Три пингвина (TBM-3 Avenger и NAeL Minas Gerais)

Nov 20, 2017 18:18



Я как-то уже писал о нелетающих палубных самолетах, но тот случай был не единственным, и авиагруппа могла состоять аж из трех таких птичек.
Во второй половине 1950-х голландские верфи были вовсю заняты перепилом авианосцев: на Wilton Fijenoord трудились над родным Karel Doorman, на Verolme сходным образом (угловая палуба, новые лифты, катапульты, остров и много чего еще) модернизировался HMS Vengeance, ставший в 1960-м бразильским NАeL Minas Gerais. Одновременно голландцы меняли и палубную авиацию: на смену “Си Фьюри” и “Эвенджерам” были закуплены “Си Хоки” и “Треккеры”. В Бразилии же не только с палубной, но и шире, с морской авиацией дела обстояли печально. Ее не было.


То есть во время оно она была, но в 1941 году правительство решило из армейской и морской авиации создать независимые ВВС и отдало всю флотскую авиатехнику им. Морякам это, разумеется, совершенно не понравилось, но пришлось смолчать: все имевшиеся у них самолеты были береговыми, не было даже гидро! Спустя десятилетие флот решил возродить морскую авиацию, но ситуация в Бразилии этому по-прежнему не слишком способствовала.
У каких-то государств единственные союзники - армия и флот, в Южной Америке же армия и флот нередко воевали друг с другом, причем иной раз переходя от политических баталий к реальным боевым действиям. В Бразилии флот являлся системной оппозицией армии и ВВС, находился в меньшинстве и, чтобы добиться своего, вынужден был прибегать к решительным мерам. Возрождение морской авиации требовало именно таких мер, поскольку ВВС были категорически против: никаких самолетов, никаких аэродромов кроме их собственных! Моряки стали рассуждать логически. Что есть авианосец? Это аэродром на суверенной территории флота, на который сухопутные крысы не имеют никаких прав и где можно летать на всем, чем угодно. Navio-Aeródromo (NAe), «Корабль-Аэродром» стало официальным флотским обозначением авианосца, который вообще-то porta-aviões, и раздобыть таковой надо было во что бы то ни стало. Помогла демократия.
В 1955 году в Бразилии должны были состояться президенитские выборы, и губернатор штата Минас Жераис, Жуселину Кубичек ди Оливе́йра, с цыганской прямотой пообещал адмиралам, что если те (и их подчиненные, само-собой - демократия ведь!) будут голосовать за него, будет им авианосец. Потом, конечно, сеньор Жуселину версию подкупа избирателей отрицал, утверждая, что авианосец был приобретен исключительно по причине государственной необходимости, а необходимость состояла не в укреплении обороноспособности страны, а в предотвращении назревавшего флотского бунта. Как бы то ни было, Кубичек стал президентом и обещание сдержал - видимо, бунтом ему действительно пригрозили,иначе с чего президенту "отвечать за базар"? На корабль выделиили 9 миллионов долларов и еще 27 на его модернизацию, благодарные моряки назвали авианосец в честь родного штата "доброго барина" и стали думать насчет авиации для плавучего аэродрома.
Но тут коса нашла на камень. Возрождение морской авиации было прямым вызовом ВВС, с которыми правительство ссориться тоже не хотело и потому санкции на организацию морской авиации не давало. А не имея разрешения от правительства, флот не имел права закупать, а иностранные правительства - продавать ему военную авиатехнику. Гражданские самолеты и вертолеты можно было покупать, но легально ввезти их в Бразилию и тем более зарегистрировать было невозможно.
Но и тут нашлась лазейка. В октябре 1961 года «Минас Жераис» покинул Голландию и направился на историческую родину корабля, в Британию, для проведения испытаний авиационного оборудования. Катапульту и аэрофинишер «Минаса Жераиса» тестировали «Си Хоки» и «Ганнет» из 700 эскадрильи FAA, хотя на корабле имелись собственные палубные самолеты.


