Этот фотоотчёт немного не типичный для моего журнала. Сегодня главными "героями" стали не поезда и электрички, а самолёты и вертолёты. Сложно назвать эту статью пост-релизом, ведь прошло уже более 2 лет с того дня. Но думаю, многим будет интересно вернуться мысленно в совсем недалёкое прошлое ещё довоенной Украины.
Впрочем, и для железнодорожного транспорта в отчёте место нашлось. Осенним утром я встретился на вокзале с Михаилом и Сергеем. Накануне увидел в одной из туристических групп в социальной сети приглашение на авиашоу и решил присоединиться. До того не знал этих парней и ни разу не был на подобных мероприятиях.
Без билетов мы сели в электричку люботинского направления и поехали в посёлок Коротыч. Ехать туда всего лишь полчаса. Не доезжая двух остановок, мы заметили контроллёров и ретировались в тамбур. Уже настроились пробежаться, но контры шли настолько медленно, что это не потребовалось.
Вышли на о.п. Коротич и пешком пошли по направлению к аэродрому. Надо сказать, на маршрутке из Харькова мы могли б подъехать почти к воротам, но это, кхм... не интересно. В тот день должен был состояться финал чемпионата по вертолётному спорту. Подходя к аэродрому, мы надеялись услышать хотя бы шум вертолётных двигателей, но этого не случилось. Как-то тихо всё было...
Вход на территорию аэродрома бесплатный, только надо было пройти через пропускной пункт с охранником и вертушкой.
Территория принадлежит харьковскому аэроклубу. Здания, аэродром сохранились в хорошем состоянии. Взлётная полоса - без покрытия, грунтовая. И ещё там есть авиамузей под открытым небом.
На музейной площадке установлены 4 легендарных советских самолета: истребители Миг-21
и Миг-23,
истребители-бомбардировщики Миг-27
и Су-17,
а также три вертолета: Ми-8,
Ми-2
и Ми-1.
В экспозиции присутствовали и вполне летающие образцы: мотопланер,
автожир,
дельталёт.
Общий вид выставки.
Стартовый командный пункт.
На стоянке аэроклуба мы нашли множество действующих образцов.
И даже летающих.
На аэродроме можно попробовать себя в роли парашютиста, там есть и тренировочная база.
Вскоре должно было начаться награждение участников соревнований по вертолётному спорту.
Авиационный спорт, помимо вертолётного, включает в себя также авиамоделизм, воздухоплавание, дельтапланеризм, парашютный спорт и др. Состязания, на которых пилоты вертолетов могли продемонстрировать свое мастерство, начали проводиться в СССР ещё в 1958 году.
А пока судьи и участники готовились, на импровизированной сцене группа афганцев исполняла армейский шансон.
Авиамоделисты неподалёку соревновались в технике управления радиоуправляемыми моделями.
И вот, началась официальная церемония награждения пилотов и команд. Непосредственно соревнования проходили в течение 2 дней. До этого чемпионаты по вертолётному спорту в Украине не проводились 5 лет.
В них принимали участие мастера спорта международного класса, заслуженные мастера спорта.
Состязания были международными: присутствовали 7 экипажей из Украины, 4 из России и 3 из Белоруссии. Все призовые места заняли экипажи из России.
Когда с официальной частью покончили, началась подготовка к свободной программе выступлений пилотов.
Собралось много людей.
Экипажи заняли свои места в кабинах, запустили двигатели.
В воздух поднялся Ми-8.
Вертолётный спорт включает в себя несколько дисциплин. Это развозка грузов, навигация, полёт на точность. Ну а зрителям продемонстрировали сложнейшую дисциплину: параллельный слалом.
Это полёт на вертолёте с опущенным фалом, на котором подвешено ведро с водой. Оператор держит этот фал с ведром, в то время как пилот выполняет слалом вокруг стоек, которые стоят на земле. Воду разливать нельзя.
Трёхтонные машины маневрировали с точностью до сантиметров.
Все пилоты выступали на предоставленных авиакомпанией «Мотор Сич» вертолетах Ми-2.
Это был настоящий авиационный праздник, в котором приняли участие не только вертолетчики.
Некоторые моменты выступления я заснял на видео, можете глянуть.
Click to view
Прояснилось солнце, осветив мемориальный комплекс вдали. Мы с Мишей и Серёжей покинули аэродром ещё до окончания шоу-программы и направились туда.
Пересекли железную дорогу возле о.п. Заречанка Золоческого направления...
Прошли мимо храма Успения Пресвятой Богородицы в пгт. Солоницевка.
Свернули с трассы и вскоре вышли к мемориальному комплексу "Высота маршала Конева".
Это известное всем харьковчанам место, однако я, по странному стечению обстоятельств, не был там до того дня. Мемориальный комплекс открыт после реконструкции в 2003 г., накануне 60-летия со дня освобождения Харькова от немецко-фашистских захватчиков.
Там всё чисто, благоустроено, работает музей. В одном из залов музея воспроизведен командный пункт Ивана Конева, выставлена его последняя форма.
В 1943 г. здесь размещался штаб командующего Степным фронтом, откуда маршал И. Конев, чтобы спасти город от разрушений, дал приказ о ночном штурме Харькова, и на следующий день город был освобождён. В бою погибло около полумиллиона солдат, однако эта операция положила начало освобождению всей Украины.
В комплекс входит стелла высотой 17,5 м.
Выставка боевой техники.
Часовня в честь Иоанна-воина.
Там открывается обширный вид на пригород Харькова. Конев не случайно выбрал это место для расположения командного пункта. Высота холма 197 метров над уровнем моря.
Отсюда совершалось оперативное руководство войсками в ходе ожесточенных боев завершающего этапа Белгородско-Харьковской наступательной операции (3-23 августа 1943 года). В 1942 году советские войска были дважды близки к освобождению Харькова, а 15 февраля 1943 года Харьков даже удалось освободить, но в марте Харьков вновь был захвачен немецкими войсками. Лишь в августе самый крупный из оккупированных немцами советских городов освободили окончательно.
Нам осталось лишь склонить голову перед героизмом и мужеством наших дедов и прадедов. И не спеша отправиться в обратный путь, поскольку уже вечерело.
Миша и Сергей сели на маршрутку, а я решил прогуляться к железной дороге. Рядом с братской могилой обнаружил танк Т-70 на постаменте.
Вышел на станцию Шпаковка.
Там дождался поезда Хотмыжск - Харьков (который теперь отменён), и через 25 минут уже был в родном городе.