Варвара Ивановна Павлова (урождённая Успенская) (1826-1890), мать И.П.Павлова, Фото 1890-х годов.
Пётр Дмитриевич Павлов (1823-1899), отец И.П.Павло. Фото 1890-х годов.
Жизненный путь
академика Павлова весьма своеобразен. Его родители были из семей священнослужителей. Отец окончил семинарию в Рязани, сначала правил службы в сельском приходе, а со временем стал настоятелем одного из лучших храмов Рязани. Мать будущего академика не была образована, но природа наделила ее умом, практичностью, трудолюбием. Своих детей она воспитывала в соответствии с православной традицией, прививала качества, благодаря которым в будущем они смогли успешно себя реализовать. Однако, будучи воспитан в православной семье, получив образование в духовном училище, почти закончив семинарию, И.П.Павлов потерял веру в Бога и посвятил себя научной медицине.
И.М.Сеченов (1829-1905), просветитель, естествоиспытатель и физиолог
И.Д.Писарев (1840-1868), публицист и литературный критик, переводчик, революционер-демократ
Годы учения И.П.Павлова в семинарии отличались тем, что в это время в России бурно развивается общественное сознание. Этому во многом способствовали выдающиеся мыслители середины XIX в. А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, которые вели самоотверженную борьбу против реакции в общественной жизни и науке, выступали за пробуждение сознания народных масс, за свободу, за прогрессивные перемены в жизни России. Семинаристы Рязани и других городов оказались особенно чувствительны к этому поветрию. Многие из них бросали обучение в семинариях и переходили в светские учебные заведения. И.П.Павлов решил стать врачом. Как отмечают биографы академика, к резкому изменению жизненного пути И.П.Павлова побудили работы
Д.И.Писарева и, особенно, знакомство с брошюрой
И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга».
Власти царской России всячески препятствовали оттоку слушателей из семинарий, ставили всяческие формальные препоны для продолжения образования семинаристов в светских учебных заведениях. Однако И.П.Павлов сумел их преодолеть, причем достичь поставленной цели ему удалось с неимоверным трудом. Из-за специфики духовного образования он практически не имел никакой подготовки в области естественных наук, поэтому ему пришлось самому ликвидировать этот пробел. Это он смог сделать блестяще - закончил Университет и Медико-хирургическую академию. Диплом врача он получил лишь в 1879 году в возрасте 30 лет! Учась в МХА и окончив ее И.П.Павлов с 1874 по 1885 гг одновременно работал в лаборатории при клинике знаменитого столичного врача С.П.Боткина. Именно в этой лаборатории им были сделаны важнейшие для медицины работы по кровообращению, оформленные в виде докторской диссертации под названием «Центробежные нервы сердца» (защищена в 1883 г). В этот период своего жизненного пути он так был поглощен учебой и работой, что практически забросил дом, забыл о материальных нуждах, о своём костюме и даже о своей молодой жене.
И.П.Павлов долгое время не мог успешно социализироваться в чуждой для него среде светской интеллигенции. Его личности был не свойственен
парадокс Сеченова. Прямой и бесхитростный, воспитанный в православии, получивший богословское образование атеист он, несомненно, не мог смириться с показным благочестием интеллигенции клерикальной России. Из-за своего своенравного характера И.П.Павлов часто оказывался в конфликтной ситуации со своими коллегами. Однако в соответствии с законами функционирования социальных групп, не имея достаточной социальной силы, он вытеснялся в разряд изгоев коллектива. Такое положение было для него неприемлемо - он хорошо осознавал, что его образование и научные успехи должны быть высоко оценены, а достоин соответствующего им социального статуса. Материальное положение семьи И.И.Павлова оставалось весьма плохим для той среды, в которой она жила. Все это стало причиной глубокой депрессии, в которую он впал и из которой он выбрался благодаря своей жене. Из-за всего этого
«непростой» характер И.П.Павлова портился еще больше. Так продолжалось вплоть до конца 1880-х годов, когда труды ученого получили признание за рубежом. После этого он получил социальную силу, соответствующую его амбициям. «Нет пророка в своем отечестве», если у пророка нет социальной силы (если его не поддерживает отечественная элита). Блистательную карьеру И.П.Павлов сделал вопреки окружающим. Помогла ему в этом его колоссальная работоспособность и несгибаемая целеустремленность.
А.А.Ухтомский (1875-1942), академик АН СССР (1935-1942), епископ Охтинский (1931-1942).
Н.Е.Введенский (1852-1922), академик АН СССР.
Круг близких И.П.Павлову был весьма узок, причем в нем преобладали люди, получившие православное духовное образование и часто глубоко верующие. В тоже время сам физиолог был, как говорила его верующая жена, безбожником, но нисколько не воинствующим и, к тому же, считавшим, что наука и религия абсолютно совместимы. В круг близких, помимо его родственников, несомненно входил профессор Николай Евгеньевич
Введенский и Алексей Алексеевич
Ухтомский. Обсуждая с физиосоциологических позиций сложную проблему взаимосвязи науки и религии в контексте рассмотрения феномена академика Павлова, на личности А.А.Ухтомского стоит остановиться особо.