Формально это считалось учебными пособиями для отработки действий палубной команды авианосца. Пособия можно было катать по палубе, затаскивать в ангар и вытаскивать из него, ставить на катапульту и производить с ними все прочие действия, которые производят с самолетами на корабле. Реализма добавляло то, что пособия несли опознавательные знаки, выглядели как самолет, ревели двигателем и вертели пропеллером, как самолет, самостоятельно рулили по палубе, как самолет, и даже складывали крылья, как не просто самолет, а самолет палубный. То есть были похожи на утку. Серую Шейку, хотя и были темно-синими.
Голландский Marine Luchtvaartdienst получил первые "Эвенджеры" из США в 1953 году в рамках совершенствования противолодочных сил НАТО для противостояния советской подводной угрозе. Следующим этапом в укреплении голландской ПЛО стала модернизация "Доормана" и оснащение его "Треккерами", а TBM, согласно условиям MDAP, в начале 1960-х начали возвращать американцам, которые и должны были решать, что с ними дальше делать - репатриировать в Штаты, уничтожить на месте или еще что-нибудь.
Если самым последним версиям противолодочных "Эвенджеров" в случае войны с Советами еще можно было найти какое-то применение, то боле старые модификации могли заинтересовать в основном коллекционеров авиатехники и торговцев металлоломом. В стремлении напоследок найти им хоть какое-то полезное военное применение, голландцы отправили в 1958 году один TBM-3 на обновленный "Доорман" для обучения палубных команд обращению с авиатехникой. Учить народ было надо, и именно на таких пособиях: в ходе тренировок моряки уронили "Эвенджер" U27 в проем лифта авианосца, несколько повредив сам лифт. Если б это был боевой самолет, последствия были бы еще неприятнее, а так безнадежно устаревший аэроплан с легким сердцем записали истраченным ради повышения боеготовности сил Североатлантического Альянса.


Бразильские моряки имели еще меньший опыт в обращении с палубными самолетами, вдобавок не имели права покупать летающую технику военного назначения. А нелетающую?
Во времена Первой Мировой во Франции на учебных аэродромах можно было встретить аппараты, которые назывались «пингвинами». Это были устаревшие самолеты с частично снятой обшивкой крыльев или вообще укороченными крыльями, которые предназначались для обучения будущих пилотов и механиков. «Пингвины» могли носиться по полю и рулить, но взлететь, по недостатку подъемной силы, были не в состоянии. Такими же «пингвинами» американцы и бразильские моряки объявили передаваемые на «Минас Жераис» самолеты, но крылья им обрезать не стали, а ограничились, как говорят, снятием фиксаторов консолей и некоторого другого бортового оборудования (например, ПВД). То есть летать было нельзя, и даже запрещено соответствующим договором.
Сколько их было? Теоретически могло хватить одного TBM, памятуя об инциденте на "Доормане", двух. Однако есть утверждения, что бразильцы в общей сложности заполучили пять бывших голландских самолетов: 21-25 (он же BuNo 85549), 21-26 (BuNo 85930), 21-28 (BuNo 53604), 21-32 (BuNo 53142) и 21-34 (BuNo 86174). Действительно, дата списания и передачи у всех пяти одна - 25.07.1960, но есть одна странность: четыре находились в этот момент в Голландии, а пятый, 21-32 - на Антильских островах. И несмотря на это заявляется, что именно этот последний точно был на «Минасе Жераисе»! Что-то тут явно не так...
Судя по BuNo, два из пяти «Эвенджеров» из списка (53142 и 53604) были построены как TBM-3, остальные - как TBM-3E. В 1953 году все пять были переданы по программе военной помощи в Великобританию, для затыкания дыры в рядах FAA, образовавшейся в результате устаревания «Файрфлая» и задержек с разработкой «Ганнета». Основной задачей британских «Эвенджеров» была борьба с подводными лодками, и все наши герои, судя по английским данным, были доработаны в Шотландии в вариант Avenger AS.5, отличавшийся от базового американского главным образом наличием более мощного британского поискового радара на подкрыльевом пилоне. BuNo 85549 стал XB445, 85930, 53604, 53142 и 86174 - XB447, XB385, XB378 и XB331 соответственно. Все пять в 1957-58 годах, после развертывания эскадрилий на «Ганнетах», были переданы Нидерландам.


