Легендарный блюзмен, который умер на 90-м году жизни, изобрёл целый стиль - и сделал это так изящно, что стал героем и для фанатов, и для коллег-музыкантов, пишет на страницах «Гардиан» Чарльз Шаар Мюррей:
«Мало кому из музыкантов XX века удалось сочетать в своей персоне роли пионера, творческого гения, виртуозного исполнителя и всеми любимого популярного деятеля. В невероятно узкой группе тех, кому это удавалось, Би-Би Кинга обошёл разве что Луис Армстронг, который не только обаял весь мир своей душевной теплотой, но и фактически изобрёл принцип джазового солиста. На его широких плечах устроились все те, кто пришёл за ним. Кого ещё с ними сравнить? Боба Марли, Стиви Уандера, Фрэнка Синатру да, конечно же, «Битлз» в целом и Пола Маккартни в частности.
Но только лишь гения и популярности недостаточно: несмотря на своё творческое величие, Боб Дилан и Майлс Дэвис были слишком замкнутыми, слишком таинственными, слишком, что ли, острыми, чтобы публика в их присутствии чувствовала себя полностью комфортабельно. Влияние Би-Би Кинга на то, как блюзовая гитара (и далее - гитара в роке) развивались на протяжении последних десятилетий, переоценить невозможно. Нельзя представить себе, как играли бы, не будь Би-Би Кинга, Джими Хендрикс, Бадди Гай, Эрик Клэптон, Питер Грин, Альберт Кинг, Фредди Кинг (эти двое, кстати, отказались от собственных фамилий, взяв себе в качестве псевдонимов фамилию своего кумира), Стиви Рэй Воэн, Гэри Мур или Джон Бонамасса.
Но его виртуозное обращение с инструментом и то, как безупречно его игра на различных полуакустических гитарах - которым он давал прозвище «Люсиль» - сочеталась с пением («Я запеваю, а Люсиль подхватывает», говорил он), не объясняют в полной мере того гигантского влияния, которое он имел в избранном им жанре блюза, да и во всём необъятном поле популярной музыки минувшего века. Ведь Би-Би Кинг был ещё и идеальным исполнителем в широком смысле слова - он славился и великолепной сценической манерой, душевной щедростью, желанием сгореть на сцене, лишь бы публика была довольна, и умением управлять любой аудиторией. Всё это помогло ему вырваться из оков тягостного труда и жестокой расистской обстановки американского сельского юга на лучшие сцены всего мира. В старости он пел песню «Sweet Home Chicago» дуэтом с Бараком Обамой на блюзовом гала-концерте в Белом Доме. А по пути он собрал столько наград, премий и почётных дипломов, что ими можно было бы набить целый небольшой склад. Заодно он стал героем биографической документальной ленты «Жизнь Райли» (настоящее имя музыканта - Райли Би Кинг - прим. ред.), закадровый текст в которой читал знаменитый актёр Морган Фримен.
И этот образ «славного мужика» не был напускным: за 65 лет карьеры никто - никто! - не сказал про него ни одного дурного слова. Он был щедр и с равными, и с теми, кому покровительствовал - об этом уже ходит не меньше легенд, чем о его музыкальном таланте. Большую часть своей творческой жизни он давал по 300 концертов в год, а если у него оставались после них силы, он тратил их до дна на общение с поклонниками. Неудивительно, что он полюбился всему миру, как ни один блюзмен до или после него. Неудивительно, что его прозвали «Председателем клуба блюзовых певцов».
GUARDIAN (Великобритания)
http://www.theguardian.com/music/2015/may/15/bb-king-game-changer-beloved-died-89?google_editors_picks=true