Или катакомбы во время холодной войны.
Так как вторая половина XX века была временем казавшегося необратимым ядерного пиздеца, страна готовилась к нему, как могла. Всякие метрополитены строились как объекты двойного назначения - как транспортная система в мирное время, и как аццкое бомбоубежище в военное. Возводились всякие бомбари, противорадиационные укрытия, защищенные командные пункты и прочие вкусности.
А что же творилось в Одессе-маме? Ну обычные бомбари здесь строились так же, как в других городах.
Метро в Одессе так построить и не успели - проект был, метро внесли в генплан в 1980-х годах, строительство должны были начать в начале 1990-х, но совок накрылся, и всем стало немного не до метро. В Днепропетровске вторую очередь никак достроить не могут, а в Донецке вообще официально забили на метро, так и стоит там мертвый метрострой, из которого только воду откачивают.
На схеме - 1 (схема ниже).
Но есть у нас в Одессе такое недоразумение (по мнению всяких строителей, одессаправалица), как катакомбы, подземные выработки, заброшенные шахты прямо под городом. Было бы странно, если бы их не попытались приспособить под нужды холодной войны.
Все просто: берем старые выработки, бетонируем штреки, ставим гермы, укрепляем потолок, ставим ФВУ, дизеля и прочие ништяки, и тащемта бомбарь готов. Даже не один, а целый комплекс бомбарей.
Так что давайте посетим такой вот катакомбно-бомбарный комплекс, чтоб было понятно, о чем я ваще пишу тут Оо
Это только одна из нескольких подобных систем у нас.
Итак, это спуск в катакомбы, он же аварийный выход из убежища. Наклонный ход с лестницей. Построен из железобетонных балок, в начале спуска стоит тамбур-шлюз с двумя гермами.
Схема
Вот схемка. Если че - кликабельно.
Сразу поясняю. Это не план объекта, а тупо нарисованная от руки схемка, чтобы вы поняли общую суть происходящего.
Это как бы разрез, вид сбоку (НЕ сверху епта). Тут не соблюдено ничего: ни масштаб, ни расстояния, ни глубина заложения, ничего не сориентировано по сторонам света. Это тупо просто рисунок, для общего представления. Пнятна?
- Наклонный ход с лестницей, он же аварийный выход (см. первое фото).
- Собственно катакомбы - подземная выработка, оборудованная под убежище.
- Подходняк к стволу.
- Слепой ствол с винтовой лестницей.
- Лестница и выход на поверхность.
- Потерна от ствола к бомбарю - командному пункту ГО.
- Собственно бомбарь - командный пункт ГО.
- Здание, под которым находится бомбарь - КП ГО.
Рельеф местности тут имеет некоторый уклон, поэтому глубина заложения входа в катакомбы из наклонника в пункте 1 немного меньше, чем в стволе из пункта 4. Ну я там серым нарисовал примерный уклон поверхности, чтоб все поняли.
Так, а теперь для тех, кто в танке.
Что такое одесские катакомбы?
К катакомбам как к религиозным подземельям они отношения не имеют. Просто слово "катакомбы" закрепилось за одесскими подземельями еще в XIX веке.
Откуда они взялись?
Одесса была основана в 1794 году на завоеванных у турок землях. В XIX веке город развивался не просто бурными, а фантастическими темпами. За 100 лет город превратился из голой степи в четвертый по величине и значению город Российской империи и второй по грузообороту морской порт этой самой империи. И катакомбы этому тоже поспособствовали.
Катакомбы в Одессе - заброшенные выработки по добыче строительного камня, известняка (в Одессе его называют "ракушняк"). Из этого камня выстроена вся старая часть города. И камень этот
добывался прямо тут же, в городе (можно провести аналогию с парижскими катакомбами). Обилие доступного и дешевого строительного материала обеспечило строительный бум в городе. Зачастую добыча велась нелегально. Катакомбы сразу стали вотчиной для контрабандистов и уголовников, они устраивали там склады контрабанды и свои воровские малины. Естественно, вокруг катакомб возникло множество городских легенд, типа можно зайти под землю в Аркадии, а выйти на Слободке, или что входы в них есть в каждом подвале каждого старого дома в Одессе.
