Модельки от Военторга

Jul 25, 2015 17:02

Месяц назад, 24 июня, тот самый ТАСС, вероятно, впервые в своей истории, сделал анонс о выпуске сборных моделей. Такого не было и во времена СССР, и о ФРОГе ТАСС не сказал ни слова. И вообще-то ведущие информационные агентства мира такие новости, думается, до сих пор не публиковали. Не тот масштаб. Но то у них, а то в России!
Сама новость - вот http://tass.ru/armiya-i-opk/2067372 . ОАО "Звезда", вообще-то крупнейшая российская модельная фирма, и до этого выпускала модели бронетехники, в том числе и отечественной, последний пример - это БМПТ «Терминатор» в 1:35. Но эта новость как-то прошла мимо информационных агентств. И не удивительно: на самом деле выпуском маленьких «Армат» и Ко решили заняться конторы куда солиднее, чем компания с одним заводиком в подмосковной Лобне. И радоваться особо нечему.
На самом деле ситуация такова. На волне милитаристско-патриотической истерии, подогретой украинским конфликтом и 70-летием Победы, ВПК очень удачно раскрутил некоторые свои бренды. «Не смешите мои «Искандеры» и прочее. Такая продукция и ранее пользовалась спросом, но сейчас на этом подогретом рынке вертятся все большие деньги, и российские военные, в которых традиционно сильна коммерческая жилка, не прочь зачерпнуть из него полной ложкой.
Компания «Армия России» - это сильно, это от души. И название, и логотип этой компании http://www.armiarossii.ru/ до степени смешения сходны с названием и логотипом Армии России (которая без кавычек). Хотя, если у нас корпоративное государство, почему Армия не может быть ОАО? Но на самом деле «Армия России» - это Военторг. Опять же, может, Военторг и есть Армия, а все остальное - приложение к его прайс-листам. Ну ладно, ладно. Дальше я буду называть эту контору Военторгом, для краткости.
Так вот, Военторг, который ведет коммерческую деятельность от имени Армии, является правообладателем самых разных брендов, включая названия новейшей отечественной бронетехники и даже «Вежливые люди» тоже зарегистрированы на него. Так что «Армата» - это даже не «Уралвагонзавод», где эту машину разработали и сделали, а Военторг.
Запатентовав «Армату», Военторг автоматом сделал невозможным торговлю на территории РФ чем-либо с таким названием без его, Военторга, разрешения. Само по себе это не удивляет: такая практика, по моему глубокому убеждению, порочная, уже давно существует во всем мире. Патент на название берется обыкновенно «на все», после чего нельзя без разрешения выпускать уже не только танки под названием «Армата», но и жвачку и носки, и даже в том случае, если сам правообладатель заведомо то и другое не делает.
Обычно он и не делает, и, в том, что касается моделей, в зависимости от своей жадности или разрешает делать модели своей продукции бесплатно, или требует с их производителя некоторую мзду, или вообще отказывает другим в праве использовать свою «интеллектуальную собственность». И тогда моделей нет - как нет, например, копий «Сессн» и «Робинсонов».
Но наш «Военторг» пошел дальше. Смекнув, что даже заплатив за торговую марку, производитель моделей все равно остается в барышах, которые идут от продажи готовых моделей, торгаши в погонах решили эту несправедливость устранить, и получить ВСЕ деньги. Как? Элементарно, Ватсон!
Военторг решил продавать модели запатентованной техники сам. Но чтобы что-то продать, надо что-то сделать, а этого Военторг не умеет. Сборные модели не умеет делать даже Уралвагонзавод, которые умеет делать настоящие танки. Модели умеют делать специализированные модельные фирмы, из них в России самая крупная (и, по большому счету, единственная) - «Звезда» из подмосковной Лобни.
«Звезда» модели разрабатывает, она же их продает. Прибыль, естественно, образуется на втором этапе, первый - это сплошные затраты, возвращаемые потом с лихвой, если модель ходовая. Пресс-форма может эксплуатироваться десятки лет и принести своему владельцу кучу денег. Логично предположить, что, умея делать средства производства, умея с их помощью производить продукт и умея его продавать, «Звезда» совершенно не нуждается в Военторге и доселе существовала без него. Военторг без «Звезды» в модельном бизнесе не может ничего.
