Мышь белая, водяная (Myosoton aquaticum)

Apr 12, 2016 18:04

Мышиные уши были, видимо, особенно родны и близки ботаникам XVIII века: Карл Линней увидел их в незабудке, Конрад Мёнх - здесь:


Соглашусь, что уши грызунов покрыты умилительнейшим пушком, но считать их символом пушистости-волосистости? Наличие опушения на листьях и стеблях у растений не редкость, но нет - почему-то мягковолосник именно он, а не что-то другое. Мягковолосник - по прошлому названию Malachium, теперь это Myosoton, и не простой, а aquaticum. Хотя других, простых или сложных, пустынных или горных мышеухов нету: род монотипный. Но это не значит, что он ни на что не похож - похож, и сильно.
Классическим определителем с ключом я не умею пользоваться до сих пор, но эту траву с помощью матушки тогда определил как “мокрицу” - у нас на даче росла похожая, только цветки в разы мельче. “Мокрица” эта была одним из представителей рода Stellaria, ну я решил, что тут тоже звездчатка. Не я один - это растение одно время относили к Stellaria как раз по внешней схожести цветков.


Цветок, помнится, при попытке определения вызвал большие затруднения: ведь кажется, что лепестков у него десять. Хорошо я прихватил с собой образец, раздербанил цветок и выяснил истину - нет, пять! Они просто разрезаны по самое основание, то же и у мокриц-звездчаток, но пристальное изучение гениталий растения показывает концептуальную разницу: у звездчаток три столбика, тут - пять, и, следовательно, это особый род. Нормальные люди вряд ли будут вникать в эти тонкости, и для них это тоже мокрица или звездчатка - “многолучевой” цветок вне зависимости от латинского названия похож на звездочку.


Этого мышеуха (название не менее резонное, чем мягковолосник, но более смешное, буду пользоваться) я снял 29 августа 2002 года в лесопарке в Химках. Где именно - не упомню, но луж там много, и, вероятно, растение, в чьем латинском названии отмечена тяга к воде (и это все равно не мокрица!), росло у одной из них или около прудика. В кадр он попал как одно из немногих цветущих в это время растений, но даже в полном цвету Myosoton ничем не примечателен: бледная зелень, некрупные и тоже весьма бледные цветы, старается держаться во влажной тени - что называется, “серая мышка”. Но на каждую мышку есть своя кошка...
Кошки эти “мышиные ушки” не едят, но рогатый скот не брезгует, безрогие кролики - тоже. Едят листву и люди, говорят, после варки она вполне съедобная, сочная и сладковатая, но, несмотря на это, “двуногие без перьев” потребляют мышеуха только с голодухи. Двуногие в перьях ухитряются склевать мелкие семена, зелень вроде бы иногда щиплют гуси, а насекомышам, кроме листвы (кажется, ей питаются гусеницы некоторых бабочек) достается еще толика нектара, за который они (единственные!) платят разносом пыльцы. С мышиных ушей - очень неплохо.
О лекарственных свойствах мышеуха ходит разное. Оно якобы способствует выработке молока. Ну, для коров-то точно, для женщин - очень вряд ли, скорее всего дело в белом цвете лепестков. Хотя, если принять, что зелень этой травы богата минералами, кормящей матери оно точно не повредит - если нет витаминок получше. То же можно сказать и о воздействии отвара травы не всяческие воспаления: конечно, в ней есть флавоноиды и все такое, но уж если лечиться всерьез, лучше взять средство посерьезнее.
Но хоть он такой невзрачный и малополезный, Myosoton aquaticum мил и симпатичен. Из-за той самой пушистости-волосистости? Потому что я люблю околоводные растения? Или не крапива - и уже хорошо?

природа, мягковолосник, растения, фотоархив, myosoton aquaticum

Previous post Next post
Up