"Иракские шииты славят Путина за сирийский натиск" (New York Times, США)

Oct 15, 2015 13:19



Один из самых популярных «мемов», который ходит сейчас в иракском секторе соцсети Facebook - это «фотожаба» с изображением Владимира Путина в одеянии шейха южных шиитских племён, пишет «Нью-Йорк Таймс»:

«По иронии судьбы, именно вторжение коалиции во главе с США, которое привело к свержению весной 2003 года Саддама Хусейна, дало власть иракским шиитам, которые при диктаторе-сунните подвергались репрессиям. Кроме того, именно США год с лишним назад взяли в свои руки борьбу против суннитских экстремистов «Исламского государства», создав коалицию для проведения воздушной войны. Но поскольку борьба против ИГИЛ на этом фронте фактически застопорилась, открытая демонстрация силы российскими военными, осуществлённая в соседней Сирии снискала одобрение шиитского населения Ирака. Отсюда и образ хорошего лидера - «шейха Путина».
- Людей на улице интересует главным образом то, как выгнать «Даиш» (арабское название ИГИЛ - прим. ред.) из Ирака, - говорит депутат парламента Ибрагим Бахр Аль-Улум. - Они чувствуют, что Россия в этом плане настроена серьёзнее, чем Соединённые Штаты.
И словно для того, чтобы подчеркнуть это представление, в YouTube широко распространилась видеозапись, в которой на видеоряд с целеустремлённо шагающим Путиным наложили патриотическую иракскую песню, в которой российского президента славят как лидера, имеющего чёткое представление о будущем и способного принести стабильность в Ирак.
- Нам не нужно называть его имя - он себя знает хорошо, - поёт исполнитель. Заканчивается клип кадрами с переговоров между Путиным и иранским президентом Хасаном Рухани.
В немалой степени популярность «шейха Путина» имеет корни в преломлении межконфессиональных отношений через призму глобальной политики. Вспомним, что российское вторжение в Сирию обозлило арабов-суннитов, которые считают президента Башара Асада жестоким угнетателем суннитского большинства Сирии. А вот многие иракские шииты полагают, что преимущественно алавитское правительство Асада спасает регион от суннитского экстремизма, и поэтому рады тому, что Россия объединила силы с правительствами Ирана, Ирака и Сирии. Ещё больше шиитов беспокоит то, что ведомая американцами кампания по борьбе против ИГИЛ в Ираке идёт, по их представлению, слишком медленно, и США в принципе не горят желанием оставаться главной военной силой на Ближнем Востоке.
На недавнем семинаре для журналистов и гражданских лидеров Фарис Хаммам, глава местного союза писателей, спросил слушателей, сколько из них рады военному вмешательству России в Сирии. Руку подняли большинство присутствующих.
- Действиям России рады... не потому, что нам так уж нравятся интервенции, а потому, что американцы потерпели неудачу, - говорит Хаммам.
- На Ближнем Востоке ценят в первую очередь силу, или хотя бы иллюзию силы, - добавляет Хайдер Аль-Хоэи, научный сотрудник лондонского аналитического бюро Chatham House...
... Наджаф - город в 150 километрах от Багдада. Он не стоит на линии фронта, но война против ИГИЛ здесь не кажется чем-то далёким. Именно тут великий аятолла Али Аль-Систани - духовный лидер иракских шиитов - в июне 2014 года (после того, как армия оставила Мосул) призвал народ страны взяться за оружие и биться с боевиками «Исламского государства». У святилища имама Али - в этот золотоверхий религиозный комплекс каждый год приезжают миллионы паломников - ополченцы, недавно прибывшие с фронта, несут деревянные гробы с телами убитых в боях товарищей. Семьи беженцев из Фаллуджи, Мосула и Рамади - все эти города сейчас под властью террористов ИГИЛ - поселились в лачугах, построенных из чего придётся на окраинах Наджафа, рядом с шоссе...
А в святилище имама Хусейна в недальней Кербеле недавно приезжал генерал Касем Сулеймани - глава иранского подразделения «Кудс», элитных отрядов Корпуса стражей исламской революции. Именно его июльский визит в Москву, как считают американцы, и привёл к появлению в Сирии российских самолётов. Он занимается и координацией усилий с россиянами, и организацией помощи иракским ополченцам.
Многие иракцы в любом случае не хотят, чтобы в их стране снова появились в больших количествах американские военные. Впрочем, усилия по воссозданию армии тоже не приносят особого успеха из-за провала мобилизации. Эти факторы, как и ряд других, определяют то, как воспринимают действия России. Конфессиональный вопрос - один из них, но есть, например, и то, что иракцы возмущены действиями США, которые так и не отстроили Ирак после оккупации. Другие - с конспирологическими настроениями - и вовсе считают, что успех ИГИЛ на полях сражений задуман в Вашингтоне.
- У американцев есть технология, чтобы найти воду на Марсе, - замечает Ахмед Наджи, профессор университета Куфа. - Так почему же они не могут победить ИГИЛ?
Иракцам, которые помнят, как американская военная мощь опрокинула Саддама Хусейна, отсутствие прогресса в борьбе против «Исламского государства» - а также видимого результата бомбардировок и усилий по воссозданию иракской армии - кажется необъяснимым».

NEW YORK TIMES (США)
http://www.nytimes.com/2015/10/12/world/middleeast/russian-intervention-in-syria-excites-iraqs-disillusioned-shiites.html

translation, new york times

Previous post Next post
Up