Голландцы, как и британцы, с 1953 года имели противолодочные «Эвенджеры», но это были доработанные в Штатах TBM-3S2, на которых место турели заняла застекленная кабина наблюдателя. XB385, XB445 и XB447 голландцы считали TBM-3E, а XB331 и XB378 - TBM-3E2, и, как и все прочие поступившие из Британии «Эвенджеры», использовали для учебных и вспомогательных целей. Судя по имеющимся фотографиям, все голландские TBM-3E и TBM-3E2 сохраняли верхнюю турель и, вероятно, под TBM-3E2 имелись ввиду Avenger AS.5, а TBM-3E были, вопреки английским данным, не AS.5, а AS.4. Различие между этими модификациями было в основном в типе смонтированного под крылом радиолокатора.
Фотографии зафиксировали на борту бразильского авианосца три разных "Эвенджера". Три пингвина с «Минаса Жераиса» несли номера с 1 до 3, официальная регистрация их была N-501, N-502 и N-503, что отражало учебное назначение машин.
Как считают одни, N-501 ранее был 21-32, что, учитывая его последнюю локализацию в эскадрилье VSQ-1 на Антилах, практически исключено. Другие утверждают, что это был 21-26, но смотрим на фото:


Как мы видим, на самолете с номером 1 на хвосте, несомненном N-501, вместо турели застекленная «оранжерея», и в точности такие же были только на французских «Эвенджерах» двух модификаций - TBM-53 и TBM-UT. Обе модификации производились во Франции на базе турельных самолетов, поступивших из США и, позже, из Великобритании, и в Голландию не поставлялись точно.


Нет ни одного фото N-501, на котором был бы виден американский BuNo, и, следовательно, никаких доказательств, могущих подтвердить его голландское и опровергнуть французское происхождение, за которое однозначно говорит конструкция кабины.Зато покойный адмирал Жайме Сильва Флорес (Jayme Silva Flores) рассказывал такую историю:
Пилот, который передавал один из "Эвенджеров" бразильской Комиссии по постройке кораблей в Европе (Comision de Construccion de Barcos en Europe), попросил у "встречающих" гаечный ключ или какой-нибудь другой инструмент, и получив требуемое, ослабил тросик привода компенсатора руля высоты. В ответ на изумленные взгляды он заявил" "мой приказ - передать самолет в нелетном состоянии!". Вернул отвертку, попрощался и отбыл.
Рассказ адмирала передает Луис Мартини Тисен (Luis Martini Thiesen), он же вспоминает, что адмирал говорил, что пилот был французом. К сожалению, аудиозаписи разговоров с адмиралом Сильва Флоресом утрачены, но как будто все сходится. В 1960-м процесс списания «Эвенджеров» и возвращения их американцам шел и у французов, так что расстаться с одной из машин, при соответствующей санкции от американцев, они были вполне готовы. Само-собой, операция по передаче происходила без формального одобрения со стороны бразильского правительства.


«Двойка», в отличие от своего компаньона, не составляет никакой загадки. Это действительно BuNo 85549 / XB445 / 21-25, о чем недвусмысленно свидетельствует номер под хвостом, и выглядит самолет именно так, как и должен, с турелью.


«Тройке» обычно приписывается BuNo 85930, что с помощью имеющихся фотографий доказать не получается. Выглядел N-503 идентично «двойке», так что это наверняка одна из бывших голландских машин.
Итак, француз, два голландца и, возможно, два-три «мертвеца» на запчасти. Многовато для обучения палубной команды - англичанам на «Тэйне» хватало для этого одного. Количество скорее говорит за то, что бразильцы собирались на «Эвенджерах» летать, о том же как будто свидетельствует и качество. Самолеты из голландского списка имели небольшой налет и не были изношены длительной эксплуатацией на авианосце, как списываемые из Marine Luchtvaartdienst одновременно с ними TBM-3S2. То же, видимо, касалось, и француза, а причиной его появления была специфика задач, которые намеревались ставить перед своими «Эвенджерами» бразильцы.