В отличие от своих старших коллег А.А.Ухтомского , будучи представителем известного княжеского рода, по настоянию матери окончил классическую гимназию и кадетский корпус, и лишь после этого - Московскую духовную академию. Окончив академию, А.А.Ухтомский отказывается от служения в синодальной церкви, переходит в православное старообрядчество. Он, как И.П.Павлов и Н.Е.Введенский, будучи выпускником духовных вуза, поступать на естественные отделения университетов не имел права. Поэтому он поступает на Восточный факультет Петербургского университета, а затем переводится на Естественный факультет. Физиологией А.А.Ухтомский начал заниматься с 1902 года под руководством И.Е.Введенского. Будучи глубоко религиозным человеком, А.А.Ухтомский являлся делегатом Поместного Собора Русской православной церкви в 1917-1918, активно участвовал в совещаниях по воссоединению со старообрядцами, стал старостой Единоверческой церкви (закрыта в 1931 г.). В 1922 году после смерти Н.Е.Введенского стал заведовать кафедрой физиологии человека и животных Петроградского университета. А.А.Ухтомский был прекрасно образован - владел семью языками, разбирался в богословии, философии, политэкономии, архитектуре, был живописцем и иконописцем, играл на скрипке. А как физиолог он прославился созданием
учения о доминанте. Родной брат А.А.Ухтомского, Андрей, был епископом Русской Православной Церкви, одним из основателей и лидеров катакомбной церкви в СССР, автором термина «истинно-православные христиане». Епископ Андрей (Ухтомский) канонизирован Русской Православной Церковью за рубежом в 1981 году.
В.М.Бехтерев (1857-1927), академик. Тайный советник, генерал-майор медицинской службы царской армии.
И.П.Павлов (1849-1936)
Главным оппонентом И.П.Павлова, фактически его антиподом, был известнейший и обласканный властью академик В.М.Бехтерев (1857-1927). Различие в отношении к окружающим этих двух крупнейших ученых даже в деталях поражает. В.М.Бехтерев прекрасно одевался, любил свой генеральский мундир с множеством наград, часто позировал в нем фотографам и художникам. А вот И.П. Павлов в дореволюционное время мундир одевал крайне редко. В советское время чаще, так как считал, что непривычный для советских чиновников блеск мундира и наград стимулирует их к принятию желательных для академика решений. Будучи значительно младше и не имея столь же значительных успехов на научном поприще, В.М.Бехтерев, тем не менее, в социальной иерархии царской России значительно превосходил И.П.Павлова. Публичные споры двух ученых часто проходили в Университете, где, естественно, арбитром выступал Н.Е.Введенский. Главным предметом споров было соотношение психики и физиологии. В силу особенностей характера И.П.Павлов часто срывался до поведения, недостойного светского человека. Однако Н.Е. Введенский находил пути к примирению оппонентов. Как вспоминал А.А.Ухтомский, долгое время им во вне научных диспутов удавалось поддерживать неплохие отношения. По крайней мере они не скатывались до закулисных интриг, что стало обычным для советской науки, что возмущало профессора А.А.Ухтомского и о чем часто он говорил своим студентам, рассказывая о том непростом времени. Ярким подтверждением слов А.А.Ухтомского являются отзывы о И.П.Павлове
современных почитателей В.М.Бехтерева.
В кругах современной либеральной интеллигенции бытует мнение, что прототипом героя «Собачьего сердца» М.Булгакова - профессора Преображенского - был Иван Петрович Павлов. Все возможно, но образ профессора Преображенского нисколько не соответствует «прототипу». Разве что нарочитым неприятием советской власти. Однако для постреволюционной интеллигенции это было обычно. Кроме того, И.П.Павлова никакого презрения к «простому народу» никогда не испытывал. Более того, живя в Колтушах, он часто общался с рабочими, строящими и обустраивающими Институт, - любил разговаривать с ними, сидя за одним столом на улице, играть в городки, что для интеллигенции было свидетельством явного моветона. Да и внешне И.П.Павлов больше напоминал Шарикова, чем Преображенского. А вот вальяжный В.М.Бехтерев больше соответствует образу булгаковского героя.
Поражает феноменально отрицательное отношение И.П.Павлова к психологии. В своей лаборатории он даже запрещал использование психологической терминологии! И это трудно понять, учитывая, что в его собственной жизни было немало случаев, показывающих, что психика человека оказывает громадное значение на его физическое состояние.
Б.Ф. Скиннер (1904 - 1990), американский психолог, изобретатель и писатель.
Несмотря на более чем скептическое отношение И.П.Павлова к психологии, последователи его учения внесли громадный вклад в психологию, развивая весьма продуктивную теорию
бихевиоризма. В советское время академик И.П.Павлов был широко известен за рубежом во многом благодаря знаменитому в то время писателю Г.Уэллсу. Есть свидетельства тому, что после его публикации статьи о выдающемся физиологе в The New York Times,
Б.Ф. Скиннер решил стать психологом. В своей научной деятельности он, по-сути, продолжил развивать идеи И.П.Павлова, при этом сосредоточившись на ответных реакциях на окружающую среду, а не на реакциях на различные стимулы. В 1972 Б.Ф.Скиннер был назван самым выдающимся психологом XX века по версии Американской психологической ассоциации.
К.М.Быков (1886-1959), российский и советский физиолог, академик АМН СССР и АН СССР, генерал-лейтенант медицинской службы.
Виднейшим продолжателем дела И.П.Павлова в нашей стране стал
К.М.Быков (1886-1959), отличавшийся от других учеников тем, что его путь в науку был схож с путем учителя - закончил Солигаличское духовное училище, а затем Казанский университет. С 1921 по 1950 годы он работал в Институте экспериментальной медицины (в 1921-1932 под непосредственным руководством И. П. Павлова); в 1943-1948 годах был начальником Научно-исследовательского медицинского института, а в 1948-1950 годах - директором Института физиологии центральной нервной системы АМН СССР. В 1950 году он занял пост директора павловского Института физиологии АН СССР. К.М.Быков в 1946-ом году стал лауреатом Сталинской премии первой степени за научный труд «Кора головного мозга и внутренние органы». В 1950 г. был одним из организаторов знаменитой совместной сессии АМН СССР и АН СССР, посвященной развитию наследия Павлова в нашей стране. Но об этом в следующем тексте.