О полиграфии

Jul 25, 2015 17:09

Я не обещал написать о полиграфии - но, поразмыслив, решил, что тема стоит того. Но, конечно,никакой рекламы!

Полиграфия - это, на слух, что-то торжественно-божественное, навроде церковной службы и полифонического пения, которое у безбожных католиков так удачно дополняется и даже заменяется органом. Но слухом полиграфию не постичь, бумага с краской и без шуршит одинаково. Значит, надо смотреть и даже зрить. Любоватися и восторгатися.

И любовались, и восторгались. Доселе еще хранится в народе доверие к печатному слову, которым “в газете писано”. Доверие это религиозного склада - верую! - потому что из этого печатного слова столетиями видел народ в основном слово божественное, потом - слово государево, а прочим не интересовался. Но пришло время, полиграфическая индустрия росла и крепла, нашлось что печатать и кроме священного писания, нашлось кому это покупать и читать. Просвещение!
А печатный пресс стучал и чавкал все дробней и дробней, перешел на гул и шелест механизированных типографий. Росла и росла Гутенбергова галактика, а вместе с тем снижалось значение каждой из составляющих ее звезд. Рост книжной галактики оказался инфляционным. А потом началось... Не сжатие, но что-то вроде.
Раз всех книг не перечтешь, читать стали все меньше. Но те, кто читали, хотели лучшего качества полиграфии, картинок, фотографий, цвета. Книги получались дороже, после чего их читали еще меньше. И все это еще быстрее потянулось к сингулярности после компьютерного нашествия.
Оказалось, что бумага - не единственный способ передачи текста. Его можно было носить на дискетах и прочих компьютерных носителях, передавать по сетям, и читать на экране. Неудобно - зато бесплатно! Развелась уйма копиров-принтеров-сканеров, с помощью которых можно было «дематериализовать» и обратно воплотить книгу в бумажную форму. Количество текстов, перемещающихся в электронную форму, стало расти невиданными темпами, за текстаими последовали и изображения. У Гутенберговой галактики появился двойник-антигалактика, растущая за ее счет. Хотя электронная революция упростила и удешевила типографское производство, она куда быстрее размывала его рынок сбыта, а меньше спрос и производство - больше цена.
И сейчас нередко иногда встретить в метро людей, читающих распечатанные на принтере книги. И ладно бы какие-нибудь редкости! Cам видел, как читали распечатанного Хемингуэя, книги которого и по сей день можно найти на помойках, а уж на книжных развалах -и подавно. Но то надо идти и покупать, а тут не сходя с места и бесплатно!
Тем не менее бесконтрольный перевод тонера имеет место не везде, и читать с пачки листов A4 в метро не слишком удобно. Но и восклицания о прелестях чтения типографских книг впору рассматривать как нечто старорежимно-ностальгическое. А окончательный удар по книге как атрибуту массовой культуры нанесли электронные читалки и планшетные компьютеры.
Они же нанесли удар и по типографскому делу как таковому. Пока надо было или читать текст на мониторе, что категорически неудобно, или печатать его на принтере, что дорого или доступно не всем, у компактной «классической» книги оставался шанс. Когда появились электронные читалки, стало окончательно ясно, «о ком звонит колокол».
С этих пор полиграфия в книжном деле из необходимого посредника в передаче информации превратилась в препон на ее пути. Как бы ни была дешева печать и плоха бумага, сколь бы дешево ни обходилась перевозка и сколь бы малую накрутку не делала торговля, передача текста по сети обходится практически даром. Как бы хорошо ни была воспроизведена фотография в книге, в электронной форме эта фотография, переснятая сканером или полученная из цифрового фотоапарата, выглядит несравненно лучше. Но читатель получает при посредстве типографии продукт дорогой и посредственного качества по сравнению с исходной версткой.
Конечно, и автор, и издатель получают доход только за счет недопуска книги в Сеть, но не пущать в наши либеральные времена сложно. Первый же проданный печатный экземпляр может быть в считанные дни отсканирован, после чего с лавинообразной скоростью стать доступным миллионам читателей, из которых немногие купят потом «бумагу». И виноватого не отыщешь, чтоб убытки взыскать. А когда книга доступна в электронной форме, ее теперь можно с не меньшим удобством, чем бумажную, читать. И за скромные деньги.
