По инициативе
hgr’а подумал о примитивности своего мышления.
Какое-нибудь пелагианство, адопционизм, - это еще более или менее понятно. Но когда речь заходит о сущностях и энергиях, я просто теряюсь. Это выбивает меня из колеи. Сразу вспоминаются разные высказывания в том смысле, что греки вообще повально были еретиками, а надо только учить каноны
(
Read more... )
а энергии -- приложатся в свое время.
Reply
Reply
Reply
Вы бы лучше кельтским, а не латинским пропитались. это восток, а не запад.
Reply
Не надо только про "кельтов", какие они были восточные и т. д. Не верю я в эти вещи.
Reply
Reply
Карташов дает общее представление -- но неверное и не о том, о чем Вы хотите узнать.
насчет кельтов: Вы просто не знаете восточного монашества, особенно египетского. а вот начните читать Иоанна Кассиана, и это много Вам даст. (но восточные параллели для кельтского монашества -- это больше всего Египет; про молитвы в воде Нина Ч. разбирала уже, но, главное, там очень много "нового Израиля" и прочего еврейского, как и у Пахомия). у кельтов, как и в Египте, задержалось много иудео-христианского, причем, не только самих текстов (псевдоэпиграфов), но и традиций.
Reply
Болотов -- ученый будущего, но будущее слишком хило и не осилит, увы...
Reply
А вот про "кельтов" (ирландцев? надо точно выражаться) -- буду.
Западная монашеская традиция имеет восточные корни. Иоанн Кассиан -- один из ключевых для ранней эпохи авторов. Аргумент с "новым Израилем" непонятен, так как этот Израиль наличествовал и у презираемых Вами Каролингов. Что подразумевается под псевдоэпиграфами -- неясно, т. к. масса ирл. псевдоэпиграфов (Пс-Иероним, Пс-Августин, Пс-Киприан и т. д.) суть вполне себе западное явление. Может быть, апокрифы?
Reply
это ведь актуальное чтение для монахов, причем, священное писание.
я специально сказал "кельты", а не "ирландцы", т.к. традиции бриттов и пиктов тоже важны. но от ирландцев больше письменных источников.
Reply
Про "актуальное чтение для монахов" не понял. Прошу объяснить.
Между бриттами и ирландцами, на мой взгляд, различия были существенные. Я против термина "кельтский" -- на мой взгляд, он мало что дает, кроме флёра загадочной периферийности.
Пикты -- вообще темный лес. Я не знаю, как можно судить о "пиктской традиции", разве что при расширительном толковании ирландских источников или с привлечением позднейшей информации.
Reply
пикты -- это я хотел сказать про Шотландию, где совсем особая история христианства, с сильным присутствием К.поля 7 века (отсюда и культ ап. Андрея).
актуальное чтение: помимо буквального смысла (что это читалось и переписывалось), я имел в виду вот что: идеи иудаизма Второго Храма (а одним из видов этого иудаизма является первоначальное христианство) присутствуют в ирландской агиографии 6-7 веков. молитвы в воде -- это лишь один из примеров. "рай птиц" в Плавании Брендана -- это еще более точный пример, да и сама идея "плаваний" как агиографического жанра, построенного на основе иудейских космологических апокалипсисов (из иудейских апокалипсисов рай птиц -- в 3 Варухе, а сама-то идея месопотамская). и т.д.
Reply
Reply
http://hgr.livejournal.com/1133967.html (это серия связанных между собой агиографических досье),
новый константин: http://en.wikipedia.org/wiki/Caustant%C3%ADn_of_the_Picts
Андрей:http://celtic-church.livejournal.com/13504.html
лат. переводы на континенте должны бы остаться еще где-то на континенте; если не остались, то, видимо, для континента это была маргинальная традиция, а для Ирландии стала мейнстримом.
факт тот, что ирландцы и бритты резко отличаются от запада, от всего, что связано с римом. это я еще ничего не говорю про календарь...
оформление рукописей -- да, и это важно. там тоже, кажется, именно коптские параллели.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment