Происхождение человека и перспективы существования человечества

Feb 03, 2024 14:08





Божественный пантеон - 12 богов во главе с Зевсом

Подавляющее большинство современных людей считает, что человек как биологическое существо и как личность был создан в результате акта Божественного творения.  Согласно авраамическим религиям тело человека представляют собой в высшей степени премудро устроенный сосуд, носящий в себе бессмертную душу. Сначала Он создал тело человека, а затем наделил его душой.  Среди ученых-естественников преобладает мнение о том, что человек - результат акта творения, но не Божественного, а естественного. В процессе длительной эволюции (около 4 000 000 000 лет!) в семействе узконосых обезьян (Catarrhini) образовалось надсемейство гоминоиды (Hominidae), в котором сформировался вид Homo sapiens -  Человек разумный. В отличие от естественнонаучной эволюционной теории и представлений авраамических религий, ведические религии  акт создания человека вообще не рассматривают. Согласно ведизму  - Бог есть самая суть жизни и за материальным миром стоит Он : «Мир кажется нам живым именно потому, что в основе его лежит духовная энергия Бога». Согласно физиосоциологической парадигме следует разделять проблему происхождение человека как личности от происхождения его как биологического существа.



Согласно физиосоциологической парадигме название биологического вида, к которому принадлежит человек (Человек разумный), неточно. В трактовке понятий обычно принято обращаться к философской традиции. Фома Аквинский (1225-1274) не производил различия между разумом и умом (интеллектом) в человеке, однако интеллект он считал сущностью Бога, тогда как разум был направлен на постижение временных вещей. В дальнейшем (И.Кант, Г.Гегель)  стали рассматривать разум как одну из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания, что вносит путаницу в естественнонаучные представления о живом.

Исходное отличие физиосоциологического взгляда на происхождение человека  от традиционного естественнонаучного состоит в трактовке понятия разум. Физиосоциологическая парадигма исходит из общефилософского дуализма, согласно которому в процессе формирования человека нематериальный ресурс (дух) и материальный ресурс (физическое тело) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Причем, следуя томизму,  физиосоциология, в отличие от ведических представлений, духовную энергию Бога распространяет исключительно на человека, которому Он дал ему интеллект.

Согласно кибернетики, сформировавшейся в середине прошедшего века, «разум, направленный на постижение временных вещей», присущ всему живому на всех уровнях его организации - от аллостерической регуляции ферментных циклов и регуляции работы генома, до управления функционированием биогеоценозов. Поэтому все виды рода Homo были одинаково разумны. Человек от его биологических  родственников отличает то, что его главной адаптацией к окружающей среде (природной и социальной),в которой он существует является культура, носителем и созидателем которой он является.

Сам человек, как носитель культуры, произошел в процессе созидания культуры. Причем, весьма вероятно, несколькими близкими видами рода Homo, а не лишь одним из них (Homo sapiens).

Человек, как таковой, не рождается, а формируется в длительном процессе  воспитания биологического Homo sapiens в той социокультурной среде, в которой, как правило, ему было суждено родиться! Если существо вида Homo sapiens каким-то образом оказывается вне социокультурной среды, вне мiра, то эта особь не станет человеком, если её социализация начнется позже 5-7 лет после её рождения (феномен маугли).

Личность (человек, социализированная особь Homo sapiens) не рождается, а формируется в процессе воспитания в социокультурной среде, в которой она оказалась по Его воле.

Основы формирования личности определяются тремя основными взаимосвязанными факторами:

  • биологическими потребностями особи Homo sapiens - потребностями в еде, в защите, в продолжении рода;
  • естественными законами формирования и функционирования  сообщества высокоразвитых животных ;
  • законами морали, присущими мiру, в котором формируется личность.

Всё, что имеет начало, имеет и конец. Время существования конкретного человека ограничивается жизнью особи Homo sapiens, на основе которой сформирована его личность. Мiръ - социокультурная среда, которая создала, конкретную личность - часть человечества, созданная многими поколениями людей. Время существования человечества гораздо больше, чем время жизни человека. Оно определяется  двумя факторами -

  • существованием вида Homo sapiens;
  • сохранением  материализованной духовной культуры, созданной человечеством.

История человечества показывает, что связь культуры и её биологических носителей относительна. Современную общечеловеческую культуры формировали различные виды рода Homo или подвиды Homo sapiens. Значительная часть, представленных в прошлом форм культуры (цивилизаций), практически полностью уничтожена и не оставила сколь либо значительный след в современной культуре. Более того, человечество обречено погибнуть в результате гибели Земли как космического тела. Чтобы это не произошло на Земле должна быть сформирована цивилизация, нацеленная на сохранение человечества как космического феномена.

Возможно ли обретение человечеством бессмертия? Вполне! Естественно, что современное человечество обречено на гибель. Но через 2-3 поколения человечество способно к коренным переменам! Особенно, если его постигает какая либо планетарная катастрофа. Такой катастрофой может быть термоядерная война. Или осознание её неизбежности без коренных изменений в духовной составляющей культуры.

лытдыбр, общество, физиосоциология, человечество и космос, происхождение человека, перспективы человечества

Previous post Next post
Up