религиозного предложения. Действительно, религиозные сооружения можно считать наиболее ощутимым и видимым компонентом религии. Они часто обозначают преобладание или значение религии в данном обществе в данный исторический период. Во время Культурной революции (1966-1976) все религиозные заведения были закрыты. Хотя в Китае по-прежнему не хватает религиозных мест, в последние десятилетия количество храмов, церквей и мечетей увеличилось. В настоящее время трудно игнорировать высокие мечети Западного Китая или масштабные соборы на юго-востоке Китая (см. фотографии). Конечно, есть и другие важные компоненты религиозного обеспечения, включая религиозные организации, духовенство, персонал, артефакты и так далее. В атласе представлены карты религиозного ландшафта в основном сформированные на основе данных о религиозных объектах, связанных с пятью религиями красного рынка.
Пространственное измерение важно для религии. Однако за некоторыми исключениями социологи пренебрегают этим.5
В последние несколько десятилетий в социологических исследованиях религии доминировал индивидуалистический подход, в значительной степени основанный на исследованиях индивидуальной религиозности, которая обычно измеряется в терминах трех B (belonging, beliefs, behaviors): религиозная принадлежность или предпочтения, убеждения и верования (например, в Бога, Библию) и поведение (например, посещение церкви, молитва). Эмиль Дюркгейм, один из основоположников социально-научных исследований религии, подчеркивал социальную природу религии. Религия - это социальный институт с коллективными ритуалами и моральным сообществом. Однако в современной науке лишь меньшинство ученых сосредоточено на конгрегациях и сообществах или занимается историческим изучением институциональной дифференциации.
Следуя разделению Дюркгейма между священным и профанным, Мирча Элиаде обращает внимание на сакральное пространство, которое является социальным и культурным феноменом, созданным ритуалами, символами и отношениями. Посредством ритуалов освящения структурированное пространство становится священным центром, вокруг которого люди ориентирую себя.6
Роджер Стамп разъясняет внутреннюю пространственность религиозных систем. Религиозные группы не просто существуют в пространстве, но стремятся к пространственной реализации своих убеждений7
. Следовательно, пространственное измерение религиозной практики заслуживает внимательного изучения.
В сфере культурной географии Анри Лефевр утверждает, что пространство является основным измерением конкуренции и конфликтов, связанных с производством, присвоением и переопределением. 8
И-Фу Туан формулирует отношения между пространством и местом, указывая на то, что пространство - это неорганизованная сфера движения, тогда как место - это функциональный узел в пространстве; места становятся центрами ценностей, которые люди выделяют из окружающего пространства, приписывая им значения и формируя к ним эмоциональную привязанность.9
Джонатан З.Смит показывает, что священные места часто развиваются не в символических центрах, а на социальных и географических перифериях, где они действуют политически, дабы противостоять гегемонистской власти центра10
. Эти теоретические достижения оказались чрезвычайно полезными при изучении вытеснения и повторного внедрения религии в современном и модернизирующемся Китае.
Даосизм в Китае
Примерно на рубеже двадцатого века в своей борьбе за модернизацию Китая в соответствии с идеалами Просвещения китайские элиты утверждали, что китайцы никогда не были религиозными. Между тем, государство работало над тем, чтобы использовать буддийские, даосские или народно-религиозные храмы в качестве площадок для новых школ, использующих западные современные учебные программы. Это движение, часто называемое Miaochan xingxue, или «преобразование храмовой собственности для создания школ», призывало к разрушению традиционных храмов и созданию новых школ современного образования. Эти же взгляды радикализировались в материковом Китае при коммунистическом правлении, особенно во время Культурной революции (1966-1976), когда все храмы, мечети и церкви были закрыты, а всякая религиозная деятельность была запрещена. Многие религиозные здания были снесены, а остальные были преобразованы для светского использования под фабрики, государственные школы, правительственные учреждения или залы для собраний Коммунистической партии. Интересно, что полное искоренение религии не удалось. Религия выжила и начала возрождаться в конце 1970-х годов. Сохранившиеся верования нашли воплощение в практике и в возведении священного пространства.
