Несмотря на пропаганду, в советское время люди жили по-разному: кто-то обитал в крошечной комнатушке в коммунальной квартире, у других было отдельное жильё, дача, нередко государственная, и даже собственная машина. А вот в школе все перемешивались, коль скоро частных учебных заведений в Союзе не было.
Что было предметом зависти среднего советского ребёнка? Что выпрашивали у папы с мамой эти дети? Как всё это накладывалось на условия дефицита и приходилось ли добывать игрушки у фарцовщиков - так же, как дефицитные импортные джинсы?
Телевизионная игровая приставка
Родители современных заядлых обитателей виртуального мира также активно рубились в приставку - прежде всего в футбол. Такая игрушка, представляющая собой электроблок, пару пультов управления, блок питания для розетки с вилкой (в коробке ещё была инструкция) стоила 110 рублей, что составляло месячную зарплату неквалифицированного работника минус коммуналка.
Игры были встроенными - всего пять штук. Подключался чудо-прибор через антенный выход черно-белых ящиков.
Игрушечная железная дорога «Пионерская»
Дорога германского производства Piko была пределом мечтаний советского ребёнка. Комплекты были весьма разными и могли включать миниатюрные вагончики, рельсы, станции и переезды, сложные вокзалы, мостовые переходы, семафоры и домики, даже людей и растительность. Всё это производилось в
Германской Демократической Республике и стоимость одного набора могла достигать 25-30 рублей.
Продавать его начали в середине 1950-х, когда дети в принципе были не сильно избалованы играми. И на этом фоне появление изобилующего мелкими деталями с высокой точностью подгонки конструктора, миниатюрной копии полноценной «железки» стало сенсацией. Версия с электрическим приводом - трансформатором с регуляторами - обходилась уже в 36 с половиной рублей. Сейчас стоимость набора в хорошем состоянии доходит до 20 тысяч рублей.
Собирали конструктор несколько часов, а запуск поезда по кольцевому маршруту превращался в диковинное представление. Наблюдать за нарезающими круги вагончиками можно было часами.
Педальная машина
Отнюдь не каждый пацан мог стать обладателем педальной машинки с включающимися фарами и настоящим рулём - цена вопроса превышала 40 рублей, что позволяло безбедно существовать средней семье в течение месяца.
Разумеется, не стоит списывать со счетов и фактор дефицита - выпускали технику в Ленинграде на заводе имени Ленкома. Всё было так удачно, что для производства запустили отдельную сборочную линейку, а за год выпускали две сотни тысяч, что для огромной страны, конечно, было безбожно мало.
В парках развлечений такую бибику можно было взять напрокат.
Шагающая кукла
Мечта советской женщины от трёх и до семи лет. Продавались в крупной коробке из картона и имели собственное имя, причём связанное с внешним обликом игрушки: тут были темноволосые и светловолосые, даже обладательницы голубых кудрей. Чаще всего их звали Нинами, Тамарами или Валентинами.
В 1970 году стоимость игрушки составляла чуть более 10 рублей.
Конструктор «Гроссблок»
Это аналог «Лего» из Германской демократической республики, первый конструктор четвёртого типа, который начали продавать в Советском Союзе. Включал в себя три сотни деталей. Производился на фабрике в Саксонии: из набора можно было сделать высотное здание, или, напротив - небольшой уютный частный дом с витражами окон и уютной верандой.
Чуть позже появились и отечественные аналоги по пять рубчиков («Строитель» или «Юный архитектор»), но детали были значительно хуже по качеству и невзаимозаменяемыми.
Если вам интересен контент, то поддержите автора и его работу по ссылке:
https://fantalks.io/r/nvorotny Набор «Юный химик»
Выпускался в двух вариантах, различавшихся количеством элементов; в большом было три сотни опытов, в малом - в два раза меньше. Вне зависимости от варианта комплектации представлял собой набор разных реактивов в картонной упаковке с добавлением различной химической утвари - пробирок, чашек, пипеток, штативов, весов - словом, всё, что нужно для проведения простых химических опытов.
Счастливые обладатели набора без труда превращали свою комнату в самую настоящую лабораторию и получали возможность зрелищно превращать вещества одно в другое, делать химические вулканы, выделять углекислый газ, а также делать хитрый клей из творожка с нашатырём.
Электронный «Морской бой»
Помимо традиционной возможности игры в крестики-нолики существовала также электронная версия всем привычной игрушки. Она была весьма недешёвой - почти 20 рублей, и представляла собой экран с парой полей, а также планшетками с миниатюрными макетами корабликов. Чтобы сделать ход, нужно было поставить специальную метку и нажать кнопку. В случае, если вы угадывали, на экране появлялся силуэт корабля и звучал взрыв. Работала игра от батареек.
Детская кухня «Анютка»
Это была предтеча кухонь в кукольных домиках, была крайне дорогостоящей и считалась игрушкой для буржуев, а авторитет счастливых обладательниц этой игрушки взлетал на недосягаемую высоту - гости выстраивались в очередь.
Для комплекта можно было приобрести миниатюрный холодильный шкаф «Снежок». Плита и духовка могли «гореть» (была встроенная лампочка), а из крана лилась вода, для чего в задней части мойки был встроен специальный бачок. Делали игрушку на Верхнепышменском заводе в Свердловской области.
Кукольные коляски
Этот четырёхколёсный транспорт для игрушечных кукол появился в Советском Союзе только в середине 60-х годов, а до тех пор дети пользовались самоделкам из дерева, трофейными игрушками, привезёнными отцами и дедами из Германии и Венгрии, либо импровизировали что-то сами. Как вариант - игрушкой могла стать ненужная настоящая коляска.
Автосимулятор «За рулем»
Эту игру выпускали в Омске, на заводе электрических товаров. Первая партия вышла в свет в 1982 году. Что интересно: выпускается она и по сей день, хотя никакого интереса детской публики уже не вызывает (ситуация может измениться с учётом санкций, и тогда для игры настанет ренессанс).
Принцип управления был прост: руль перемещал пластмассовые автомобильчики по крутящемуся барабану, представляющему собой миниатюрную полосу препятствий. Чтобы запустить машинку, нужен был ключ зажигания. Кроме того, был реализован механизм переключения скоростей посредством коробки передач, что придавало ощущение реализма.