"Победа! Истребитель Zero вернулся на родину спустя 70 лет" (ASAHI SHIMBUN, Япония)

Nov 06, 2014 21:07

Всё-таки удивительно трогательные истории мне иногда попадаются при работе над переводами. Несмотря на собственное нежелание больше засорять ими ленту друзей, не могу не поделиться.


«Асахи Симбун» рассказывает о том, как живущий за рубежом японец много лет боролся за то, чтобы один из немногих сохранившихся в мире истребителей Zero времён Второй Мировой войны вернулся в Японию. И вот - успех: 5 ноября боевую машину - всё ещё способную к полёту! - пустили в страну:

«Этот Mitsubishi A6M Zero нашли в 70-е годы в Папуа-Новой Гвинее, где во время Второй Мировой шли жестокие бои между японцами и союзниками. Истребитель купил американский коллекционер, который вернул машине способность к полёту, заменив многие пришедшие в негодность части, а также снова установил на него двигатель в России. Теперь самолёт ждёт своего часа - а вернее, сборки - на складе в префектуре Канагава. Оттуда, если всё пойдёт хорошо, его ждёт путь в небеса родины.
- Истребитель Zero впервые показал миру технологическую сметку японцев, - говорит Масахидэ Ишидзука, который купил боевую машину в 2008 году. 53-летний уроженец префектуры Точиги ныне проживает в Новой Зеландии.
Mitsubishi A6M Zero были основой истребительной авиации императорской Японии во Второй Мировой войне. С 1940 по 1945 годы завод тяжёлой техники «Мицубиси» и авиастроительная фабрика «Накадзима» выпустили в свет около 10 тысяч машин, которые обычно обитали на авианосцах. На начальном этапе войны Zero завоевал репутацию фактически неуязвимого, поскольку ни один союзный самолёт не мог сравниться с ним по боевым качествам и автономности.
Ишидзука предвкушал возможность вернуть свой Zero в Японию (в мире способных к полёту машин ещё осталось всего пять штук, и все они находятся в США), но это оказалось делом непростым. Для начала выяснилось, что расходы на его содержание составят около 30 миллионов иен (262 тысячи долларов) в год. Эту задачу удалось решить при помощи ста с лишним человек, которые предложили свою финансовую помощь. «Птичка» Ишидзуки прибыла в порт Йокогама в сентябре - вместе с оригинальным двигателем, который тоже нашли в Папуа - Новой Гвинее.
Затем японские и американские власти забеспокоились, что истребитель, хоть и антикварный, может представлять собой статью нелегального импорта оружия (в случае Японии) или экспорта боевой авиации (в случае США). Но по бумагам Zero проходил как подержанный самолёт, не имеющий более военного значения - и 5 ноября таможня наконец-то дала «добро». Машину отвезли на склад в Аясэ (префектура Канагава), разобранную на три части.
Пока не решено, где из этих трёх частей снова сделают целое. Следующая задача Ишидзуки - поднять истребитель в небо в 2015 году, когда будет отмечаться 70-я годовщина окончания войны. Также он намерен поддерживать машину в полностью работоспособном и готовом к вылету состоянии. Хозяин надеется, что ему это удастся, несмотря ни на какие препятствия (среди которых - необходимость нести затраты и получать все необходимые разрешения)».

ASAHI SHIMBUN (Япония)
http://ajw.asahi.com/article/behind_news/social_affairs/AJ201411060033

asahi shimbun, translation

Previous post Next post
Up