Птица с Антиподов (декальный проект на Fairey Gannet AS.1 XA326 и XA403 австралийского флота)

Nov 15, 2017 12:56



Пять лет - во столько уложилась служба противолодочных «Ганнетов» в Великобритании. Нереально мало, не находите? Что-то пошло не так в Соединенном Королевстве, раз они столь жестоко обошлись с этими великолепными самолетами - а это значит, что уменьшенный в 72 раза Gannet AS.1 должен быть только австралийским!
Не сказать, что осси холили и лелеяли свои три десятка самолетов, но двенадцать лет они на «Мельбурне» отлетали. Это все равно ничто по сравнению с французским аналогом - «Ализе» клемансили и фошили четыре десятилетия, - но хотя бы не похоже на «поматросили и бросили». Кенгуру однозначно веселее привычных кокард, наконец, как это ни покажется странным, фотографий австралийских «Ганнетов» гораздо больше, чем британских, а это дало возможность нарисовать вполне достоверную декаль, хотя и потужившись в процессе.


Путем просеивания фотографического материала был определен прототип, и им стал XA403. Жизненный путь этой машины неплохо документирован, и самыми ценными являются снимки Рональда Марша, которые с некоторой натяжкой можно назвать фотообходом XA403, потерпевшего в июле 1961 года аварию на «Мельбурне». Марш служил тогда механиком в 816 эскадрилье и благодаря ему появился редкий шанс увидеть, как выглядели (в цвете!) оба борта - обычно-то фотографированию подвергался только правый. Фотоколлекция мистера Марша, дополненная еще одним неплохим фото, сделанным Кимом Данстаном, и стала основой для моей реконструкции.


С мелкими техническими надписями здорово помог XA334, проживающий в Camden Museum of Aviation под опекой Даниэллы и Стива Лонгов. Списанная после аварии в 1967 году, эта машина была в основном восстановлена, но - кажется, единственная из всех сохранившихся «Ганнетов» - не перекрашивалась и большая часть технички сохранилась в нетронутом виде. Великолепный фотообход, опубликованный Даниэллой Лонг, послужил основой для реконструкции мелких элементов, но их стиль, размещение и наличие корректировались по фото Марша и Данстана, а равно и еще паре десятков фотографий кенгурястых «Ганнетов». Сыграла свою роль в этом благом деле и одна дама…


Четверть века назад я впервые познакомился с «Ганнетом» в форме экс-фроговской модели, и в инструкции к ней самолет был назван на французский манер «Жаннет». О этимологии названия Gannet, не имеющего ничего общего с женским именем, я уже писал, но каково было мое удивление от факта, что то, что было ошибкой, оказалось пророчеством! Jannet the Gannet теперь существует, это T.5 XT752, в свои 63 она выглядит на двадцать, да еще и летает! Жаннет, как это часто бывает, самолет сложной судьбы - урожденная WN365, переделанная на заводе из AS.1 в T.2, потом в T.5, демобилизовавшаяся как G-APYO и снова принятая на службу под новым регистрационным номером, долгие годы находившаяся на хранении и наконец отреставрированная во всем оранжево-серебристом блеске. Жемчужинами по ее ливрее щедро разбросаны аутентичные технические надписи, которые, благодаря мультимегапиксельным фотокамерам поклонников перебравшейся в Штаты леди, можно разобрать - даже те, что отсутствуют или затерты на кэмденском экземпляре. К Жаннет и ее владельцам у меня еще есть пара личных вопросов, но уже полученной информации для 72-го масштаба более чем достаточно.
Итак, что мы имеем? Девять десятков различных элементов, включая мелкие элементы конструкции, ничего подобного не было до сих пор ни в каком масштабе, а то, что было - неполно и неправильно. Надо уточнить, что речь идет именно о противолодочных машинах, и конкретно об XA403. Как показывает анализ фото, каждый «Ганнет» имел свои особенности в наличии и/или размещении и стиле технички, и этот набор адаптирован именно под XA403. Конечно получилось все равно местами нечто усредненное, на раз фотографиям не противоречит и оригинал по причине гибели полвека назад не осмотреть, проверку на копийность проходит и можно успокоиться.


Мне, однако ж, после отрисовки одного «Ганнета», успокоиться не дали. Целью всего проекта было не только получить декаль на искомый самолет, но и не допустить, чтобы она была нарисована кем-то другим «как всегда», то есть неправильно. И этот кто-то другой в обмен на два экземпляра декали потребовал нарисовать не один, а два «Ганнета» - «мой» и еще один из 817 эскадрильи, и непременно с красно-желтыми шашечками и кокардами английского образца (опознавательный знак с кенгуру был принят через год после прибытия «Мельбурна» в Австралию). Мне такие машины были не интересны не только из-за отсутствия сумчатых, но и по причине наличия эмблем эскадрильи, которые рисовать долго, а на печати все равно получится бяка. Эмблемы рисовать я отказался, но от остального отвертеться не удалось. Первоначально планировалось, не мудрствуя, передрать боковик из книги 4+, что не требует затрат ни ума, ни времени, но уважение к самолету пересилило. Посмотрел фото - и оказалось, что боковик, как это обычно и бывает, неверен, и красно-желтых шашечек на WN456 не было, а были красные и серо-синие. Это делало данную машину неприемлемой в качестве прототипа для декали по технологическим причинам (они же похоронили идею дать вторым все тот же XA403, но образца 1956 года в цветах той же 817 эскадрильи), пришлось искать другую. Ей стал XA326, шашечки на котором были красные и белые. Хороших фотографий этой машины на «Мельбурне», за исключением носа, не нашлось, но в Англии его поснимали.


И вот забавно: этот второй для меня «Ганнет» оказался дважды первым. Во-первых, хронологически: его фото относятся к 1956 году, XA403 - к 1961. Во-вторых, оказалось, что именно XA326 первым ступил на австралийскую землю, хотя и не перелетев с авианосца, а при посредстве лихтера.


“Австралийская” декаль, в которую кроме моих “Си Оттера” и “Ганнета” войдут все остальные австралийские палубные самолеты и вертолеты, выйдет в декабре этого года, а что я буду рисовать в следующий раз, пока не знаю. Но кое-какие наработки уже есть.

декаль, gannet, палубная авиация, australia, hmas melbourne, авиация

Previous post Next post
Up