Моя поездка по Беларуси подошла к завершению. Впереди меня ещё ждали сотни километров пути, не одна пересадка и много неожиданностей. Заключительную часть этой серии фотоотчётов я посвятил обратной дороге.
Вернуться к предыдущей части... Ранним утром 6-го дня пассажирский поезд привёз меня на станцию Калинковичи. Это узловая станция в Гомельской области.
Поезд постоял немного и ушёл дальше, на Гомель.
Click to view
А я планировал двигаться в сторону Коростеня.
На Белорусской Чыгунке нет как таковых привычных нам пригородных, пассажирских, скорых поездов. Все эти поезда носят иные названия. На первый взгляд, непривычно, но в действительности очень удобно.
Я пошёл в кассу, чтоб купить билет на поезд региональных линий эконом-класса до Словечно. Но кассир отказалась мне его продавать, потребовав пропуск в погранзону и квитанцию об уплате госпошлины. Я слышал об этом «приколе», так что особо не удивился. На «нет» и суда нет, решил ехать без билета.
Вскоре из Словечно прибыл рельсовый автобус ДП1, я думал, что назад пойдёт он же. Но вместо него подали на посадку трёхвагонный дизель ДР1Б.
Вагоны были почти пустыми, да и то, большинство пассажиров составляли работники пограничной службы.
После отправления девушка-кассир начала проверку билетов. Именно проверяла, а не спрашивала о наличии. Я попросил пробить билет до конечной, она поинтересовалась, есть ли документы. Показал ей свой паспорт, после чего она продала мне билет от Калинковичей с комиссионным сбором.
В Мозыре уже начало светать, там в вагон зашло ещё больше пограничников. Среди них были и симпатичные девушки, и крепкие мужики, - вероятно, ехали на смену.
В Словечно, кроме пограничников, из поезда вышли всего несколько человек. Это последняя белорусская станция, поезда эконом-класса дальше не ходят.
Кресла в дизеле были удобные, кстати. У нас такие редко встретишь на обычных пригородных маршрутах.
При выходе с перрона меня остановил пограничник, попросил документы. Я вполне удовлетворил его, показав украинский паспорт и миграционную карту. Сказал ему, что буду идти пешком на автомобильный КПП.
Никакие дополнительные документы для посещения погранзоны не требуются, т.к. по белорусскому законодательству гражданам РБ и иностранцам разрешается следовать транзитом через погранзону с целью пересечения государственной границы. Ещё пограничник спросил меня, почему не еду на поезде Санкт-Петербург - Кишинёв. "Дорого", - говорю. Он пожелал мне счастливого пути, и на том распрощались.
Дизель, на котором я приехал, кстати, был необычной раскраски. Увы, нормально сфоткать его не смог из-за пограничников. Не хотелось нарываться.
Вокзал в Словечно совсем небольшой.
Дальше мой путь лежал к автомобильному пункту пропуска "Словечно". Идти всего 2 км.
По дороге я догнал мужчину лет 40 - он тоже шёл с дизеля. Кроме нас двоих, в окрестностях никого не было. На КПП оказалось так же пустынно. На своём посту скучал пограничник, разве что. Проверил наши паспорта, забрал миграционки (мой попутчик тоже был с украинским паспортом), и мы пошли дальше. Вещи никто не проверял. До Украины остались считанные метры.
Через этот мостик проходит граница, но до украинского пропускного пункта ещё целых 16 км по трассе! Мы вошли в так называемую "слепую зону". Почему КПП находятся так далеко друг от друга, вопрос открытый, есть ли где-то ещё более удалённое расположение? На украинской границе точно нет. Обычно пункты пропуска соседних государств удалены друг от друга на 1-3 километра, максимум 6.
Скорей всего, нечасто там появляются пешеходы. Впрочем, автомобили проезжали не намного чаще: раз в полчаса или даже реже. Так что автостоп был бесперспективен.
Мы разговорились с попутчиком, я узнал, что зовут его Володя. Сам он из городка Ожидов Львовской области. Оказалось, он хотел попасть в Россию через Беларусь на поезде. Но его высадили. Причина в том, что в рамках Таможенного союза контроль на белорусско-российской границе отменили, а зону, аналогичную Шенгенской, не создали. До недавнего времени на это закрывали глаза, но теперь украинцы, желающие попасть в Россию, обязаны прибывать исключительно через пункты пропуска Российской Федерации.
Володя рассказал, как воевал в АТО, попал на Донбасс ещё в первую волну мобилизации. Служил артиллеристом на системе залпового огня "Ураган". Рассказывал о том, какой творился бардак: летом 2014 его рота бухала вместе с"сепаратистами", они покупали у украинских солдат снаряды. По ночам спокойно ходили друг к другу в гости и верили, что война скоро закончится. Но в августе после трагедии в Иловайске всё поменялось. На головы стали прилетать крупнокалиберные снаряды. Командование разрешило открывать ответный огонь, но однажды случилось недоразумение и "накрыли" своих же ребят. Говорил, как играл с сослуживцами в "тир" - целились и стреляли в "сепаров" по ту сторону фронта. Через год его демобилизовали, и он поехал на заработки. Конечно, проверить на достоверность его слова невозможно, но с другой стороны, лучше верить рассказам очевидцев, чем телевизору.
