"Россия спорит о Сирии со странами Персидского залива" (Stratfor, США)

Oct 15, 2015 17:36



«Стратфор» пишет, что Владимир Путин выбрал автогонки «Формула-1» в Сочи - это развлечение, как мы знаем, очень популярно у арабских вождей и принцев - для того, чтобы завести неприятный, но неизбежный разговор о Сирии с заместителем кронпринца Саудовской Аравии (и министром обороны королевства) Мохаммедом бен Салманом и главкомом вооружённых сил ОАЭ шейхом Мохаммедом бен Зайедом Аль-Нахьяном:

«Официальные заявления и сообщения об этом в прессе арабских стран были, что примечательно, выдержаны в очень миролюбивом ключе: в них больше говорилось о сотрудничестве и продолжении переговоров с целью поиска путей урегулирования. Но за этим стоит очевидный факт: отношения между Россией и странами Персидского залива сейчас переживают не лучшие времена. Ведь Москва, в конце концов, резко усилила помощь, оказываемую главным союзникам Ирана в Леванте, тогда как Совет сотрудничества стран Персидского залива (СССПЗ) весьма недоволен достижениями США в борьбе против иранского влияния в регионе (по крайней мере, в таком разрезе этот конфликт представляют в Эр-Рияде, Абу-Даби и Дохе). Москва, со своей стороны, прекрасно понимает, что её действия побудят СССПЗ нарастить поддержку, оказываемую сирийским повстанцам, дабы уравнять шансы. Посему нужно было обсудить баланс сил.
Источники «Стратфор» сообщили, что беседы в Сочи были значительно менее дружественными, чем можно было представить, исходя из сообщений СМИ. Главное, что хотел донести до своих визави Путин - это то, что возможные поставки портативных зенитных комплексов сирийским боевикам (которые неизбежно воспользуются этим оружием против российских самолётов) будут иметь серьёзные последствия. В принципе, то же самое говорили саудовцам и другим своим союзникам по региону и американцы: ПЗРК - это запретная тема. США усвоили этот урок на практике во времена «Холодной войны»: им самим пришлось тратить много сил и денег на то, чтобы вернуть под свой контроль «Стингеры», которые Вашингтон поставлял боевикам в Афганистане и Ливии - а потом это оружие расползлось по региону и могло угрожать уже американским самолётам, попав в руки к ИГИЛ и «Аль-Нусре». Соединённые Штаты уже проводят в Сирии и боевые, и разведывательные миссии - и не хотят, чтобы те, на кого они будут нападать, огрызнулись американским же оружием.
Саудовская Аравия, в свою очередь, не хочет вести спонсируемые ею вооружённые группировки за стол переговоров, пока Россия укрепляет позиции правительственных сил в Сирии. Москва знает, что с саудитами надо вести себя осторожно, даже укрепляя свой союз с Ираном. Сложившаяся ситуация увеличивает риск вовлечения всё новых сил, перехода конфликта в русло опосредованного противостояния с США, а также повторения афганского сценария с участием исламистских группировок. Вспомним, что именно Эр-Рияд сыграл ключевую роль в налаживании поставок «Стингеров» афганским моджахедам в 80-е годы, а также в финансировании (через «благотворительные фонды») чеченских боевиков уже в самой России - и Путин это помнит. А то, что 52 саудовских богослова недавно выпустили фетву, призывающую всех способных держать оружие к борьбе против российских войск в Сирии, лишь подчёркивает сложность задачи.
Кто-то может подумать, что попытки разрулить напряжённость между Россией и Саудовской Аравией могут привести хотя бы к какому-то согласию по вопросу о ценах на энергоносители - чтобы согласованно снизить производство нефти и тем самым поднять цены к выгоде обоих производителей. Но хотя Москва и Эр-Рияд укрепляют энергетические связи, это представляется маловероятным, поскольку обе страны сейчас добывают рекордные объёмы (Россия - 10,7 миллиона баррелей в сутки, Саудовская Аравия - 10,2 миллиона) и не выказывают желания снижать показатели и делиться долей рынка с иранцами, которые должны вскоре вернуться в игру. Кроме того, у саудовцев есть ещё поле для манёвра в том, что касается возможного сокращения расходов и увеличения заимствований. А ещё они довольны тем, что американские сланцедобытчики при нынешних уровнях цен оказываются за бортом.
Пусть страны Персидского залива и недовольны США, но из-за геополитической обстановки основой отношений между Россией и СССПЗ по-прежнему остаётся противостояние, а не сотрудничество».

STRATFOR (США)
https://www.stratfor.com/geopolitical-diary/russia-confronts-gulf-states-syria

translation, stratfor

Previous post Next post
Up