Когда писал
пост про детерминизм, бросилось в глаза, что в истории детерминизма много общего с христианской религией.
1. Детерминизм учит, что будущее предопределено. В христианстве бог всеведущ, т.е. знает прошлое и будущее. А это и есть идея детерминизма. Если бог знает будущее, значит будущее предопределено.
2. Диалектический детерминизм связывает предопределённость и свободу воли. При этом предопределённость никуда не девается. В христианстве обретение свободы воли первыми людьми тоже никак не влияет на всеведение бога. Да, и наличие сюжета с обретением свободы воли показательно.
Это я пишу к тому, что определенные вопросы устройства мира волновали людей всегда. И пусть разные люди размышляли над этими вопросами по разному, в рамках своего мировоззрения: у кого-то религиозного, у кого-то нет; тем не менее, приходили к одинаковым выводам. Тут интересно, что разница в мировоззрении не повлияла на выводы.
Конечно, скорее всего идеи детерминизма проникли в христианство из Др. Греции, когда ещё эти идеи не называли детерминизмом. Но они должны были казаться первым христианам достаточно убедительными, чтоб их не отвергнуть, а вплести в свою религию. Да, и тема всеведенья богов старше древнегреческих философов.
И это я к тому, что возможно здраво рассуждать на научные темы, даже будучи религиозным, даже в рамках религиозного дискурса.
З.ы. Статья служит добавлением к статье "
Детерминизм. Сущность понятия и история понимания. Причинность или случайность?"