Чернобыльский «эксперимент»: что на самом деле случилось на ЧАЭС?

Oct 21, 2023 10:00


В 2019 году состоялась премьера популярного сериала «Чернобыль» от компании HBO, который, собственно, повествует о том, что и почему произошло 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС. Разумеется, в фильме достаточно много вымышленных эпизодов и откровенного привирательства, но в целом с фактами создатели сериала обращались достаточно бережно, что ( Read more... )

саморазвитие, интересные факты, общество, катастрофы, история, физика, ссср, наука

Leave a comment

peter_irich October 21 2023, 11:12:32 UTC

Пост вызывает у меня сомнения, тогда в журнале "Химия и жизнь" было описание произошедшего на станции с преговорами операторов. Там говорилось, что реактор заглох и операторы не успели произвести трбуемые измерения и, не желая полоучать выговор от начальства, стли выводить замедляющие стержни из активной зоны. По правилам техники безопасности, работать с числом стержней, меньшим 30, может резрешить только главный инженер, тогда отсуствующий, меньше 15 оставлять вообще нельзя, а они оставили 8. Когда началась неуправляемая реакция, оператор бросил аварийную зашиту, но из-за конструктивной особенности произошло то, что сказано я посте: реакция в 1-й момент ускорилась. Конечно, на международном уровне руководители СССР и лгали, но, похоже, что по сути говорили верно.

Reply

utvamu October 21 2023, 11:41:38 UTC

В журнале брехня. Забудьте.

Reply

peter_irich October 21 2023, 16:54:52 UTC

Это возможно, но тогда надо увидеть официальны или хотя бы документальные подтверждения варианта, изложенного в посте. М.б. они там и есть, но сейчас я его не вижу.

Reply

utvamu October 21 2023, 17:43:07 UTC

Послушайте, "верить нельзя никому. Мне можно" (с). На самом деле, то, что стержни при опускании могут вызвать разгон было прекрасно известно главному конструктору РБМК. Поэтому эта операция была запрещена регламентом. Чтобы её выполнить, пришлось отключить защиту. Вообще, за такие действия на ядерно-опасном объекте надо расстреливать. Спросите, почему их не расстреляли? Да именно поэтому. Они все делали согласно приказу, спущенному из Москвы. Тот факт, что это сейчас пытаются скрыть, прям-таки наводят на нехорошие мысли.

Reply

peter_irich October 21 2023, 20:07:23 UTC

Да, в статье говорилось, что опереторы последоватально отключали системы защиты. Насчёт приказа не помню, чтобы там говорилось. Там было написано, что они проскочили момент, когда можно было сделать измерения и рекатое заглох, а они стали снова его запускать.

Reply

utvamu October 21 2023, 20:18:43 UTC

Дык, если в Киеве учат, что Брюханов это сам придумал, то в Москве-то уж точно приказано забыть. :/

Ну да, в какой-то момент они пытались поднять мощность, вытащив замедляющие стержни, но мощность резко увеличилась, они инстинктивно сделали то, что не надо было делать: резко опустили стержни. Но из-за "концевого эффекта" произошёл разгон. На какие-либо действия у них уже просто не было времени.

Reply

peter_irich October 22 2023, 07:45:08 UTC

Да, в статье именно так и описывалоь. Я уже не помню, кто такой Брюханов.

Reply

utvamu October 22 2023, 16:58:03 UTC

Брюханов это директор, которого посадили.

Reply

kokoc2 October 22 2023, 16:59:53 UTC

да, посадили, после долгого разбирательства, все стрелки перевели на Брюханова

Reply

fly_dream October 21 2023, 13:53:57 UTC

Там он не совсем заглох, просто регламентные испытания должны были проводиться на определённой мощности, но из-за приготовлений к празднованию Первомая, власти запретили снижать мощность на какой-то период. А особенность конструкции этих реакторов была такая, что сразу после снижения мощности они на определённое время входили в состояние "ксенонового отравления", из-за которого набрать мощность обратно, было крайне сложно или вообще невозможно.

В итоге, вместо того, чтобы снизить мощность и пройти состояние этого отравления до начала эксперимента, из-за запретов, они снизили мощность буквально перед началом. В итоге мощность провалилась совсем (вместо необходимых 700 стало 200) и они начали извлекать тормозящие стержни, чтобы получить хоть какую-то мощность.

Тут сыграло ещё и то, что несколько раз эксперимент уже проводился и проваливался, и они стремились его провести любой ценой, чтобы к знаковой дате отчитаться перед начальством об успехе. Что привело к ряду действий операторов, которые, в совокупности с недостатками конструкции ( ... )

Reply

peter_irich October 21 2023, 16:57:38 UTC

Да, в статье говорилось о т.н. "нейтронных ядах" со временем жизни сутки, а операторам надо было сейчас.

Reply

utvamu October 21 2023, 17:49:19 UTC

Дык, как "нейтронные яды" могут влиять на ускорение реакции? По-моему, никак.

Reply

peter_irich October 21 2023, 20:03:42 UTC

Так они замедляют рекацию, поэтому и стали поднимать стержни.

Reply

utvamu October 21 2023, 20:12:31 UTC

Это были замедляющие стержни. Их, естественно, опускали. Но из-за концевого эффекта произошёл разгон вместо замедления. И причём здесь "яды"?

Reply

peter_irich October 22 2023, 07:41:18 UTC

Насколько я помню статью,, эти "яды" появляеются при заглушении реакторя и сущетвуют приблизительно сутки.

Reply

utvamu October 22 2023, 16:56:52 UTC

"Яды" должны мешать разгону реакции. Ну, возможно, это как-то повлияло на оценку ситуации персоналом, но поскольку физиков-ядерщиков должного уровня среди них не было, этим фактором можно пренебречь

Reply


Leave a comment

Up