Начало
тутПроблема заключается в том, что русское общество действительно вошло в XX век как во многом общество традиционное, в котором продолжала господствовать механическая солидарность. Большинство людей продолжали существовать в рамках общины того или иного типа, а в нерусских областях и вовсе - родового клана или как евреи, кагала. Городская
(
Read more... )
Например, социальный институт с макро социологической точки зрения - возьмем из википедии: исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил.
А с микро социологической это (Мид): типичные реакции индивидов на типичные ситуации.
Эти подходы не конфликтуют, а дополняют друг друга и не имеют отношения к индивидуализму или его отсутствию.
«Доктрина, согласно которой все социологические объяснения сводимы к характеристикам отдельных индивидов. Она разрабатывалась в противовес идеям таких социологов, как Э.Дюркгейм, который утверждал, что при социологическом объяснении характеристиками индивидов можно с уверенностью пренебречь, поскольку «социальные факты» существуют сами по себе и могут изучаться независимо от индивидов, действия которых они определяют».
Тут какое-то непонятное смешение.
У Дюркгейма имеется в виду, что пренебречь можно конкретными характеристиками, привычками и характером Васи или Пети, а методологический индивидуализм базируется на понятии индивида социального, индивида как такового, а не конретного.
Вообще дискуссия макро и микро социологии, где речь и шла, из чего исходить, уже давно затихла за полной бессмысленностью - см. выше пример.
Reply
Я хочу сказать, что в этом конфликте двух крупных "парадигм" Дюркгейм находится очень слева, и если вы начинаете характеризовать его как буржуазного индивидуалиста (с чем в общем политико-идеологическом плане я согласен), то мы можем упустить из поля зрения действительных "методологических" индивидуалистов, которые еще те индивидуалисты. Которые вообще согласны говорить о крупных системных отношениях, только если они излагаются на синкретическом "индивидном" языке (ценности, смыслы, дискурсы и т. п.)
Reply
Leave a comment