Коммунистическая партия Китая и государство создали сложный институт для регулирования религии. Основным аппаратом контроля за религиозными делами является Управление Объединенного фронта (Tongzhanbu 统战部, далее UFD) Коммунистической партии Китая (КПК). UFD отвечает за разработку религиозной политики и объединение религиозных лидеров вокруг КПК. Ежедневное управление религиозными делами является задачей Бюро по делам религий (RAB); на национальном уровне бюро было переименовано в Государственное управление по делам религий (Guojia zongjiao shiwuju 国家 宗教 事务 局, далее SARA). В его обязанности входит обработка запросов на открытие храмов, церквей и мечетей; особых религиозных собраний и мероприятий; о назначении руководителей религиозных объединений. SARA имеет отделения на уровне провинции, префектуры и округа, отвечающие за решение религиозных вопросов на каждом уровне11
Между тем Министерство общественной безопасности (Gong'anbu 公安部) занимается незаконной религиозной деятельностью и наблюдает за некоторыми религиозными группами и активными лидерами, в то время как Министерство государственной безопасности (Guo’an bu 国安部) контролирует религиозную деятельность, связанную с иностранцами. В 1999 году был создан специальный «Офис 610» (610 bangongshi) для наблюдения и подавления так называемых злых культов. «Офис 610» имеет отделения на различных административных уровнях. Однако вместо того, чтобы уничтожить религии, эти правила привели к созданию сложной религиозной сферы отношений, состоящей из законной и незаконной деятельности и групп, а также групп с неопределенным статусом.
В последние десятилетия количество верующих в Китае постоянно увеличивалось. Более того, верующие упорно борются с партией и государством, чтобы вернуть себе религиозные объекты, восстановить и построить здания в традиционных религиозных местах, а иногда и пытаются занимать государственные территории или участки коллективной собственности и строить там новые религиозные здания. Короче говоря, борьба за пространство и место занимала центральное место в религиозном возрождении в течение последних нескольких десятилетий в Китае. В этом атласе впервые предлагается общий обзор священных мест.
С целью помещения религиозных объектов в их социальный, политический и культурный контекст, в первой части атласа приводятся социальные и демографические профили приверженцев каждой из пяти признанных государством религий. Также указаны некоторые характеристики приверженцев серого и черного рынка религий. Во второй части представлены демографические характеристики населения в каждой провинции, а также соответствующие религиозные события. Хотя полулегальные и нелегальные группы часто упоминаются во второй части, они не нанесены на карту из-за отсутствия достоверной географической информации.
Ислам в Китае
Религиозные организации в экономической переписи населения Китая
Хотя административные документы могут содержать некоторые приблизительные оценки количества религиозных мест, до сих пор было доступно мало данных о распределении религиозных общин. К счастью, в 2009 году из Китайской экономической переписи 2004 года были получены данные содержащие 72 887 религиозных объектов из 31 провинции и провинциальных регионов и муниципалитетов Китая.
С самого начала авторы Атласа знали, что эти данные определенно не включают все религиозные объекты в Китае. Во-первых, в экономической переписи информация о церкви, храме или мечети появлялась только в том случае, если они были официально зарегистрированы правительством. Но в Китае есть много религиозных общин, которые не могут зарегистрироваться или не хотят регистрироваться в государственных органах. Поэтому в некоторых частях Китая количество незарегистрированных групп определенно превышает количество официально санкционированных. Во-вторых, вследствие экономической специфики переписи, она упустила из виду большое количество мест, годовой доход которых был слишком мал для регистрации. В некоторых городах на северо-западе Китая, таких как Ланьчжоу (Lanzhou), перепись была сосредоточена в первую очередь на мечетях, которые одновременно выступали в качестве экономических предприятий. Когда авторы посетили город в 2016 году, они обнаружили около трех десятков церквей, не упомянутых в переписи, хотя некоторые из них уже существовали на момент проведения экономической переписи в 2004 году.
