Деградация, рабство, безыдейность

Oct 20, 2012 03:12


По инициативе hgr’а подумал о примитивности своего мышления.

Какое-нибудь пелагианство, адопционизм, - это еще более или менее понятно. Но когда речь заходит о сущностях и энергиях, я просто теряюсь. Это выбивает меня из колеи. Сразу вспоминаются разные высказывания в том смысле, что греки вообще повально были еретиками, а надо только учить каноны ( Read more... )

хны

Leave a comment

Comments 83

cergiy October 20 2012, 03:35:05 UTC
А вроде сам Максим Исповедник папу сего защищал от нападок.

Reply

smirennyj_otrok October 20 2012, 16:59:26 UTC
Было дело. Но только на Шестом Вселенском соборе его все равно анафематствовали.

Reply

cergiy October 20 2012, 17:02:35 UTC
ну это да. полюбили в то время людей предавать анафеме.

но по факту, если он не учил никакой ереси, то и анафема в трубу улетает.

Reply

smirennyj_otrok October 20 2012, 17:20:01 UTC
Учил папа Гонорий ереси или нет -- это дело вкуса. Насколько я помню, история примерно такая. К-польский патриарх Сергий I, вполне себе отъявленный монофелит, прислал ему вполне еретическое письмо. Гонорий ответил ему с одобрением. Тогда император Ираклий издал Эктесис с изложением монофелитского учения. Тут даже в Риме стало ясно, что на Востоке ересь народилась, а Гонорий взял и помер.

Максим в борьбе против монофелитов был заинтересован в укреплении престижа Рима, поэтому постарался очистить память Гонория. Он взял за грудки аббата Иоанна Симпона, который переводил папское письмо на греческий, и получил заверение в том, что они с Гонорием просто не поняли Сергия, так как ересь была новая, хитрая и выражена невнятно.

На Третьем К-польском соборе греки были заинтересованы в обратном -- примазать Гонория к еретикам. Ну и анафематствовали, конечно. Рим это съел. В XIX веке была еще большая буча по поводу того, еретик Гонорий или нет и как эти анафематизмы понимать, только уже неинтересно.

Как-то так.

Reply


про интеллектуальное убожество irenered October 20 2012, 06:02:43 UTC
Ехала я как-то в метро парижском вечерком в будний день, когда все нормальные люди возвращаются с работы. Метро было забитым - линия 4, все стояли тесно друг к дружке, прямо как в московском с утра. Рядом стоял мужчина, средних лет, по виду - клерк клерком, и читал... Confessiones Августина. В переводе, правда, но все равно.

Каков шанс встретить в Москве в 7 вечера в метро клерка, читающего Паламу? :)
Это вопрос об актуальности и востребованности богословия, хотя понятно, что оно - удел элиты.

Побольше интеллектуального смирения :)

Reply

Re: про интеллектуальное убожество smirennyj_otrok October 20 2012, 17:01:57 UTC
Клерк с Паламой?!

Все-таки "Исповедь" -- не вполне "богословие". Скорее даже интеллектуальный маст рид.

Reply

Re: про интеллектуальное убожество florentioslg October 20 2012, 20:34:57 UTC

mondios October 20 2012, 06:37:46 UTC
вот эта фраза Вашего уважаемого собеседника прекрасна:

"Рим в византийское время именно окраиной и был. варварская дикость. отсюда и августинизм. каролинги -- это первый опыт "третьего рима". такая же тухлятина."

даже комментарии, считаю, не нужны :)

Вашу аналогию с Павлом Смирнским не понял. на Западе к тому времени споры об энергиях (акте-потенции) были намного более дифференцированными и сложными, нежели на Востоке.

а Павел сей потом имел ещё дискуссию с Иоанном Кантакузиным, в которой последний убедил Павла, что они об энергии учат так же, как латиняне. Схоларий позже это доказывал в богословских трактатах. но в реальности язык умозаключений был совершенно различный, а потому сравнивать эти богословские интерпретации (томистские и восточные) очень сложно. у меня было несколько записей на
ту тему под названием "Фома Аквинский sub specie palamitica" (еще неоконченнные, - возможно в будуще м будет большая статья на эту тему).

Reply

danuvius October 20 2012, 08:05:32 UTC
Кантакузин наврал :)

Reply

mondios October 20 2012, 11:44:15 UTC
какой аргумент Вас в этом убедил?

Reply

danuvius October 20 2012, 15:09:00 UTC
Это самоочевидно.

Reply


hgr October 20 2012, 07:53:30 UTC
всегда удобнее входить дверью, нежели лезть через окно. если нужно дойти до православия с запада, то лучше начинать с изучения и принятия "полупелагианства" Иоанна Кассиана. это сразу выводит в правильные аскетику и христологию (на западе то другое неправильное), используя в качестве стартовой точки латинские заблуждения.

а энергии -- приложатся в свое время.

Reply

hgr October 20 2012, 07:54:32 UTC
то И другое неправильные (очепятка!)

Reply

smirennyj_otrok October 20 2012, 17:09:43 UTC
Боюсь, горбатого могила исправит. Когда-то я почитал Болотова-Карташева, потом возненавидел их в сердце своем. Потом в связи с ирландскими вещами стал осваивать все латинское и пропитался этим духом. Зато так здорово думать, что знаю, как там все на самом деле было)

Reply

hgr October 20 2012, 17:28:32 UTC
Б-К -- это ведь неправославные авторы, а второй из них вообще плохой журналист (правда, первый -- гениальный ученый, но все-таки не нашей эпохи).

Вы бы лучше кельтским, а не латинским пропитались. это восток, а не запад.

Reply


Элитарное богословие livejournal October 20 2012, 19:20:52 UTC
Пользователь quaeritans сослался на вашу запись в записи « Элитарное богословие» в контексте: [...] лет, по виду - клерк клерком, и читал... Confessiones Августина. В переводе, правда, но все равно. [...]

Reply


Leave a comment

Up