Г.Гегель (1770 - 1831)
И.М.Сеченов, утверждавший, что психическая деятельности человека
формируется внешним миром через органы чувств, по-сути дал естественно-научное обоснование представления Г.Гегеля о
всеобщей разумности. В дальнейшем физиологическое обоснование всеобщей разумности, глубокой связи физиологии и психологии было подкреплено работами виднейшими представителями
отечественной школы физиологов.
Для Г.Гегеля разумность - наличие духа. В своих представлении о всеобщей разумности он исходил из того, что физическая природа, будучи неразумной сама по себе, правильно и разумно не могла устроиться. Если не могла (а это очевидно для Г.Гегеля), то совершенно необходимо предположить реальность некоего разума, намного более совершенного, чем человеческий, который и привел все материальное в состояние целесообразности и гармонии. Если исходить из современной физиологии высшей нервной деятельности, то разумность, как наличие духа, - отражение разумности физической реальности. С другой стороны под
разумом понимается философская категория, выражающая тип мыслительной деятельности, способность анализа, абстрагирования и обобщения. В этом случае постулат Г.Гегеля предполагает мыслительную деятельность физического мира, что лишено какого-либо смысла. Таким образом, высказывание Г.Гегеля скорее отражает идею взаимосвязи психики и окружающей человека физической реальности посредством художественного образа, т.е. является аллегорией.
Психика человека неразрывна от его социального бытия. Более того, психика менее «разумна», чем физическая реальность, данная человеку в его ощущениях, на основе которых сама психика и формируется. Это связано с тем, что в социальных системах на
бинарный механизм авторегуляции, характерных для биосоциальных систем - от простейших колоний одноклеточных до биогеоценозов -накладывается в качестве регулятора психическая деятельность человека, которая весьма своеобразно отражает физическое бытие человека.
Физиологическая парадигма акцептора результата действия предполагает наличие на разных структурно-функциональных уровнях организма центров, в которых происходит анализ произведенного действия на соответствие его результата удовлетворению потребностей организма. Таких уровней три: уровень отдельной клетки, уровень ткани и уровень. определяющий целостность структурно-функциональной системы организма. Механизм акцептора результата действия проявляется на уровне клетка-организм, синергетические принципы - на уровне от ткани до биогеоценоза и социума (человек и высокоорганизованный животные). У высокоорганизованных животных формируется уникальный механизм анализа, абстрагирования и обобщения - разум, действующий на уровне организма и социума (стаи). В осное разума лежит чисто физиологический механизм акцептора результата действия, как базовый для функционирования живого. Именно на этом уровне происходит выявление ложного и правильного выбора для существования живого - от клетки до биогеоценоза и социума. Цена ложного выбора - гибель живой системы от клетки до биогеоценоза, социума или человечества как такового. При этом никакого сведения одного уровня исследования до другого! Законы физики - базовые для любой деятельности человека, но никто в здравом уме не будет сводить социологию к физике! То же относится и к физиосоциологии - механизм акцептора результата действия на уровнях биохимических систем, клетки, трани, организма и социума различны. Именно поэтому П.К.Анохин по праву считается основоположником кибернетики, как науки об общих законах управления вне зависимости от конкретных управляемых объектах с присущими им уникальными механизмами функционирования.
Если рассматриваются системы, в регуляции которых участвует личность, имеющая сложный психический мир, то помимо общих законов синергетики и кибернетики, необходимо учитывать и закономерности функционирования механизма акцептора действия на уровне психики человека - ложь и правда, в конечном итоге, всегда будут оцениваться человеком на уровне психики, т.е. субъективно, в отрыве от физической, биологической и социальной реальностей.
Объективный (естественный, материальный) механизм акцептора результата действия заточен в первую очередь на обеспечение основных биологических потребностей человека (питание организма, его всесторонняя защита, многогранное обеспечение продления рода), обеспечивающих его выживание в сложной окружающей среде. Несомненно, человек обладает разумом, но воспользоваться им в полной мере ему мешает его психика. Собственно физиологические причины этому - формирование центров удовольствия,
расщепление личности, как необходимый этап мышления, и эмоциональность, как механизм в норме обеспечивающий действие при тупиковых ситуациях. В условиях чрезвычайно сложной социальной среды эти три причины часто не позволяют человеку всегда принимать разумные решения. Особенно в тех случаях, когда последствия ложного решения достаточно далеко отдалены от момента его принятия.
Психический компонент в системе авторегуляции сложных социальных систем часто лишает человечество разума. Ложные цели и повышенная возбудимость приводят к невозможности удовлетворения базовых биологических потребностей человека. Даже несмотря на то, что в ряде случаев сама психика может существенно эти потребности снизить до минимальных. Но при скудных условиях существования никогда не проявляется главное преимущество человека - способность к анализу, абстрагированию и обобщению. Сократ, Диоген, Эзоп - исключения, подчеркивающие это правило, - все они получили достойное воспитание и образование в вполне комфортных условиях. Мозгу необходим сахар (свежие фрукты, сухофрукты, мёд, богатые углеводами овощи), из которого образуется глюкоза, являющаяся источником энергии для обеспечения высшей нервной деятельности. Но все должно быть в меру. «Сладкая жизнь» лишает человека разума даже быстрее, чем жизнь впроголодь.
Несомненно, что все «действительное разумно». Законы физики, химии, биологии объективно разумны. А вот то, что «разумное действительно» - это еще большой вопрос. История показывает, что далеко не всегда человек способен отличить ложь от правды даже имея потенциальную возможность принимать разумное решение. Мешает искажение реальности при восприятии мира его богатой на выдумку психикой. Поэтому разумное часто не становится действительным - социальная действительность становиться весьма неразумной, соответствующей ложной «разумности»...