Несмотря на то, что экономическая перепись 2004 года не могла дать всестороннего обзора всех религиозных объектов в Китае, полученные данные действительно позволили изучить пространственное распределение религий способами, которые ранее были невозможны поскольку ранее ученые ограничивались проведением тематических исследований и региональных исследований, сосредоточенных на одной религии, и было невозможно получить точное представление о крупномасштабных изменениях в религиях современного Китае. Данные переписи предоставили авторам название, местонахождение, имена руководителей, относительный размер и отчет о годовом доходе религиозных организаций по всем провинциям Китая.
Изначально у членов работающей над Атласом команды не было опыта в использовании технологий, необходимых для очистки и проверки данных, поэтому они столкнулись с множеством проблем. Во-первых, было выявлено значительное несоответствие в способе регистрации географических данных, таких как названия городов, поселков и деревень. Кроме того, в данных было много противоречивой информации, которая требовала дальнейшего изучения. Самая распространенная проблема заключалась в том, что название религиозного учреждения указывало на то, что оно находится в одной деревне, а его адрес указывал на другое место. Почти пятая часть религиозных объектов, включенных в этот набор данных, нуждалась в индивидуальной перепроверке.
Наконец, административная география Китая была пересмотрена и изменена с 2004 года. Во время переписи многие участки принадлежали одному административному округу, но теперь находятся в другом. Иногда адрес был написан с ошибками или оказывалось, что в одном районе есть две деревни с одинаковым названием. Все эти несоответствия сделали очистку данных переписи утомительной и трудоемкой. После семи лет усилий авторы наконец подготовили данные для информативного описания и анализа, которые включены в этот атлас.
Католицизм в Китае
Обзор атласа
К началу 2017 года данные были очищены в максимально возможной степени. Там, где в переписи был указан конкретный адрес, удалось точно определить соответствующий религиозный объект. Там, где в переписи было указано только название деревни или поселка, авторы смогли найти координаты административного центра этого места. По их оценкам, не менее 90 процентов религиозных объектов в полученных данных связаны с точками, расположенными в пределах 5 км от реального места. Были зафиксированы координаты этих точек, а также названия и адреса связанных с ними религиозных объектов. Они будут опубликованы в архиве данных. Мы уверены, что этот список объектов и координат может служить ориентиром для ученых, которые будут продолжать расширять, уточнять и исправлять эту информацию в будущем.
Есть и другие источники, которые включают религиозные объекты вместе с их координатами, такие как Google Maps, Google Earth, Baidu Map и Gaode Map. Однако в настоящее время ни один из этих онлайн-ресурсов не предоставляет информацию о большем количестве религиозных объектов, чем данные экономической переписи 2004 года, и не предоставляет более систематической информации о религиозных объектах, включенных в эту перепись. Тем не менее, даже в ходе экономической переписи 2004 г. занижение данных, по-видимому, является проблемой во многих округах и провинциях. Занижение числа религиозных объектов в переписи 2004 г. наиболее заметно в Пекине, Тяньцзине и провинции Хайнань. Сосредоточившись на этих трех провинциях, авторы экспериментировали с различными способами сбора дополнительной информации о религиозных сайтах, включая тщательный поиск веб-сайтов и книг, общение с местными жителями и посещение мест. Карты Пекина, Тяньцзиня и провинции Хайнань в атласе отражают самую свежую информацию, которую удалось собрать. Однако из-за высокой стоимости таких работ пока не удалось выполнить их в других регионах.
Распределение религиозных объектов, связанных с пятью религиями красного рынка в каждой провинции, отображается на картах точками с использованием пяти разных цветов. В дополнение к картам в атласе представлены гистограммы и частотные таблицы с информацией о количестве объектов, связанных с пятью религиями на уровне префектур. Круговые диаграммы показываю пропорции пяти религий в каждой провинции. Некоторые провинциальные карты также включают в себя одну или несколько карт-врезок, показывающих места с высокой плотностью объектов, связанных с несколькими религиями.
