От апории "Ахиллес" к современной педагогике

Mar 12, 2019 17:01





Зенон Элейский (около 490 до н. э. - около 430 до н. э.)

После уроков по «Истории древнего мира» у меня, как, вероятно, и большинства моих одноклассников, сложилось впечатление о величайшей глупости философов той эпохи, некоторые из которых утверждали, что стрела не может лететь, что Ахиллес не в состоянии догнать черепаху и т.п. -  явные даже для ребенка несуразицы.  В вуз'е преподаватели «марксистско-ленинской философии» как-то не очень способствовали изменению этого мнения. Однако семинары  в аспирантуре и самообразование  раскрыло глаза на то, что интеллектуалы, имеющие классическое естественно-научное образование, не  обращают должное внимание. Очевидно, что есть по-крайней мере две реальности - материальная и нематериальная.  В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности).

Современный человек, как биологический вид, имеет те же предпосылки для развития индивидуального интеллекта, что и несколько миллионов лет тому назад, когда он собственно и выделился из природной среды и начал формировать культуру - свою уникальную адаптацию к среде обитания. Письменность, как необходимая основа формирования культуры, начала создаваться примерно 8-мь тысяч лет тому назад, поэтому 2,5 тысяч лет тому назад в Древней Греции человечество, в лице его ближневосточных и европейских народов, накопило достаточно знаний и оказалось способным сформулировало основные вопросы философии, основы гуманитарной культуры, и возможные направления поиска ответа на них. Что касается материальной культуры, то мы с Вами продолжаем жить фактически в железном веке, начавшемся всего-то 2,5 - 3 тысячи лет тому назад, то есть тогда, когда гуманитарная культура фактически достигла пика в своем развитии. В начале было слово.

Апория Ахиллес и черепаха проста - «Быстроногий Ахиллес никогда не догонит неторопливую черепаху, если в начале движения черепаха находится впереди Ахиллеса». Ход рассуждений таков:

Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

Апория Ахиллес и черепаха считается одной из сорока апорий философа Зенона Элейского, хотя  Диоген Лаэртский  полагал, что ее автор - Парменид, учитель Зенона. Автор апории исходил из того, что пространство и время не имеют предела делимости. Опровергатели этой и других апорий о движении доказывали, что такой предел есть. Так, например, Аристотель считал, что хотя интервал времени можно неограниченно делить, но его нельзя составить из изолированных точек-моментов и нельзя этой бесконечной делимости соотносить бесконечное время. Все это бесспорно, если речь идет о материальной действительности. В тоже время, если материя - объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им, то психическая деятельность одного индивида материальна для другого. Таким образом, если рассматривать психику человека, как действительность нематериальную, то с апориями движения все очень и очень не очевидно.

В апории Ахиллес и черепаха Зенон Элейский несомненно говорит не о материальной действительности. Для философа Древней Греции Ахиллес это реальный персонаж. Но эта реальность не материальна, в том смысле, что  постигается философией, а не естественными науками. Поэтому опровержение апории должно быть философским. А с этих позиций опровергнуть ее невозможно. Как и большинство философских  концепций, включая, между прочим, и солипсизм. Но попытки сведения одной науки к другой наблюдаются постоянно. Особенно страдают науки, предмет которых сложнейшие явления.  Пытаются рассматривать с точки зрения физики, химии и даже сопромата не только биологические проблемы. Выдающийся инженер и организатор сложнейшего производства академик Б.В.Раушенбах  попытался доказать с «научных позиций» существование Бога. И не только он один. Но для верующего человека это богохульство! Главное в религии - вера. А также надежда, любовь и мать их мудрость - если исходить из слова Спасителя.

Чем же замечательна апория Ахиллес и черепаха, если описанный казус рассмотреть как проявление особенности психики? Апория подчеркивает то, что нельзя без коррекции переносить фундаментальные понятия материальной действительности в действительность идеальную. Каждой человек, воспитанный в современной общекультурной среде, оперирует в своей психической деятельности понятиями пространство, время, длина, скорость и т.п. Но можно ли считать, что эти понятия безусловно отражают все атрибуты, которые присущи им в материальной действительности? Если Вы в этом сомневайтесь - посмотрите на полотна художников, выходящих за рамки реализма, почитайте поэзию. Даже писатели-реалисты очень редко до конца реалистичны. Иначе они не писатели, а ученые (этнографы и другие жизнеописатели) или порядочные журналисты. Апория Зенона о том, что рожденный позже не может  догнать в психическом развитии рожденного раньше. Если более старшая по биологическому возрасту личность развивается! Но даже в том случае, если «черепаха» и остановиться, то «Ахиллес» догонит ее не сразу: все зависит от темпов его «бега» (психического развития) и желания догнать. Развитие личности останавливает лишь ее «естественная» биологическая смерть, как организма, функционирующего по законам физиологии. Или социальные обстоятельства. Например, если тело личности уничтожат за ересь,  как Джордано Бруно или Жанну де Арк...