Точно так же «Боинг» не может сделать модель своего самолета без «Тамигавы» и той же «Звезды». Ну то есть в теории может, но это абсолютно не выгодно. Поэтому «Боинг» ограничивается сбором роялти, а уж модельные фирмы решают: платить-не платить, делать-не делать. Но хуже себе фирмы делать не будут, и заставить их нельзя.
Но это там, на диком Западе, а в России как «сверху» прикажут, так и будет. Кто именно наверху, ясно, и это не «Звезда». Поэтому работать будет она, а деньги получать - Военторг.
Военторг за бюджетные деньги нанимает «Звезду» (ну то есть тендер будет, но чисто для вида), которой с Уралвагонзавода передается некая документация, на основе которой фирма разрабатывает модель, делает формы, ставит их в свои термопласт-автоматы и штампует отливки. Эти отливки по смешным ценам оптом покупает Военторг, кладет в свои коробки и продает сам уже не по смешным ценам.
Зачем это «Звезде»? Да, ей не придется искать деньги на разработку - их ей дадут. Но и прибыль от этой затеи она получит минимальную, поскольку главные деньги лежат не в разработке и производстве, а продажах, и их получит Военторг. Ну, может, еще что-то даст за использование сети продаж «Звезды», но опять же - копейки. Зато прибылей, которые «Звезда» могла бы получить (и получила бы!), самостоятельно разработав, произведя и продав модели той же «Арматы», она не получит. Попросту говоря, рынок моделей современной отечественной бронетехники для «Звезды» будет закрыт, и закрывать она его будет собственными руками. Это полбеды. Вторые полбеды - теми же руками она будет лишать себя прибыли от других моделей, которые могли бы быть разработаны вместо военторговских «Армат». На такие условия фирма могла согласиться только если ее финансовое положение крайне шатко, и она готова браться за любой заказ ради «поддержания штанов», или если ее «попросили» некие «вежливые люди». О затруднениях со средствами на «Звезде» слышно доселе ничего не было, значит...
От самой “Звезды” комментариев до сих пор не поступало, а вот ее “партнеры” вполне четко обрисовали место лобненской фирмы в проекте. Вот цитата из заявления заместителя генерального директора Уралвагонзавода Алексея Жарича:
«Мы последние два года пытаемся восстановить производство игрушечных моделей военной техники, которую выпускает наша корпорация, - сказал он. - Почему-то на полках магазинов сейчас много игрушечной военной техники армии США, но нет нашей. Мы решили возродить традицию выпуска моделей российских танков, которая была утрачена в 90-е годы».
Что это такое? Это, как говаривали раньше, наглая ложь. УВЗ никогда не выпускал моделей своей техники. И вообще в СССР выпускались всего три убогие сборные модели советских танков, так что об утраченной традиции говорить не стоит. Ее не было, и традицию выпуска моделей советских танков если кто и создал, то все та же “Звезда”, которая выпускает более полутора десятков моделей советской бронетехники (не считая советских же автомобилей), которые без особого труда можно найти практически в любом магазине игрушек. Что именно востанавливать собирается г-н Жарич, не понятно, но о существовании “Звезды” и ее продукции он знать не желает. Он не желает знать, что та же “Звезда” из озвученного им списка (Т-90, Т-72, МСТА, боевые машины поддержки танков «Терминатор», «Терминатор-2», «Армата») уже выпустила половину в моделях, не запросив на это ни копейки из бюджета, не пропиарившись через ТАСС и не заявив о “возрождении традиции”. Нет никакой “Звезды” на свете. Это - по партнерски. Барско-крестьянское партнерство времен крепостного права, об отмене которого уже вполне открыто сожалеют “наверху”.
Чем дело со “Звездой” кончится, неизвестно, но до сих пор подробностей о его ходе нет никаких. Зато несколько зарубежных, преимущественно китайских, фирм уже заявили “Армату”. И ведь сделают, негодяи!

моделизм

Previous post Next post
Up