Протестантизм в Китае
Православие в Китае
Следует отдельно сказать о статусе православия. Из вышесказанного видно, что Китай рассматривает католицизм и протестантизм как две разные религии. Православное христианство существовало в докоммунистическом Китае и стало возрождаться в последние годы в некоторых регионах, например в Хэйлунцзяне, но пока не признано официально разрешенной религией на государственном уровне.
Православные христиане обратились к властям с просьбой о юридическом признании, и есть несколько действующих православных церквей в Хэйлунцзяне и Внутренней Монголии, но их очень мало, и они, по-видимому, не учтены в экономической переписи, данные которой были использованы в этом атласе, - именно поэтому православию не нашлось места в классификации "трёх рынков".
Общая граница Хэйлунцзяна с Россией делает его стратегическим регионом для транснациональных связей - не только политических и экономических, но и религиозных. Русско-китайские войны в семнадцатом веке во время династии Цин (1644-1911) привели к территориальным уступкам России, а также к русскому культурному влиянию. Город Харбин отличается неоклассической архитектурой и является центром православного христианства. Пекинская церковная миссия, самая ранняя зарубежная миссия, организованная российским государством, распространила православное христианство в Китае и Монголии и внесла важный вклад в установление китайско-российских дипломатических отношений [11].
Хотя отношения были прерваны во время коммунистической революции, взаимный интерес между Китаем и Россией побудил к возобновлению религиозно-дипломатических отношений. В мае 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые посетил Китай и встретился с президентом Китая Си Цзиньпином. Он также встретился с Ван Цзоанем (Wang Zuoan), директором Государственного управления по делам религий Китая, который устроил прием в честь предстоятеля Русской православной церкви. Позже Патриарх Кирилл посетил Хэйлунцзян, где встретился с вице-губернатором провинции Сунь Юнбо (Sun Yongbo) и совершил Божественную литургию в Храме Покрова Богородицы в Харбине. Это был значительный шаг, поскольку православие еще не является официально санкционированной религией в Китае. На встрече было решено, что два китайских православных монаха поедут в Россию для подготовки к рукоположению, а затем вернутся в Китай для служения церкви. Патриарх Кирилл заявил, что его визит в Китай направлен на «дальнейшее укрепление дружественных отношений между Китаем и Россией» [12]. Немаловажно также, что менее чем за два месяца до этого президент Си нанес визит в Россию, во время которого президент России Владимир Путин отметил, что они работают вместе, чтобы сформировать новый, более справедливый мировой порядок, обеспечить мир и безопасность и защищать основные принципы международного права.
Лучшим символом этого сотрудничества стало рукоположение в 2015 году Ши Юй (Shi Yu), бывшего банкира, который учился в семинарии в России. Он стал первым китайским священником, рукоположенным Русской Православной Церковью, получившим официальное положение в Китае, и назначенным служить в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Харбине.