Запрет на добычу камня в городской черте появился только после революции 1917 года. В годы Великой Отечественной в катакомбах укрывались партизаны и подпольщики. А со второй половины XX века и по сегодняшний день город борется с негативным влиянием катакомб. Из-за них происходят просадки грунта, обрушения старых зданий (одессаправалица) и другие прелести. Создают они проблемы и современным застройщикам. Хочешь построить высотку, а под ней внезапно старые выработки? Сначала разберись с ними.
Некоторые шахты пытались приспособить под новые цели, например, как в нашем случае, под убежища гражданской обороны.
На схеме - 2. До следующей такой жирной пометки, все фотки относятся к пункту 2 со схемы.
Итак, мы спустились по лестнице и попали в шахту, на схеме - 2. Стены и потолок здесь укреплены бетоном. Это ж все таки убежище теперь, а не шахта.
Ходы здесь виляют так же, как и в обычных катакомбах.
Все таки офигеваешь, сколько было потрачено бабла и сил на подготовку к третьей мировой. А сейчас оно стоит, убитое, попиленное черметчиками, и продолжает разрушаться.
Арки сохранились с дореволюционных времен. Теоретически, за этими бетонными стенами должен быть еще один район катакомб, от которого отгородились. Входов в него сейчас не существует.
Санузел раздельный. Чуть дальше за ним - зумпф и остатки дренажных насосов. Здесь очень влажно, кстати. Все гниет.
В дизель-генераторной все еще пахнет соляркой и маслом, а емкости для топлива все еще стоят, дожидаясь своих черметчиков.
В улитке вентилятора в отсеке ФВУ. За гермой на заднем плане - маленькая комнатка с гермоклапанами в потолке - ведут к ВШ.
Пройди ритуал очищения.
Заглянем в щитовую.
Тут все поросло сталактитами.
А в этом месте бетона нет, и взору открываются голые катакомбы.
Это какбэ недостроенная часть. Стены укрепили, а потолок нет. Корж отслоился от потолка и висит на гнилых шахтных крепях.
Осталась вагонетка, рельсы, какой-то хлам и мусор. Еще тут пытались пульпировать, вероятно, недавно. Поэтому тут много песка.
Пульпирование - так у нас называют процесс тампонирования подземных выработок водопесчаной смесью. Так уничтожают катакомбы - бурят скважину и закачивают воду с песком под давлением. для ликвидации подземных пустот. Вода уходит, песок остается. Очень распространенное явление, пульпа встречается почти во всех системах катакомб в черте города. Если ее копать, можно прокопаться в другой район катакомб. Теоретически.
На схеме - 3.
Дальше начинается подходняк к стволу - галерея, пройденная КМАЗом, и отделанная бетоном. А вот так выглядит
рабочий кмаз.
На схеме - 4.
Галерея выводит нас к стволу с винтовой лестницей.
Ствол слепой, то есть он не выходит прямо на поверхность.
Долго и нудно по нему поднимаемся.
На схеме 5.
Ствол заканчивается, и рядом с ним тамбур-шлюз с гермодверями. Здесь слышно улицу, проносятся машины и лают собаки. Это вполне вероятное место для палева. Мы находимся под вполне себе действующим и вполне себе охраняемым объектом (на схеме - 8).
На схеме - 6.
Тут же рядом стоит герма, которая уже приржавела так, что не сдвигается с места. За ней - потерна.
На схеме - 7.
Проходим потерну, еще пару герм, и попадаем...
В местный командный пункт гражданской обороны. В убежище. В небольшое, но уютное. И вполне себе действующее, в отличие от расхуяченной катакомбной части.
Читаем мануал к бомбарю. Где еще бомбарь гейтуется с подземными выработками? Это таки Одесса))
Боюсь, дизель с подземной выработки уже не обеспечит пацанов электричеством. Его фоточка где-то выше))
Прямая связь с Ним.
В остальном - типичное убежище, вот как
это.
На самом деле, никаких катакомб и бомбарей не существует, а пост написан под воздействием этого.
Поэтому валим отсюда обратно в шахту.
Встретимся после рекламы. Оставайтесь с нами Оо
Пост переехал в новый блог:
https://snarkfog.com/chisto-odesskiy-bombar/