Как ребенку адаптироваться к началу занятий в школе?

Dec 09, 2024 13:00


Часто бывает так: ребенок мечтал отправиться в школу, считал дни до первого сентября, гордо стоял на линейке, а потом что-то будто сломалось - и от прежнего энтузиазма не осталось и следа. Иногда доходит до скандалов и истерик, ребенка приходится в школу буквально тащить на буксире.



О том, почему это происходит и как быть, если ваш первоклашка вдруг охладел к учебе, мы сегодня и поговорим.

Кое-что о первоклассниках, которые вам необходимо знать

За эйфорией следует откат

В таком возрасте сильнее всего «бьют» новые впечатления. Первый месяц ребенку все нравится и все интересно: детям очень нравится тянуть руку, наперебой отвечать учителю, когда тот задает вопросы. Это вызывает прилив энтузиазма, а вот потом позитивное подкрепление от эффекта новизны сходит на нет, наступает нервное истощение.

Удивительный факт: более половины первоклассников заболевают в течение первых двух месяцев, а истоки у таких болячек психологические, организм таким образом реагирует на переутомление.

Адаптация - дело долгое и неблагодарное



После первого месяца приходит понимание: школа - не праздник, это не на неделю или две, а на одиннадцать лет. Причём чаще всего учеба представляет собой рутину, в ней нет ничего интересного, лишь пот, боль и слезы. Соответственно, дети могут разочаровываться, начинать закатывать утренние истерики и филонить с домашними заданиями (а самые продвинутые могут симулировать болячки). Ваша задача как родителя - найти ресурсы для поддержки, дать понять, что вы всё понимаете, но без школы никак.



Обычно ситуация начинает выправляться к концу второй - началу третьей четверти, но иногда адаптация может потребовать и значительно больше времени.

Детский сад - не панацея

Если до школы ребенок ходил в детсад, это вовсе не гарантирует быстрой и успешной адаптации! Отчасти школа и детский сад похожи, оба неплохо справляются с задачей социализации, но главное всё же не в этом: в детском саду дети прежде всего играют и проводят время в коллективе. В школе придётся учиться, а для этого важно уметь часами просиживать на одном месте, внимательно слушать учителя, быть гибкими и исполнительными - многие из этих качеств могут помочь приобрести родители, но для выработки других нужно время.

Важна физиологическая готовность

Адаптироваться куда сложнее, если ваши сын или дочь не готовы к школе на уровне физиологии. Чаще всего взрослые оценивают степень готовности к зачислению в школу по тому, умеют ли дети читать и писать, но не обращают внимание на физическое состояние.

Вполне возможно, что одни дети умнее других - но этого недостаточно. Честно ответьте: может ли ваш ребенок сорок минут усидеть на одном месте, не вскакивая из-за парты или не «стекая» под неё? Может ли не засыпать на уроках после еды? Достаточно ли у него развита мелкая моторика, умеет ли он одеваться и завязывать шнурки самостоятельно? Всё это играет не меньшее значение, чем умение читать или рисовать палочки (или даже буквы), а, вообще-то, большее.

Бывает, что всё идёт не так, как должно



Разовые истерики по утрам не должны вас удивлять. Слёзы и крик в таком возрасте - естественная реакция на раздражители (если мы, чуть что не так, начинаем орать и скандалить, то что взять с шестилетки?). Хуже, если подобные проявления приобретают систематический характер и происходят регулярно.

Присмотритесь к ребенку: если его настроение не выравнивается через несколько часов после раннего пробуждения, он тревожен и испытывает нервное возбуждение или тревожность, это повод подумать - а не слишком или рано вы поспешили вытолкнуть его из родительского гнезда в школу? Другими тревожными симптомами могут стать проблемы со сном и стулом, разного рода тики, привычка грызть ручки/карандаши/ногти/волосы.

Такие дети часто жалуются на боли в животе или головную боль (иногда боль носит психосоматический характер, но некоторые дети симулируют, зная, что «по болезни» мама напишет записку, а с уроков могут отпустить). Нежелание учиться из-за неготовности к школе может вызывать нетипичные для вашего ребенка эмоциональные реакции. Например, приступы агрессии или паники, тревожность, апатичное настроение, когда ничего не хочется делать и всё валится из рук, даже любимые игрушки и мультфильмы больше не радуют.



Наконец, если дети не рассказывают о том, чем занимались в школе и как у них прошёл день, это тоже повод задуматься, а не нужна ли вашему чаду помощь - как минимум родительская, а иной раз и профессиональная?

Как помочь ребенку справиться с адаптацией к школе

Заметили у ребенка все или некоторые описанные нами симптомы? У нас для вас новость - вам нужно идти к школьному психологу или психоневрологу. А вот если протест не приобрел ещё размах системного явления, возможно, вы сможете справиться и своими силами. Вот несколько рекомендаций на этот счёт - возможно, одна из них или даже несколько покажутся полезными.

  1. Адаптация к учебе у младшеклассников связана с новыми тревогами и неизвестными прежде эмоциями и ощущениями. Задача родителей - внимательно наблюдать за тем, как ребенок справляется с этими вызовами. Одни используют для этого игры, другие рисуют, третьи бесятся: все это совершенно нормально и естественно, даже если прежде вы за чадом такой привычки не наблюдали. Так он сбрасывает излишки энергии и избавляется от тревожности.
  2. Важно не перегружать детей в первые месяцы. Второго сентября отвести малыша на французский, танцы и теннис - далеко не лучшая идея, ведь он ещё не «усвоил» новые объёмы школьной нагрузки, а вы уже придумываете ему новые «напряги».
  3. Первоклашек - по мере возможности - лучше не оставлять на продлёнку; провести в школе целый день для человека, для которого целым миром ещё недавно был двор и родительская квартира, это чересчур. А вот со второй или третьей четверти можно уже присмотреться к группам продленного дня.
  4. Первоочередная задача родителей в период адаптации - не ругать и корректировать, а помогать и поддерживать. Любой «провал» маленького человека вам нужно рассматривать в контексте приобретенного опыта. Помните: с учетом недостатка жизненного опыта любое замечание может сказаться на самооценке ребенка самым что ни есть серьезным образом, да так, что потом годами придется тратиться на походы к психотерапевту и проработку травмы и восстановление уровня самооценки!




Вместо замечаний пользуйтесь критикой по методу бутерброда: похвалите за старание, покажите, что получилось не все, предложите тут же все исправить - и так до достижения результата.

Вообще не стесняйтесь хвалить, особенно если есть за что.

Привыкать к новому, адаптироваться - дело непростое, не только для детей, но и для родителей. Иногда детям нужно просто чуть-чуть больше времени и внимания: поговорите по душам, посмотрите с ним фильм или почитайте книжку (не важно, что он уже и сам научился - важен факт чтения, как проявление заботы).

воспитание, полезные советы, интересные факты, дети, учеба, психология, школа, образование

Previous post Next post
Up