Деловая колбаса (Cossus cossus)

Apr 18, 2016 19:47



О какая зверюга! Их я встречал не раз, с крыльями -никогда.
А ведь во взрослом состоянии это одна из самых крупных наших бабочек - ивовый древоточец, он же пахучий. Все ясно, хоть жрет он по молодости не только иву, а чуть ли не любую лиственную древесину, а особого запаха (по рассказам - уксусного) я не заметил. Должно быть, с обонянием плоховато. Со зрением тоже, ведь бабочку, размах крыла которой достигает 10 сантиметров, что при массивности гусеницы не удивительно, не видел ни разу. Ну, ночная, и что? Орденских лент - тех видел, а эту ни разу. Так что фото ниже не мое.



Гусениц я встречал в основном в их естественном местонахождении под корой, вот и этого на прогулке в Химкинском лесопарке застукал за деятельным изгрызанием дубового бревна. Чтобы на древесной трухе, даже качественном продукте из Quercus robur, вырастить такого чемпиона, нужно время - и гусеница древоточца, в отличие от большинства других личинок бабочек, живет, в зависимости от климата, два, три и даже четыре года, иногда еще и зимует куколкой, так что получается все пять. И жрет иногда по-живому - я не раз встречал деревья со здоровенными дырками у корней, из которых тек сок. Вредитель - да, но массового заражения древоточцем не бывает, а в Татарстане он даже занесен в местную Красную книгу.
Действительно, бабочек, а особенно гусениц, поджидает немало опасностей. Из-за длительного цикла развития последние подвергаются повышенному шансу быть обнаруженными наездниками, и пару раз я видел личинок древоточцев ползущими по земле.Возможно, они просто искали место для окукливания, но скорее это происходило из-за наличия в их телах личинок паразита, я такое видел у бражников. Но и без «чужих» жизнь способна преподнести сюрприз в виде синички, деятельно выискивающей свежеотложенные на кору яйца, или дятла - этот такую нажористую гусеницу из-под земли выроет! Ну, не из под земли, но… Был вот случай.
Сижу я у палатки в лесу, никого не трогаю. И тут рядом кто-то начинает рубить дерево. Звук - ну как топором, и низко, у земли. Высовываться мне не с руки: заметят добрые люди меня, заметят мой лагерь и потом, когда я уйду на добычу, а вещички оставлю, придут и чего-то я недосчитаюсь. И вот я сижу, а там рубят. В конце-концов любопытство пересилило, и началась игра в индейцев, томогавк даже не забыл. Взору отважного Чингачгука в конце-концов предстал, однако ж, не бледнолицый траппер, а черноперый Dryocopus martius. Желна - дятел размером больше вороны, и дыр он в стволе набил штук пять и все у корня, размером - детская голова пролезет, вокруг горы щепы. Что за дерево, уж не упомню, но, хоть вокруг в основном росли сосны, это было, кажется, что-то лиственное - береза или ольха, и искал там пернатый дровосек, видимо, именно древоточцев. В последний год они, хорошо откормленные, перемещаются ближе к корню, чтобы потом вылезти и окуклиться, но когда за дело берутся такие специалисты, шансов самому обрести крылья у насекомого остается немного. Вот и редки, из тысячи яиц выживают единицы.


Как видите, не надо даже быть дятлом, чтобы найти такую гусеницу - отворотил гнилую кору и бери ее голыми руками. Но брать-то как раз и неохота. И челюсти, грызущие не нежную листву, а деревяшки, вызывают некоторое уважение, и цвет мерзостный. Бяка.
И тем не менее гусеница Cossus cossus с большой вероятностью представляет собой ...cossus! Читаем у Плиния в «Натуральной истории»:
Личинки насекомых живут не во всех деревьях, но во многих, птицы определяют их присутствие, простукивая кору. Большие личинки, обитающие под корой дуба, являются деликатесом и называются cossus, их откармливают, держа в муке.
Это написано не об африканских дикарях, а о просвещенных греках и римлянах! Они же применяли cossus и наружно:
Cossus, находимые в древесине, излечивают язвы.
Сомневаться, что античные культуртрегеры не только лечились, но и лакомились личинками, при таком свидетеле не приходится, ученые размышляют только, какими именно. Этьен Мульсан, всесторонне рассмотрев вопрос, в свое время пришел к выводу, что cossus - личинки крупного жука-дровосека Cerambyx heros, а древоточца, за которого, судя по данному ему научному названию, стоял сам Линней, француз отмел оттого, что живет Cossus cossus не в дубах, а в ивах. Вот он, наш ответ Мюльсану: это дубовое бревно, и он там. Есть теория о том, что, поскольку древесина у дуба плотная, гусеницы стараются держаться на усохших деревьях сразу под корой, где она погнилее и помягче, и где их для последующего употребления легче было отловить гурману в тоге. Линней прав! Остается только самому завернуться в простыню, откормить и продегустировать. Я не стал, и 29 августа 2002 года оставил все как есть, даже кору обратно положил. Возможно, потомки этого симпатяшки живут и поныне, и вы можете провести кулинарный эксперимент с ними. Мне, признаюсь, слабо.

природа, животные, древоточец, фотоархив, cossus cossus

Previous post Next post
Up