Вчера на сайте Агентства городских новостей "Москва" появилась плохая
новость: "Д. Медведев подписал постановление о праве на скидку для впервые покупающих автомобиль и граждан с детьми".
Речь в статье идёт о том, чтобы давать скидку в 10% при покупке нового автомобиля тем, кто покупает авто впервые, и гражданам, имеющим детей. Написано это так: "Предусматривается продолжение в 2017 г. программы льготного автокредитования и реализация новых адресных мер поддержки автомобильной промышленности. В рамках новых программ автокредитования будет предоставляться право на дополнительную единовременную скидку в размере 10% стоимости приобретаемого автомобиля гражданам, имеющим двух или более несовершеннолетних детей («Семейный автомобиль»), и гражданам, приобретающим первый раз автомобиль в собственность («Первый автомобиль»)"
Уж сколько лет всячески стимулируют сбыт новых автомобилей. Для поддержки автопрома (а у нас автопром развит на хорошем уровне, поверьте, знаю не по наслышке) уже давно работает льготное кредитование. Людям постоянно с разной степенью назойливости предлагают купить автомобиль. В российском обществе сформирован и поддерживается тренд вида "Купи авто - и почувствуй себя успешным". Это несложно в стране, в предшественнице которой автомобиль был сильным дефицитом, с большими расстояниями, малой плотностью населения, нежеланием (именно так!) делать современный общественный транспорт и при высокой доле населения, имеющей проблемы с арифметикой (особенно пламенный привет передаю тем, кто "экономит" на городских поездках, предпочитая общественному транспорту личный). Доходит до дискриминации при трудоустройстве.
И уже много лет у меня вопрос - а за чей счёт банкет?
Понятно, что банкам кто-то должен компенсировать пониженную ставку. Я не хочу даже разбираться, из бюджета какого уровня это делается. Но это делается из общих денег. Только вдумайтесь - общество (включая безлошадных) частично оплачивает приобретение новых автомобилей. Тут надо добавить, что сегодня автомобиль в России, с одной стороны, штука дорогая, с другой - вполне доступная. И от плохой жизни люди вряд ли покупают себе четыре колеса. Автомобиль не является предметом первой необходимости. Да даже второй не является. И вот людям ещё доплачивают за покупку такого предмета. Разве это справедливо? По мне так нет. Есть куда потратить эти деньги, особенно в социальной сфере. Что касается вещей - так может, давайте будем доплачивать за покупку мобильных телефонов? А что, вещь более необходимая, чем личный автомобиль.
Так что уж извините, за эту вещь покупатель должен платить сам.
Со скидкой 10% ситуация выглядит ещё более странно. Дилеры, как вы понимаете, тоже не хотят упускать свою прибыль. Что там с компенсацией их снизившейся маржинальности? И если семьям с двумя и более детьми автомобиль может принести значительную пользу (хотя всё равно я считаю такую поддержку сомнительной - есть вещи, более важные для детных семей), то зачем субсидировать новых автовладельцев? У них что, есть острая необходимость в машине и не хватает денег на покупку? В этом разрезе особенно смешно выглядят разговоры про "заработал на тачку".
Вообще я не вижу ничего хорошего в таких стимулирующих мерах. При этом я являюсь сторонником автомобилизации в России. Сторонником! Но есть и другие вещи, более важные для страны. У нас за чертой бедности 20 млн граждан живут. Нехватка мест в детских садах. Кризис, наконец. Инфраструктура для автомобилей у нас не готова даже для текущего, весьма скромного, уровня автомобилизации. И в это время государство всё подкидывает денег на покупку далеко не самой важной вещи.
Кто-то скажет, мол, всех граждан государство так или иначе субсидирует. Почему бы не подбросить деньжат и автомобилистам? А дело в том, дорогие мои, что автомобилисты и так получают большие косвенные субсидии. Возьмите Ваш город и посмотрите, сколько денег в транспортной составляющей городского бюджета заложено на меры для общественного транспорта и для автомобилей. Сравните. Уверен, для российских городов в подавляющем большинстве случаев окажется, что проавтомобильные расходы превышают проОТшные. А если посчитать удельные расходы (то есть соотнесённые к одному автовладельцу и пассажиру ОТ соответственно), то разница будет ещё больше. У Трофименко и Якимова в книге
"Транспортное планирование. Формирование эффективных транспортных систем крупных городов" приводится ещё более интересная информация по дотациям на 1 пассажирокилометр из бюджета города Перми (стр. 415).
На тему денежных расходов на автомобилистов можете почитать также следующие материалы:
-
"Цифры против автоупоротых"-
"Годо не придёт" (ищите в тексте "менее чем на 25 процентов")
-
"Казанские автомобилисты дотируются из бюджета больше пенсионеров" Основная масса автовладельцев (и покупающих новое авто) - люди трудоспособного возраста, работающие и зарабатывающие на покупку автомобилей. Ну разве это справедливо - жирно их субсидировать? А ведь у нас в городах парковка в основном бесплатная, за нарушения правил парковки и уничтожение зелёных насаждений (парковка на газонах) привлекают редко, где-то вообще дотируемый ОТ исчез - и работают самоокупаемые маршрутки (приносящие, впрочем,
ущерб городу), наконец, ущерб экологии слабо компенсируется (а вы думали, в Европе, включая нефтяную Норвегию, бензин просто так дорогой?).
На днях был ещё один "субсидиарный"
пост - об обязательном создании машиномест при строительстве жилых домов. То есть вместо того, чтобы расходы на парковку (читай - аренду земли для хранения личного имущества) оплачивал автовладелец, их будут оплачивать и другие люди, включая тех, у кого в семье машины нет и, возможно, не будет. Ничего так, да?
Покупку им проспонсируй. Парковку им оплати.
210 миллиардов рублей на ЗСД выложи. При этом выслушивай речи про "успешность", "как я заработал" и про "нищету на ОТ". До кучи ещё не забывай расшаркиваться перед ними (даже если у тебя капитал больше).
Вот когда начнут оплачивать свои расходы в той же степени, что и другие участники дорожного движения (помните пассажирокилометры?), тогда и посмотрим, кто там насколько "успешен". Сразу вся спесь сойдёт.
Но пока у нас создают условия для автомобилизации - как субсидиями, так и отсутствием нормального развития общественного транспорта - при весьма средненькой автомобильной инфраструктуре. Ах да, на неё ведь тоже деньги нужны, "успешным" придётся в цену на бензин и/или в транспортный налог
заложить и выслушивать их жалобы (это как всегда - даже на платность классного ЗСД жалуются, но про арифметику я уже написал выше).
И ещё раз повторюсь - я сторонник автомобилизации в России. Но я против избыточного субсидирования.