Вряд ли они собирались ограничиться исключительно учебной деятельностью, и, вероятно, планировали использовать "Эвенджеры" как связные и транспортные. Если предположить, что N-501 был не противолодочным TBM-53, а многоцелевым TBM-UT, то, беря на борт до шести пассажиров, он идеально подходил для доставки людей и грузов на корабль. Именно для этой цели держали последние (еще турельные) TBM на британских авианосцах, грузо-пассажирские TBM-3R довольно широко использовались и в США. Интересно, что именно N-501, видимо, как наиболее пригодного для перевозок, планировалось по прибытии в Бразилию оставить на борту корабля, а N-502 и N-503 отправить на берег.
Увы, судьба «Эвенджеров» в Бразилии сложилась не так, как замышляли. Самолеты во время перехода через Атлантику вдоволь наездились по палубе и ангару корабля и в феврале 1961 года, после прибытия «Минаса Жераиса» в Рио, были продемонстрированы публике - пока как нелетающие. Но вскоре моряки не то раздобыли недостающие детали, не то сделали новые сами, привели как минимум один самолет в летнопригодное состояние, и...
Первого (как вариант, 10 или 11) сентября 1961 года капитан-лейтенант Марио Родригес да Коста сел за штурвал N-502. Да Коста был опытным пилотом с 20000 часов налета, но в гражданской авиации. С авианосца, и даже на более-менее мощных одномоторных самолетах он никогда не летал, но никого лучше не было - первые курсанты,посланные в прошлом году Штаты учиться на палубных пилотов, еще не вернулись из Пенсаколы. Капитан корабля, Элио Леонсио Мартинс, был против этой затеи, но против приказа Командующего флотом не попрешь. "Эвенджер" пронесся по палубе авианосца и покинул ее. Увы, да Коста не справился с управлением, во время разбега самолет занесло вправо, так что вместо эффектного взлета и еще более эффектной посадки в Сан-Педро да Алдейа машина просто рухнула в воду. Пилот отделался купанием, а самолет ушел на дно.
Такова версия, вошедшая в бразильскую флотскую историографию, однако нельзя исключать, что на самом деле самолет свалился за борт по неосторожности палубной команды, а вышеизложенная история была придумана, чтобы сгладить и несколько героизировать обидный для флотского самолюбия инцидент.
После потери "двойки" N-503 был переименован в N-502 и отправлен на базу, но уже баржей. N-501 еще некоторое время оставался на авианосце, вел себя смирно и позже также был отправлен на берег, где оба "Эвенджера" приписали к Destacamento Especial de Aeronaves do Centro de Instrução e Adestramento Aeronaval, Специальному авиаотряду Учебного центра морской авиации.


Здесь перекрашеный в белое и красное экс-француз не только был доведен до летного состояния, но и в течении пары лет совершал периодические вылеты, хотя к авианосцу и не приближался. Основными проблемами стали запчасти, которые приходилось добывать уже и из второго N-502, и, конечно, ВВС. В 1965 году очередной президент поделил авиацию, оставив морякам только корабельные вертолеты. К этому времени не только N-502, но и N-501 был в нелетном состоянии, а их номера еще в 1963 году передали "спаркам" Pilatus P.3 (при этом есть сведения, что "Эвенджеры" одно время числились вместе с "Пилатусами" в Primeiro Esquadrão de Aviões de Instrução AvI-1). Мощи обоих пингвинов для ВВС не представляли никакой ценности и остались флоту. Полуразобранный N-502 был сразу сдан на слом, а N-501 до начала 1970-х гнил около бараков Морской Пехоты в Рио как последнее напоминание о нелегальной морской авиации, но в конце концов также отправился на свалку.


И опять вопрос: что это было? Все три “Эвенджера”, несомненно, были самолетами, числились таковыми, служили на борту авианосца и даже летали с него. И пусть это был полет пингвина - они, знаете ли, все же летают, хоть и не высоко и не далеко - но это был полет, и он вошел в историю бразильского флота. А с другой стороны, эта история слишком сильно отличается от обычной практики эксплуатации самолетов на авианосце. Хотя, может быть, для Бразилии это как раз нормально?


marinha, tbm, brasil, палубная авиация, nael, avenger, minas gerais

Previous post Next post
Up