Мне тут упорно пытаются доказать, что метро в Одессе невозможно построить из-за катакомб. "Помнишь, у нас трамвай провалился под землю? А ты говоришь метро!". Кстати, про трамвай не помню.
Невозможность построить метро из-за
катакомб - одна из самых популярных городских легенд в Одессе. Ее рассказывают не только простые обыватели, но и политики (хотя очень любят использовать тему метро перед выборами - мол, выбирете меня, а я вам метро построю) и даже, OMG, инженеры.
Так вот. Построить метро помешал самовыпил СССР со всеми вытекающими, а не катакомбы.
Под катом статья из советского журнала.
Метрополитен в Одессе
Статья главного инженера проекта Ленметрогипротранса Ю.Юхова "Метрополитен в Одессе" из журнала "Метрострой" №7 за 1985 год:
Одесса - один из крупнейших экономических, научных и культурных центров страны, портовый город с населением 1.1 млн человек. Продукция его предприятий хорошо известная нашей стране и экспортируется более чем в 80 стран. Суда Черноморского морского пароходства посещают около 300 портов мира. Одесса - важный центр отечественного и международного туризма. Здесь в санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах ежегодно отдыхают до 400 тыс. человек.
Город протянулся с севера на юг на 30 км. Железнодорожный узел располагается в его центральной части, поэтому железнодорожные линии нарушают транспортные потоки на основных магистралях города. В настоящее время внутригородское транспортное обслуживание населения осуществляется трамваями (примерно 50% всех перевозок), троллейбусами, автобусами и пригородными поездами. Объём пассажироперевозок неуклонно растёт, опережая темпы роста населения.
Обследование пассажиропотоков, изучение и анализ развития всех видов городского трансорта позволяют сделать вывод, что в сложившихся условиях обеспечить гарантированное время доставки пассажира к цели (особенно на работу и обратно) может только создание внеуличного городского транспорта - метрополитена.
Выполняя предварительные проработки по определению технической возможности и экономической целесообразности строительства метрополитена в Одессе, сотрудники Ленметрогипротранса изучили имеющиеся матеиалы по перспективному развитию городского транспорта, в том числе проектные разработки института "Гипроград" (Киев). Был исследован значительный объём картографического материала, отчёты об инженерно-гидрогеологических изысканиях, проведены обследования на месте, изучена в натуре трасса первой линии, местоположение депо.
Первая линия метрополитена - Малиновско-Суворовская - длиной около 29 км с 19 станциями пересечёт город с севера на юг и свяжет новые, быстро растущие жилые массивы с центром и крупной промзоной Пересыпь. В целях эффективного использования капиталовложений и максимального улучшения работы городского транспорта намечен ввод (до 2000 г.) первого пускового участка от электродепо "Пионерское" к центру. Местоположение электродепо определено вблизи железнодорожной станции Одесса-Сортировочная на намывной территории. Оно рассчитано на 20 отстойных мест с производством всех видов текущего и среднего ремонта подвижного состава. Приняты пятивагонные составы с частотой 30 пар в час и средней скоростью 41.4 км/ч.
Предусмотрено автоматическое управление движением с помощью вычислительного комплекса центрального диспетчерского поста, обеспечивающее автоматическое задание времени хода поезда по перегонам и интервалы между ними в соответствии с графиком движения.
Пусковой участок имеет строительную длину 15 км, эксплуатационную - 12.1 км с 8 станциями глубокого заложения.
Первая - "Пионерская" располагается на пересечении Николаевской дороги с улицей Дунаевского. Трасса метрополитена идёт на юг. Следующая - "Лузановка" размещена рядом с Парком культуры им. Котовского. "Пересыпь" находится в непосредственной близости от железнодорожной станции Одесса-Пересыпь между улицами Московской и Богатого. Здесь предусматриваются оборотные устройства. Станция "Райсовет" будет построена на Московской улице в зоне полукруглой площади, "Улица Суворова" - на развилке улиц Суворова и Короленко, рядом с Селянским спуском, "Дерибасовская" - на стыке одноимённой улицы и проспекта Мира в центральной части города. Следующая по трассе станция - "Улица Ленина" разместится на пересечении улиц Ленина и Ярославского. Последняя станция - "Вокзальная" расположится на привокзальной площади. Станция оборудуется оборотными устройствами.
Пусковой участок проходит в относительно благоприятных инженерно-геологических условиях. Поэтому при строительстве предусматривается использование механизированных щитов. В качестве обделки планируется широкое применение сборного железобетона. Наклонные ходы станций проектируются в чугунной обделке диаметром 8.5 м с вставками. В целом здесь напрашиваются ленинградские аналогии как по условиям, так и конструктивным методам производства работ.
К статье есть много вопросов. Например, как можно строить станции глубокого заложения на Пересыпи? На то она и Пересыпь - узкая полоса земли между морем и лиманом. Там даже бомбари заводов наполовину возвышаются на поверхности, обсыпанные землей. Подземный переход построить невозможно. Где не копни - везде вода. Так что от Московской до Лузановки метро может идти только по поверхности. Странно и то, что от Дерибасовской до Московской нет больше ни одной станции - а это как раз весь центр города. И жаль, что не показан второй пусковой участок - от Вокзальной на юг. Про другие линии вообще молчу.