Территорию Сомали сложно назвать единой страной, поскольку на этих землях не утихают гражданские войны уже много лет. Некоторые даже называют этот регион единственным в мире, где реализовалась анархия в своем привычном понимании. Почти все жители африканского государства имеют при себе огнестрельное оружие, а легитимное правительство не контролирует почти никакие земли.
Здесь почти каждый день случаются перестрелки и гуманитарные катастрофы, отчего местное население считается одним из самых бедных в мире.
Поскольку в Сомали почти нет способов заработать деньги легальным путем, жителям приходится преступать черту закона, чтобы выжить. Ранее на Сомалийском полуострове жители зарабатывали на жизнь рыбной ловлей, однако начало гражданской войны сделало это ремесло опасным и почти невозможным.
Почему начались войны за власть?
Политический кризис в Сомали усугубился после того, как в 1991 году диктатура Сиада Барре потерпела крах. Армия, пограничные войска и морской флот в стране фактически перестали существовать, отчего в Сомали повалили браконьеры из других стран и начали добивать экономику, вылавливая всю рыбу из здешних вод.
Сиад Барре Сомали
Местное население впало в отчаяние - работы нет, закон перестал действовать, дети начали умирать от города. Сомалийцам ничего не оставалось делать, кроме как захватывать кораблей иностранных браконьеров и требовать за них выкуп с родины.
Со временем граждане разрушенной страны осознали, что пиратство - занятие, которое намного выгоднее, чем рыбалка! Более того, к началу XXI века в прибрежной зоне Сомали браконьеры выловили всю рыбу, отчего единственный источник дохода у населения истощился.
Приходящие корабли в сомалийские воды сбрасывали токсичные отходы, рыба начала болеть, и жителям полуострова осталось только нападать на суда.
Золотой века пиратства по-сомалийски
Среди всех африканских государств Сомали обладает самой длинной береговой линией - больше 3000 километров. Здесь проходили оживленные торговые пути, поэтому в 2004-2005 году пираты стали засматриваться не только на корабли браконьеров и мирных рыбаков, но и на крупные торговые корабли.
Их налеты стали более серьезными и дерзкими, что вскоре создало угрозу для мировой торговли. Морские разбойники не боялись смерти от пуль охраны кораблей или от утопления, поскольку выкупы за суда, их экипажи и грузы можно было получить огромный.
У сомалийцев был собственный аналог порта Нассау - поселок Харадхире. Ранее здесь была небольшая деревня рыбаков, а во времена расцвета пиратства Харадхире превратился в огромную пиратскую цитадель. Почти все захваченные трофеи отправлялись в этот город, а 95% местного населения занималось пиратством - другой работы просто не было.
Пиратская биржа
В 2009 году самые умные из пиратов Сомали решили, что их промыслу необходимы инвестиции. Они открыли настоящую биржу (!), куда компании, которые занимаются морским разбоем, размещали свои акции.
Биржа работала по стандартным правилам: инвестор, который хотел принять участие в нападении на корабль и получить от нее доход, покупал акции компании за деньги, оружие, патроны, медицину для пиратов и прочие полезные для налета вещи. Разбойники рассчитывали, насколько высок риск налета, и сколько денег у них получится выручить - от этого зависела стоимость акций.
Американская биржа NYSE
Пираты, получившие деньги и оружие от инвесторов, захватывали добычу и делились ей с теми, кто поддержал нападение. Долю от любого дела имел и Харадхире, поскольку город был базой: руководство города собирало своеобразный налог на добычу и развивало на полученные деньги инфраструктуру, открывало больницы и даже школы.
Биржа пиратов работала круглые сутки, и инвестировать в нее мог любой желающий. Более того, если человеку было не на что обменять акции, он мог принять участие в налете и получить свою долю как часть пиратской команды! Фондовый рынок Сомали был чем-то вроде агентства или координационного центра, который увеличивал успех операций и доход пиратов и инвесторов. Также работники биржи собирали статистику о погибших сомалийцах, чтобы передать ее женам, детям и родителям тех, кто не вернулся с налета.
Востребованность акций пиратов росла с каждым днем. В первые месяцы существования этой структуры ценные бумаги размещало около 15 компаний, а через полгода после основания число эмитентов перевалило за 70.
Главным фактором, который позволял стать участником биржи - успешность операций компании. Изначально в разбои на море инвестировали только местные жители, а потом биржа вышла на международный уровень: пиратов спонсировали другие африканцы и даже представители Западных стран.
Самый большой единоразовый выкуп, который получали пираты - 7 миллионов долларов. Деньги выплатила греческая нефтяная компания, чей танкер захватили разбойники, а стоимость нефти на корабле равнялась 150 миллионам долларов.
Пик и закат пиратства XXI века
2010-й год стал пиковым и самым прибыльным для сомалийцев - налетчики ограбили почти 50 кораблей и получили 240 миллионов долларов выкупами. В обычный же год береговое братство Сомали зарабатывало около 150 миллионов.
Проблемой сомалийского пиратства озаботились еще в 2008 году, поскольку эксперты оценивали ежегодный ущерб от существования этого явления в 15 миллиардов долларов - в эту сумму входили выкупы, подорожавшие страховки, расходы на охрану, создание удаленных от пиратов маршрутов и покупка топлива.
Страны НАТО стали проводить военные операции против морских налетчиков с 2008 года. С Западом объединились флоты Японии, Индии, Китая, России. Военные корабли из Европы и Азии усложнили, но не прекратили налеты - пираты просто стали ловить своих жертв дальше от берега.
Лишь в 2012 году число нападений удалось приблизить к нулю - в этом помогла ЧВК Blackwater во главе с Эриком Принсом. Арабские шейхи, которые терпели убытки от нападений, выделили наемнику 50 миллионов долларов - на эти деньги он собрал тысячу профессиональных бойцов из ЮАР с кораблями, самолетами и вертолетами.
Наемники из Blackwater совершили серию жестких рейдов на пиратов, которая нанесла тем сокрушительный удар. К ним присоединились другие ЧВК, и к 2012 году военные почти уничтожили пиратство в Сомали - тогда же и исчезла знаменитая пиратская биржа. Сейчас в Сомали работают военные базы из других стран, поэтому новый этап пиратства здесь вряд ли начнется.