Когда писал
пост про детерминизм, бросилось в глаза, что в истории детерминизма много общего с христианской религией.
1. Детерминизм учит, что будущее предопределено. В христианстве бог всеведущ, т.е. знает прошлое и будущее. А это и есть идея детерминизма. Если бог знает будущее, значит будущее предопределено.
(
Read more... )
Comments 17
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Религия.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Reply
Reply
Если даёте ссылки, пишите, что в них, и для чего на это ссылаетесь.
Reply
Там рассуждения метра на близкие темы.
Reply
Очевидно, если по ссылке пройти, но не факт, что по пустой ссылке пойдут. Да, и книга всё же, а не статья. Автор к чему-то интересному пришёл?
Reply
Религиозный дискурс это всего-лишь фантастическое отражение в голове процессов реального мира. Ещё Энгельс сформулировал.
Если верующие называют мир богом, то это никак не отменяет реальные закономерности мира, которые религия отражает просто в иных понятиях.
Теория отражения у диалектического детерминизма и религиозного схожи.
Reply
Да, религиозное мировозрение всё же мировоззрение. Потому вынуждено отражать и реальное. Путь через призму нереального.
Reply
В статье
А. А. Печенкин Антиметафизическая философия второй половины ХХ века: конструктивный эмпиризм Баса Ван Фраассена. В кн. Границы науки, 2000, с. 104-120.
в разделе "5. Аргументы реалистов и пять доказательств бытия Бога" Печенкин перевел часть из книги ван Фраассена, в котором как раз показывалось, что многие аргументы научного реализма напоминают пять доказательств существования Бога Фомы Аквинского. Это к тому, что такое совпадение далеко не случайно.
https://drive.google.com/file/d/198GBX2o-WxdbxgzqnzAKeAa_n0pPD17b/view?usp=drive_link
Reply
Посмотрел аргументы Фомы Аквинского. Довольно любопытны, разве что сказал бы, что все пять его аргументов, сводятся к одному, точнее выводятся из одного: из причинности. Т.е. это не пять аргументов, это один аргумент: надо разобраться с изначальной причиной.
Reply
Кстати, забавно, что Фраассен громил реалистов сравнением с религией. По мне, так это аргумент за реализм, а не против. Мол, даже попы поняли, пусть и на свой лад переиначили, а Фраассен не понял. Конечно, понятно, что это скорее всего был не основной аргумент, а скорее укол. Мол, вы от церкви отошли, а она вот, никуда из вас не ушла. Забавно, что такие уколы сильнее действуют, чем не затрагивающие чувства аргументы.
Reply
Reply
Leave a comment