Спецборт президента снабжён ядерным пультом, особенными правилами и спортивным залом - а также большим количеством тайн и секретов. Казалось бы, банальный Ил-96, изготовленный в
России, большой и обладающий повышенными характеристиками по части безопасности. Но не все так просто.
Почему ИЛ?
Это крупный авиалайнер длиной больше 50 метров и размахом крыльев больше 60 м. Наибольшая скорость, которую он способен развить - 900 километров в час. Это стало возможно благодаря четырём реактивным движкам (на два больше большинства подобных самолётов в европейских странах). Аналогичные серийные агрегаты используются в коммерческой авиации, ими снабжены «Ту-204» и его старший брат - ближайшие аналоги лайнера Boeing-757.
Гражданские самолёты этой серии, рассчитанные на три сотни пассажиров, были разработаны в середине 1980-х. Но уже к 2014 «Аэрофлот» отказался от применения, а других эксплуатантов у борта не было, поэтому все 25 изготовленных машин были включены в состав специализированного лётного отряда «Россия», предназначенного для перевозок президента и правительственных чиновников.
Выбор Путина был обусловлен тем, что этот «Ил» долгие годы считался наиболее подающим надежды шедевром отечественной авиации. Но четыре двигателя устаревших моделей оказались слишком прожорливыми для экономически обоснованных перелётов.
А вот президенту без разницы, сколько стоят перевозки. А многократное дублирование систем, выраженное даже в четырёх движках вместо двух, позволяют быстрее подниматься и опускаться, демонстрировать высокую манёвренность. По словам опытного лётчика генерала Попова, даже на единственном движке борт может преодолеть несколько сотен километров и успешно сесть.
Словом, надёжность высочайшая. Кроме того, имеет место быть фактор престижа: редко какое государство использует для перевозки первых лиц самолёты и автомобили национальной разработки.
За время эксплуатации «ИЛы» шесть раз прошли модернизацию, последний раз - весной 2021 года.
Внутренности
С виду самолёт Президента ничем не отличается от других машин из спецпарка - кроме триколора на хвостовом оперении.
То ли дело внутри: это уникальный аппарат с высочайшим уровнем качества систем связи и невероятной безопасностью агрегатов. Подлинная летающая крепость, Кремль с крыльями! Самолёт оборудован специальными средствами связи, он может выслать защищённое шифром сообщение в любую точку планеты по всем известным каналам коммуникаций.
Буквы «П» и «У» в названии обозначают, что аппарат способен выполнять функцию пункта управления вооружёнными силами - в том числе стратегическими, ядерными.
Есть и средства контроля - радиолокации, радиотехники, оптического, электронного и визуального. Некоторые узлы дублированы многократно - на случай отказа.
Внутренняя планировка палуб была разработана специалистами из австрийской фирмы по производству воздушного оборудования. Странно, что этот вопрос доверен иностранцам: перечень навигационного и коммуникационного оборудования является секретным. Хотя в бытовом плане есть некоторое послабление по части секьюрити.
Известно, что самолёт оборудован всем необходимым для полноценной работы - персональным кабинетом, несколькими переговорными, гостевым салоном, спальней, спортивным залом, баром, ванной и медблоком для проведения реанимационных мероприятий и медпомощи.
В дизайне превалируют светлые пастельные тона, акцентированные тонами российского флага. Кроме того, на стенах развешены изготовленные в Павловском Посаде шитые шёлком гравюры.
По различным оценкам, стоимость подобного самолёта достигает 4-6 миллиардов рублей. По оценкам британской газеты Daily Mail, речь идёт о 400 миллионах фунтов, что кажется совсем запредельным для перевозки одного человека.
Сколько ИЛ-96-300ПУ у Путина?
За термином «борт номер один» скрывается несколько машин. У такого человека, как президент России, любой транспорт продублирован несколько раз, и на каждом летит собственная охрана, должны быть места для помощников, пула журналистов.
Летают они парами, один следом за другой на расстоянии в несколько десятков километров. Если один самолёт ломается, его сажают, пассажира и команду сопровождающих переводят на резервный и полёт продолжается. Правило резервирования действует с 1977 года.
Оно было введено, когда в российскую столицу прилетел
американский руководитель Ричард Никсон. Брежневу пришла в голову мысль показать коллеге качество отечественной авиации и совершить кружок над столицей. Когда сановитые пассажиры заняли места в салоне брежневского Ил-62, движок агрегата не смогли запустить. Аналогичная фигня случилась и с резервным. Скандал был фантастический.
Сейчас техническое обслуживание проводится на практически ежедневной основе. Средний возраст авиапарка не превышает 10 лет, а самые возрастные самолёты не летают больше полутора десятков, после чего их передают в другие министерства и федеральные службы.
Правила полётов
- К президентским полётам предъявляются особо жёсткие требования по комфорту и безопасности. Даже если у кресла не опускается спинка, это может послужить основанием для снятия с маршрута. Что уж говорить о более серьёзных неполадках?
- Второе правило - полнейшая автономность. Техобслуживание и сервис проводится частным персоналом, представители чужих авиакомпаний и аэропортовые служащие не имеют права даже близко подходить.
- Известно, что во время визитов первого лица летят сразу три самолёта: основной, запасной и передовой, с техническим персоналом, готовым даже к самым серьёзным вызовам по части поломок и безопасности.
- Единственное, что объединяет специальную авиацию с коммерческой - диспетчерские службы. Правда, когда им предстоит иметь дело с президентами, обычные пассажиры выводятся на второй план.