Что появилось раньше - дураки или дороги? Однозначного мнения на этот счёт нет, но одно точно: появление автомобилей придало генерации первого и второго новый импульс. В мире существует множество автодорог, и иногда они пересекаются, и в этом случае конструкторам и строителям нужно распределить потоки. Иногда это получается сделать удачно, но чаще - нет.
Существуют даже неформальные рейтинги самых никудышных развязок, способных поставить в тупик даже самого искушённого водителя!
Развязка в Суиндоне
Была построена в 70-х прошлого века и, как и любая круговая развязка, очень любима народом: здесь нет требующих остановок перекрёстков, да и светофоры не нужны.
Конструкция, разработанная Френком Бэлмором, лаконична и проста - в теории. Она состоит из пяти колец, вписанных в ещё одно, более крупное. Главная проблема для водителя заключается в том, что светофоров тут нет, вместо них специальные линии, требующие остановки, а маленькие кольца в рамках большого размечены только краской.
Движение по малым кольцам - по часовой стрелке. В прежние годы здесь постоянно дежурили регулировщики, помогавшие отыскать верный путь, однако в конце 80-х их сменили указатели.
По мнению британского альянса страховых агентств, этот перекрёсток самый неудачный в мире, хотя по количеству инцидентов и страховых случаев это и не так; местные привыкли к особенностям дорожного регулирования и называют свои шесть колец «Магической каруселью».
При этом невероятно, но факт: наличие развязки как таковой положительно сказывается на количестве пробок даже сегодня.
Накопительная развязка Лос-Анджелеса
Сравнительно молода - запущена 30 лет назад. Получила имя в честь судьи Преджерсона, который рассматривал вопрос об одной из двух магистралей, на которых и расположен этот объект.
Конструктивно включает пассажирскую и транзитную трассы, а также пути метро и железной дороги. Движение возможно на всех направлениях, а с виду эта высокая развязка настолько впечатляюща, что туристы на автомобиле иногда часами гоняют по ней кругами, пока не попадут в створ нужного съезда.
При этом со своим функционалом всё же справляется, даже заслужила парочку высоких наград от властей города.
А ещё знаменита потому что снялась в кино - всего спустя несколько лет вызвала бурный интерес киноиндустрии. Именно тут снимали кадры из фильма «Скорость», где автобус, полный пассажиров, нарезает круги на скорости 90 миль в час, а затем перелетает через недостроенный пролёт.
Правда, пока фильм снимали, строительство удалось закончить. Поэтому настоящая эстакада снята лишь до какого-то определённого момента, а после её сменяет нарисованная на компьютере (на экранах высокой чёткости можно даже заметить, когда это происходит).
Кольцевая развязка вокруг Триумфальной арки
Французы считают, что самая сложная в мире развязка - эта, но американцы с ними всё-таки не согласны (как и англичане).
Считается гвоздем в пятой точке страховых агентов, в договорах некоторых даже есть оговорка Триумфальной арки: если авария произошла здесь, на знаменитом перекрёстке 12-ти улиц с односторонним и разнонаправленным движением, то покрытие ущерба необязательно.
Предполагается, что объект рассчитан на 9-10 полос движения, хотя разметки нет, да и соответствующего столь широкой магистрали статуса главной дороги тоже. На практике это означает полный хаос, ведь водитель должен сам определить приоритетность потоков.
Мескель в Аддис-Абебе
Считается, что без проблем преодолеть Мескель может лишь тот, чей прадед родился в стране. Восемь полос в каждом направлении - и ни единого светофора, регулировщика, знака…
Тотальный хаос, тем более что водят тут по-азиатски, без оглядки на правила движения и ориентируясь только на собственные представления о прекрасном и рациональности тех или иных действий.
Раз в 5-10 лет кому-то приходит идея поставить тут светофор, но получается только хуже: люди давно привыкли ездить как вздумается, и попытки урегулировать этот процесс приводят лишь к большему хаосу.
Автомобильный и авиаперекресток в Гибралтаре
Площадь Гибралтара всего семь квадратных километров, поэтому местные вынуждены экономить каждую пядь своей небольшой территории. Поэтому автомобильная дорога тут пересекает взлётно-посадочную полосу.
Потоки разделены очень просто - шлагбаумом. Как только самолёт покидает опасную зону, он поднимается, и автомобилисты получают возможность продолжить движение.
За 70 лет существования дороги и аэропорта не было ни единой аварии, но само по себе зрелище весьма впечатляет непосвящённых и привлекает туристов.
Перекресток в Хошимине
Этот объект впечатляет не меньше, чем упомянутый выше аддис-абебский перекрёсток: поток тут плотный, поэтому развернуться направо почти невозможно, нужно прорываться в надежде на то, что многочисленные боги буддистского пантеона сохранят водителю жизнь.
А ещё тут очень много мотоциклов и мопедов, столь любимых автомобилистами всех стран.
«Гнездо» в Луисвилле
Эта сложнейшая, соединяющая целых 3 шоссе развязка была открыта в 1954 году. С высоты птичьего полёта напоминает спагетти в форме гнёзд. Носит официальное имя в честь Джона Кеннеди - как и мост и аэропорт Луисвилля.
Много лет спустя после ввода в эксплуатацию сложился консенсус: её построили по ошибке. Мало того, что она не вытягивает возросший в три раза транспортный поток, так ещё и по экологии бьёт. Страховые агенты тоже вносят своё вклад в плохую репутацию луисвилльского «гнездышка»: по статистике, машины тут бьются чаще, чем в среднем по стране, в 2,4 раза.
В 201 году власти собирались начать реконструкцию и даже выделили 1,3 миллиарда долларов, но запустить процесс удалось только накануне пандемии коронавируса. Сроки окончания работ пока неизвестны.
Развязка в Южной Бухте Бостона
Часть мегапроекта под названием Большой Тоннель - магистрали шириной в восемь полос, которую строили долгих 8 лет, попутно решая множество мелких логистических проблем.
Включает в себя 4 магистрали и железнодорожную ветку. Найти тут правильный съезд, заезд или хаб бывает непросто, но развязка новая, а потому со своими задачами пока справляется.
Синь-Чжуанская развязка в Шанхае
Каждодневный траффик этого объекта в шанхайском пригороде - 550 000 автомашин. Инженеры и строители пять лет строили это впечатляющее чудо технической мысли и потратили на его возведение около 8 миллиардов долларов, однако никакими иными способами разгрузить трассы не представлялось возможным.
Главная проблема на сегодня - загруженность; пока объект строили, количество машин выросло на 40%, поэтому даже перекрытие на ремонт одной-единственной полосы вызывает пробки протяжённостью в десятки километров и часов.
Пекин-Гонконг-Макао
Не является развязкой в общепринятом значении, но без нее наш рейтинг был бы неполон: место, где 52 полосы каким-то фантастическим образом удаётся умять в четыре или даже три, коль скоро на одной уже шесть лет идёт ремонт, априори достойно войти в него и занять почтенное место.
Шоссе Пекин Шанхай
Однажды здесь был поставлен рекорд по самой чудовищной пробке: единовременно в заторе стояли 170 000 автомобилей.