Конфуцианство в Китае
Распределение религиозных объектов по провинциям Китая
Оглавление книги "Атлас религий в Китае"
Introduction 1
Part 1
Three Markets of Religions in China
Introduction of Triple Markets 11
1 The Red Market: Legal Religions 13
1. Buddhism 14
2. Islam 20
3. Protestantism 27
4. Daoism 33
5. Catholicism 39
2 The Gray Market: Semi-Legal Religions 44
1. Confucianism 44
2. Folk Religion 48
3. House Churches 54
4. Underground Catholic Churches 56
5. Mao Cult 57
3 The Black Market: Illegal Religions 60
1. The Shouters (Huhan pai) 60
2. All Scope Church (Quanfanwei jiaohui) 61
3. Church of the Almighty God (Quannengshen jiaohui) 62
4. Cold Water Sect (Lengshui jiao) 62
5. Dami Evangelism Association (Dami xuanjiaohui) 63
6. Disciples Sect (Mentu hui) 63
7. Established King (Beili Wang) 64
8. Falun Gong 64
9. Guanyin Method (Guanyin famen) 65
10. Lingling Sect (Lingling jiao) 66
11. Lord God Sect (Zhushen jiao) 66
12. New Testament Church (Xinyue jiaohui) 67
13. Three Ranks of Servants (Sanban puren pai) 68
14. True Buddha Sect (Zhen fo zong) 68
15. World Elijah Association (Shijie yiliya fuyin xuanjiaohui) 69
16. Yiguandao 69
Part 2
Provinces
4 North China 73
1. Beijing 73
2. Tianjin 80
3. Hebei 84
4. Shanxi 88
5. Inner Mongolia 93
5 Northeast China 98
6. Liaoning 98
7. Jilin 103
8. Heilongjiang 106
6 East China 111
9. Shanghai 111
10. Jiangsu 116
11. Zhejiang 121
12. Anhui 128
13. Fujian 133
14. Jiangxi 138
15. Shandong 142
7 South-Central China 147
16. Henan 147
17. Hubei 152
18. Hunan 157
19. Guangdong 161
20. Guangxi 166
21. Hainan 169
8 Southwest China 173
22. Chongqing 173
23. Sichuan 179
24. Guizhou 185
25. Yunnan 188
26. Xizang (Tibet) 193
9 Northwest China 198
27. Shaanxi 198
28. Gansu 203
29. Qinghai 207
30. Ningxia 212
31. Xinjiang 216
Click to view
Использованная литература
- Yang, F. Atlas of religion in China : social and geographical contexts. Leiden; Boston: Brill, 2018
- Yang, C. K. Religion in Chinese Society: A Study of Contemporary Social Functions of Religion and Some of Their Historical Factors. Berkeley: University of California Press, 1961.
- Zuo, J. “Political Religion: The Case of the Cultural Revolution in China.” Sociological Analysis 52, no. 1 (1991): 99-110.
- Eliade, M. The Sacred and the Profane: The Nature of Religion. New York: Harper & Row, 1957.
- Stump, R. W. The Geography of Religion: Faith, Place, and Space. Lanham, MD: Rowman & Littlefield Publishers, 2008.
- Lefebvre, H. The Production of Space. 1974. Reprint: Cambridge, MA: Blackwell, 1991.
- Tuan, Y.-F. Space and Place: The Perspective of Experience. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1977.
- Smith, J. Z. To Take Place: Toward Theory in Ritual. Chicago: University of Chicago Press, 1987.
- Carroll, B. E. “Religion in Space: Spatial Approaches to American Religious Studies.” Religion: Oxford Research Encyclopedias.
August 2015.
- Тертицкий К.М., Китайские синкретические религии в ХХ веке. Издательская фирма «Восточная литература» РАН (2000)
- Maiyer, V. “Russian Orthodox Missions to the East.” Religion State and Society: The Keston Journal 25, no. 4 (1997): 369-379.
- Yu, Z. “Orthodox Church Sees Opportunities in China following Enhanced Sino-Russian Ties.” Global Times, July 1, 2015.
- Морозова Л.А. "Теория государства и права", учебник 5-е издание, Норма, 2017
Примечания
1 K. Yang, Religion in China, 36.
2 K. Yang, Religion in China, 20.
3 Zuo, “Political Religion”; F. Yang, Religion in China, 139.
4 K. Yang, Religion in China, 86-87.
5 для краткого обзора см. Carroll, “Religion in Space.”
6 Eliade, The Sacred and the Profane.
7 Stump, The Geography of Religion.
8 Lefebvre, The Production of Space.
9 Tuan, Space and Place.
10 J. Z. Smith, To Take Place.
11 Весной 2018 года Государственное управление по делам вошло в состав в UFD, а RAB нижнего уровня также объединились с UFD на областном и муниципальном уровнях.