Вот я купил десятидюймовый планшет, экран которого по размеру больше листа обычной книги, менее чем за три с половиной тысячи рублей. Я давно не покупал новых бумажных книг, но говорят, что вместо планшетки я бы мог купить десяток-полтора черно-белых томиков, а тех книг с цветными фото, изданных за границей, что я на ней читаю - вообще пару-тройку штук. Тут про любые неудобства чтения с экрана забудешь, хотя их и не столь уж много. Когда же речь идет о «просто тексте», то тут вам и e-ink, и более архаичный, но не хуже работающий черно-белый ЖК без подсветки. Глаза не сломаешь, деньги сэкономишь. Скоро появятся такие читалки, которые можно читать, лежа в ванне - тогда лично я вообще не смогу найти ни одного преимущества в бумаге...
Авторы и издатели, конечно, недовольны. Но если у авторов есть еще возможность честно заработать на своем творчестве, прося у потенциальных читателей денег методом краудсорсинга, то у полиграфистов в книжном деле перспектив нет. Количество людей, непременно желающих бумажную книгу, уменьшается все быстрее...
ОК, круг чтения книгами не заканчивается. Но новости в интернете появляются быстрее, там же все больше и больше серьезных аналитических материалов, причем бесплатно или за скромные деньги - зачем тогда газеты? Глянцевые журналы? Ну так прямо на наших глазах начались организовываться какие-то специальные интернет-порталы для женщин, представляющие собой электронный клон глянца. Опять же, газеты-журналы живут от рекламы, а она становится все более и более сетецентричной...
...Но и не исчезает из реального мира. И полиграфия из небесной девы со взглядом огненным, сеющей разумное, доброе, вечное, превратилась на наших глазах в разукрашенную бульварную девку, буржуйскую содержанку. Думается, основной рынок печатной продукции связан ноне с рекламой и упаковкой, которая та же реклама. Вот там заказы, тиражи, которые никаким Акуниным не снились, буйство цвета и материалов и при этом нередко не слишком высокие запросы к качеству. А какая бы ни была качеством рекламная продукция, жизнь ее коротка и конец один - в помойку. Полиграфия работает тут уже не на века - на дни, часы, минуты и даже секунды, пока вы держите в руках втюханный вам рекламный листок, не говоря о пакетике из-под чипсов. А частенько и вообще не работает, когда вы не глядя вытряхиваете спам из своего почтового ящика. С глянцевыми журналами то же: через пару месяцев они уже не нужны почти никому, и улетают во все ту же помойку вне зависимости от качества печати. Тираж идет в тираж...
Ну и к чему тогда все эти новые типографские машины и прочее оборудование для массовой печати? К тому, чтобы плодить мусор? Его у нас не хватает? Да даже если печать on demand, то все равно книга по прочтении только место занимает. И денег по-любому стоит.
К финансовой “зелени” можно добавить и другие “зеленые” соображения. Чтобы производить и распространять книги и прочую полиграфическую продукцию, тратятся громадные ресурсы, возобновляемые и нет. У продукции этой прогрессивно уменьшается срок использования - так может, пора остановиться? И сэкономить в масштабах планеты? Нет уже в нашем калейдоскопически меняющемся мире такой информации, которую надо было печатать на бумаге. Как давно нет такой, которую стоило бы выбивать на мраморных скрижалях и выдавливать на глиняных табличках. Что, 451 градус по Фаренгейту спать не дает? Ну так вам и при двухстах уже никакие книжки не понадобятся, ни бумажные, ни электронные. И когда за окном минус - тоже. Книги, конечно, для сугрева можно жечь, но лучше было бы топить древесиной и нефтью, которые пошли на их производство. Опять же, и вода без бумажного производства чище, и воздух...
Может, при конце света и сопутствующем ему всеобщем хаосе, когда не будет ни электричества, ни электростанций, ни самих читалок, бумажная книга снова будет в цене. Но конец света пока не наступает, полиграфическое производство продолжает что-то такое производить, появляется всякое новое оборудование, печатающее лучше и дешевле. Бизнес идет. Но какое мне как читателю дело до того, чем занимается Полиграф Полиграфыч?

полиграфия

Previous post Next post
Up