Аристотель (384 до н. э. - 322 до н. э.)

Одним из первых выдающихся оппонентов Зенона был  Аристотель.  Но ему не удалось опровергнуть аргументы Зенона по той простой причине, что в логическом отношении они составлены безукоризненно. Таким образом, критики Зенона уходят от проблемы, подменяют сам предмет обсуждения, переходят от идеальной действительности (описываемой законами логики) к действительности материального мира (описываемой законами физики).

Научный авторитет Аристотеля, подкрепленный выдающимися результатами правления его ученика царя Македонии Александра , многие века оставался незыблемым. В том числе этот авторитет сместил тренд в науке. Материальные интересы победили духовные. От приоритета познания духовного мира к познанию мира материального. На этом пути человечество достигла впечатляющих материальных результатов - создание современной промышленности, транспорта, связи... А вот с развитием духовной культуры дела обстоят более чем плачевно. Фактически, в погоне за материальными благами для правящих национальных элит и крохами от их пиршеств для остального населения, человечество подошло к порогу самоуничтожения в результате неминуемых термоядерных конфликтов грядущего Апокалипсиса.

Подмена понятий в науке, безосновательный перенос закономерностей физической реальности на исследование реальности психической  приводит к грубым ошибкам, при этом главная опасность таится в использовании математических знаний. Математика имеет два фундаментальных основания - логику (психическое) и измерение (физическое). Соединяя эти два подхода Клавдий Птолемей  обосновал геоцентрическую модель мира, которая два тысячелетия (!!!) считалась истинной. Современная физика широко использует комплексные числа в различных расчетах, например в уравнении Нобелевского лауреата Э.Шрёдингера, лежащего в основе квантовой физики. Особенность комплексного числа - его мнимая часть, которая никакого адекватного физического содержания не имеет, а служит лишь для формального решения математических уравнений. Комплексное число - это элемент психической реальности, продукт интеллектуальной деятельности человека, поэтому квантовая механика Шредингера может оказаться мнимой, как и геоцентрическая теория Птолемея.

Апория Ахиллес и черепаха интересна не только тем, что вскрывает фундаментальные различия материальной и духовной реальности, но так же тем, что указывает путь для их преодоления. Ключ решения основной проблемы - создание эффективной системы образования (обучения и воспитания), основанной на соблюдении баланса материальной и духовной реальности в процессе познания и практической деятельности. Человек на начальном этапе своего духовного развития - стихийный солипсист. Вспомните - закрыв глаза рукой ребенок прячется от вас, для него реален лишь собственный внутренний мир. Логика безупречна - то, что он не чувствует, что не видит для него не существует. То же относится и к окружающему миру: спрятаться, забиться в угол, залезть под кровать -для ребенка решение проблемы забыть о ней, спрятаться от нее. Но физиология дает о себе знать: естественные потребности, необходимость их удовлетворения заставляют ребенка считаться с материальной реальностью, различать материальные ложь и правду. Апорией «Ахиллес» философ античности указывает не только на роль и место учителя в воспитательном процессе, но предъявляет основное требование к учителю. Согласно Зенону учитель для ученика - цель, которую он должен достичь. Поэтому учитель всегда впереди ученика.  Даже в высококультурной среде без учителя человек развивается крайне медленно. На плечах учителя ученик видит дальше. Как сказал Фрэнсис Бэкон: «Знание - сила»!



Владимир Петрович Потёмкин (1874 - 1946)

Современное общество, основанное на капиталистических отношениях, в котором погоня за материальной выгодой - основа существования громадной части человечества, разрушает систему образования. Особенно наглядно это на просторах нашей страны и бывших стран Социалистического содружества. А начиналось все весьма безобидно: либералы озаботились о «слезе ребенка». Символично, что система образования, созданная сталинским наркомом просвещения В.П.Потемкиным, начала демонтироваться после физического устранения И.В.Сталина от руководства страной. Сначала, в 1954 году, отменили раздельное обучения юношей и девушек. Через четыре года - переходные экзамены из класса в класс. И далее пошло-поехало, вплоть до «педагогике сотрудничества», перевод образования в сферу услуг  и (апофегей идиотизма!) публичного требования к учителю, чтобы он встал на колени перед учеником и был благодарным за то, что ученик соблаговолил у него учиться. И что мы в итоге имеем? Беспредел 90-х начала нулевых годов. Развал государства и коррумпированность чиновничества. Почти полное уничтожение промышленности. Пресловутую «вертикаль власти» и официозную «православную» церковь, как воплощение духовности!

Педагогика это Армагеддон, место последней битвы сил добра с силами зла в конце времён. Будем оптимистами и будем надеяться, что силы добра в человечестве победят силы зла. Хотя в это верится с трудом...

А все началось с высмеивания Зенона Элейского...
Previous post Next post
Up