О социальном лифтинге вниз

May 30, 2019 18:30


Понятие социальный лифт прочно вошло в тезаурус современных СМИ. При этом подразумевается обеспечение быстрого и комфортного движения вверх по вертикали власти или успешный карьерный рост для тех, кто рожден в «низших» социальных стратах. Для социального лифтинга вверх разработаны специальные программы отбора наиболее перспективных кандидатов на руководящие должности в государстве, призванные обеспечить сохранение господствующей политической элиты.

Лифт - это транспортное устройство для перемещение людей и грузов по вертикали не только вверх. Если воспользовались этой аналогией в прикладной социологии, то почему-то «социальный лифт», как средство быстрого и комфортного перемещения вверх по вертикали социальной иерархии, практически не используется для быстрого и комфортного перемещения вниз с верхних этажей властных и других общественно значимых (и не только) социальных структур. Часто людей, ставших лишними на верхних ступенях социальной лестницы, просто сбрасывают вниз. Хорошо, если человек добился в жизни немногого - падать гораздо легче, некоторые даже не ощущают падения. А вот для тех, кто оказался выше, все может оказаться гораздо хуже - для них лишение места наверху означает смерть - не обязательно явно насильственную, чаще «естественную» - человеку, долго пребывавшему «наверху», как правило, бывает очень трудно вновь приспособиться к жизни на одну, а тем более несколько, ступенек ниже.  Описание в исторических очерках и литературных произведений примеров подобного падения и быстрой кончины множество. Яркий пример - судьбы Адольфа Гитлера, Муаммара Каддафи, Лаврентия Павловича Берия, Саддама Хусейна... Показательна в этом отношении печальная судьба младшего сына И.В.Сталина. Но есть и исключения - например «Иудушка» Горбачев спокойно и комфортно доживает свой век, перескочив с властной вершины в СССР в элиту США (нобелевский лауреат, почетный профессор множества престижных вуз'ов, награжденный орденами множества государств).

Судьбы «властителей дум» весьма любопытны, но физиосоциологический интерес вызывают в большей степени массы людей, волею судьбы взлетевших (или вскарабкавшихся) вверх и не сумевших там закрепиться (а таких - подавляющее большинство) или людей, рожденных в «верхних» стратах, и волею судьбы спустившиеся ниже (место в верхних стратах мало - если кто-то в них закрепился, то кто-то должен его покинуть). Проблема опускания большого числа служивых людей была (и остается) для государства всегда наиважнейшей - обидеть человека, знающего тонкости государственного управления весьма опасно. Как правило таких опускают мягко. В России служивые дворяне и их семьи получали весьма значительные привилегии при выходе на весьма солидную пенсию. В Советской России военные получали относительно большие пенсии и определенные привилегии, а чиновники - персональные пенсии и соответствующие их статусу (местные, республиканские, союзные) привилегии. Но это оказалось явно недостаточно, что и способствовало успеху контрреволюции 1980-х.

Социальный лифт вверх работает особенно интенсивно в период социальных потрясений. За последнее столетие в России это период Революции 1917 года, Великой отечественной войны, Контрреволюции 1991-1993 годов. В настоящее время подобное переживает Украина. Вверху мест мало для всех революционеров, поэтому интенсивно начинает работать лифт вниз - «революция пожирает своих детей». Но не все революции так кровожадны. В современной России бенефициары переворота 1980-х создали максимально комфортные условия для тех, кто разваливал СССР. «Сладкая жизнь» была гарантирована для М.Горбачева, Б.Ельцина и его «семьи». Активисты рангом пониже прошлись по министерским и парламентским местам, гарантировавшим им прекрасные пенсии, привилегии, значительное общественное внимание. «Идейные активисты» наподобие Е.Салье, А.Марычева или В.Новодворской кончили плачевно.

Таким образом, проблема социального лифтинга вниз в принципе осознанна обществом и решаема для стратов, важнейших для стабильности государства, но это решение весьма затратно. Для обычных людей лишение их даже весьма незначительного социального статуса оказывается катастрофой. Особенно массово это проявляется при выходе человека на пенсию. Состояние человека, резко опущенного вниз прекрасно передано Д.Николсоном в фильма «О Шмидте». В отечественном киноматографе эта проблема также неоднократно поднималась - от «Дней Журбиных» до «Стариков-разбойников». Но государством она не решалась. Пресловутый «подъем пенсий» - не решение проблемы. Отправлять на пенсию здорового и полного жизненных сил человека можно прекратить  путем повышения пенсионного возраста до существующего физического предела жизни, но тогда надо улучшить условия работы до такой степени, чтобы «трудовые будни стали праздником для нас», как когда-то пели в «Гимне коммунистических бригад». Пока такие условия созданы для В.И.Матвиенко и других незаменимых высокопоставленных чиновниц и чиновников современной России.

В фильме  «Вторая жизнь Уве», решение проблемы резкого изменения социального статуса сводится к рекомендации физического ухода в «загробную жизнь».  Безусловно это решение, но лишь психологически обоснованное, причем только для верящего в жизнь после смерти. Поэтому ни с биологической, ни с социальной позиций такое «решение» не эффективно. Физическая жизнь человека является абсолютной ценностью. В любом физическом состоянии, в любом возрасте, человека любого социального статуса.

Проблему может решить только полноценная социализация человека в новых для него условиях жизни. Есть ли какие либо примеры успешной социализации в новой социальной роли? Масса. В кино - образ сыгранный М.Ульяновым в фильме «Председатель», например. Даже описан один из способов эффективной социализации -  фильм «Влюблен по собственному желанию» с блистательным О.Янковским в главной роли. Однако это лишь художественные образы, созданные на основе одиночных фактов.

На современном этапе развития общества уже крайне необходима научно  обоснованная государственная социально-экономическая политика, обеспечивающая как лифтинг вниз, так и перемещение по социальной горизонтали больших масс населения. Эффективная политика в этой области может быть сформирована только в парадигме физиосоциологии на основе учета особенностей физиологии человека, его психологии и законов социологии.

психология, физиосоциология, политика, социальный лифт, религия, пенсионная реформа, physiosociology

Previous post Next post
Up