Я рассказал Володе, что еду в Харьков, и он удивил меня, посоветовав ехать на электричках, с точностью описав весь маршрут через Киев, Гребёнку, Огульцы. Вот так вот, езда "на перекладных" становится популярной! Я понял, что это "свой" человек, когда он рассказал, как ездил с Ожидова на заработки в Киев и обратно на электричках. Причём двумя маршрутами: через Шепетовку, Казатин и через Сарны, Олевск, Коростень. Вспоминал он также о том, как ездил работать на стройке в Минск с пересадками в Сарнах, Удрицке, Барановичах. Я рассказал о некоторых своих поездках, в частности о том, как ездил в Москву на пригородных. И тут я удивился ещё больше: Володя рассказал, как в начале двухтысячных на спор поехал в Новосибирск на электричках! Стартовал из Москвы, поскольку работал там в те годы. В точности назвал мне всю последовательность пересадок: Владимир, Ковров, Нижний Новгород, Шахунья, Котельнич, Киров, Балезино, Пермь, Шаля, Екатеринбург, Богданович, Тюмень, Войновка, Ишим, Назывевская, Омск, Барабинск, Новосибирск. Дорога заняла почти 3 недели!
Мы шли в скором темпе, за разговором время шло незаметно. Прошли около 8 километров по трассе. Неожиданно нас догнал старый "Москвич", остановился, и водитель пригласил нас в машину. Отказываться мы не стали. Водитель сказал, что кроме него, нас бы никто не подобрал. А он якобы представил себя на нашем месте и сжалился. В силу своего роста я едва уместился на сидении в тесном салоне. Под звуки известных песен группы "Бутырка" мы помчались в сторону украинского КПП. Проехали через железнодорожный переезд, недалеко от которого находится остановочный пункт Выступовичи, конечная остановка для украинских дизель-поездов. Платформа также находится в "слепой" зоне, т.е. нельзя, двигаясь со стороны Беларуси, вставать на этой платформе (или наоборот, садиться), поскольку минуется украинский пограничный контроль. Остановочный пункт используется только пограничниками и местными жителями. А вот почему дизеля не продлят до Словечно - вопрос то ли политический, то ли риторический.
Перед пропускным пунктом "Выступовичи" водитель нас высадил и уехал. А мы с Володей снова прошли паспортный контроль. Вещи опять же не проверяли, только спросили, что везём и откуда едем. Наконец-то с формальностями покончено, теперь уж точно можно сказать, что мы в Украине!
Но только желательно б добраться ещё до какого-нибудь транспортного узла. Ведь перед нами только пустынная трасса, об автостопе нечего и думать. Я открыл на телефоне карту и обнаружил, что до ближайшей остановки Рудня всего 2 с половиной километра. Мы свернули на заснеженную грунтовку и пошли через село.
На ходу услышали шум поезда. Значит, "железка" рядом. Вскоре мы подошли к переезду.
Вот она, наша остановка, но...
Это всего лишь полустанок, где нет даже навеса.
Мороз был крепкий. А до нашего дизеля ещё больше 3 часов. Ждать его там означает гарантированно замерзнуть. Летом ещё можно было б посидеть на природе, но не зимой. Я натупил со своей картой, забыв, что Рудня - это не станция, а остановочный пункт. Мы решили двигаться к ближайшей станции. Срезав через лесок, вновь вернулись на трассу.
В селе Рудня зашли в единственный магазин и там немного погрелись чаем. Узнав, что нам надо в сторону Овруча, продавец посоветовала нам ловить попутку. Это самый популярный у местных способ связи с внешним миром. Так мы и сделали. Простояли около получаса, снова замёрзли, но своей цели достигли: нас подобрал гружёный лесовоз с прицепом.
В ритме 25 км/ч покатили дальше по трассе. "Урал" был хоть и стар, но надёжен и проверен на ходу. До Овруча мы не доехали, а свернули в сторону станции Бережесть. Там находится лесокомбинат. Водитель высадил нас перед переездом, а сам поехал дальше.
Подходя к станции, мы увидели там дизель-поезд.
Очевидно, это тот самый, который утром едет из Коростеня до о.п. Выступовичи. Из Выступовичей он возвращается для отстоя в Бережесть, чтоб не занимать перегон, а потом снова едет засылочным рейсом в Выступовичи и оттуда уже следует до Коростеня. Машинист, кстати, отдыхал в кабине.
Вокзал на станции совсем небольшой, похож скорее на пост ЭЦ. Зато наряжена ёлка.
Тем не менее, в зале ожидания вполне уютно, а главное, тепло. Там мы и проторчали 2 часа в ожидании дизеля.
Мимо прошуршал молдавский поезд С.-Петербург - Кишинёв с белорусским ТЭП70, потом грузовой поезд... И, наконец, зажёгся зелёный свет для нашего дизеля.
Шестивагонный поезд был почти пустым. Поначалу вагоны были очень холодными, но мы с Володей сели под люком, из которого дует тёплый воздух, и вскоре согрелись.
За окнами незаметно темнело. Слева примкнул путь бывшего "чернобыльского" хода, по которому ещё 8 лет назад ходили пригородные поезда до Вильчи.
Проехали Овруч, и вправо ушло ответвление на Возляково, по которому я уже ездил в рамках одной из наших поездок.
И вот мы в Коростене.
Укрывшись от снегопада под крышей, мы дождались электричку до Киева и поехали дальше. Володя решил заночевать в Киеве, а уже утром двинуть на Львов. Всего лишь 40 станций и остановочных пунктов, 3 с половиной часа дороги. И нас встречал пригородный вокзал столицы Украины.
Впервые за долгое время я решил ехать от Киева до Харькова на скором поезде. Купил билет в плацкартный вагон "Оберига", проспал всю дорогу на верхней полке и рано утром уже был в родном городе.
Спасибо за внимание! До новых встреч!
По этой поездке написаны статьи:
1)
Поездка в Тростянец, Сумы и не только2)
Немного о Щорсе и украинских пограничниках3)
Город на Соже4)
Сердце Беларуси5)
Прогулка по Несвижу6) Самый длинный погранпереход